Движущие силы, закономерности целостного педагогического процесса
Основными движущими силами педагогического процесса являются саморазвитие и самосовершенствование личности. Саморазвитие личности - процесс обогащения деятельных способностей и иных личностных качеств человека в ходе различных видов его целесообразной деятельности, основанием которого служит присвоение социального опыта и достижений культуры, воплощенных в реалиях, вовлекаемых в процесс той или иной деятельности.Самосовершенствование личности - формирование осознанного личного идеала, сопоставление с которым часто вызывает у человека недовольство собой и стремление изменить себя. Этот процесс сопровождается особыми переживаниями относительно себя и своих поступков . Источником функционирования и развития педагогического процесса являются противоречия. Кроме того, в педагогической науке существуют внешние и внутренние противоречия. К внешним относятся противоречиям между: внешним воздействиями, требованиями и внутренней готовностью им соответствовать; целенаправленностью и планомерностью педагогического процесса и неупорядоченным влиянием социальной среды и других факторов; нарастающим потоком информации и ограниченными возможностями охватить его в педагогическом процессе; обобщенным опытом, представленным в содержании воспитания и образования и индивидуальным жизненным опытом отдельной личности; новыми воспитательными и образовательными задачами и наличным уровнем воспитанности и обученности ребенка; коллективными формами воспитания и обучения и индивидуальным характером овладения духовными ценностями; регламентацией педагогического процесса и собственной активности воспитанника; педагогическими средствами, формами и методами педагогического взаимодействия и принятием их обучающимися. К внутренним относятся противоречия между: знанием личностью нравственно-этических норм и правил поведения в обществе и уровнем сформированности соответствующих умений и привычек; сформированным идеалом личности и реальным поведением; долгом, поведением и чувствами; оценкой и самооценкой. Разрешение этих противоречий ведет к дальнейшему формированию личности, способной ориентироваться в современной изменяющейся социально-экономической ситуации. Закономерность целостного педагогического процесса - проявление устойчивых тенденций, оказывающих необходимое, существенное, определяющее влияние на его характер и протекание. Закономерности обладают спецификой, которая может быть кратко охарактеризована следующим образом:
1. Закономерности целенаправленной, сознательной деятельности людей (операционально-деятельностные).
2. Закономерности отражают необходимые, существенные связи между основными содержательными компонентами целостного педагогического процесса. С их помощью устанавливаются принципы организации и управления педагогическим процессом, отбор содержания воспитания и обучения; направленность взаимодействия педагога и обучающегося; научно обоснованный выбор методов и приемов целостного педагогического процесса (содержательно-процессуальные).
3. Большинство закономерностей педагогического процесса недолговечны, они носят исторический характер и подвержены изменениям образовательно-воспитательных парадигм и их сменами.
- Принципы целостного педагогического процесса
Принципы педагогического процесса (лат principium-основа, начало) - система основных требований к обучению и воспитанию, соблюдение которых позволяет эффективно решать проблемы всестороннего развития личности .
1 Принцип целенаправленности педагогического процесса выражает требование организовать учебно-воспитательную работу с целью всестороннего развития каждого ребенка, подготовки ее к участию в переустройстве общества, до ж жизни в демократическом правовом государстве Целевая направленность содержания, организации обучения и воспитания способствует формированию целостного научного мировоззрения, национального самосознания, эмоционально-волевой с феры, норм поведения учащихся проектировании личность школьника, педагог стремится к тому, чтобы сделать общие цели, задачи обучения и воспитания собственными целями и задачами каждого УЧНучня.
2 Принцип связи школы с жизнью Реализуется через связи содержания воспитания и обучения с процессами развития рыночной экономики, демократизации общественной жизни, реформирования системы образования До сих п процессов должны привлекаться и школьники, способствовать формированию у них моральной, психологической и практической готовности к самостоятельной общественной жизни и рабоаці.
3 Принцип научности содержания воспитания и обучения Требует, чтобы обучение и воспитание раскрывали ученикам объективную научную картину мира, закономерности развития природы, общества, культуры, мышления Р Реализуется он прежде всего при разработке программ воспитания, учебных программ и учебников Кроме формирования научного мировоззрения, этот принцип предполагает выработку у учащихся умений и навыков науковог в поиске, усвоения ими способов научной организации трудараці.
4 Принцип доступности, учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся Значит он, что обучение и воспитание должны учитывать уровень возможностей учащихся, не создавать им интеллектуальных, физики ичних и моральных перегрузок За слишком сложного содержания, недоступных форм и методов обучения снижаются мотивация, работоспособность, ослабевают волевые усилия детей, появляется чрезмерная усталость Однако с прощения содержания снижает интерес к учебе, делает невозможным формирование волевых усилий, развитие учебной работоспособности, делает проблематичным развивающее воздействие обучения в целомалом.
5 Принцип систематичности, последовательности Реализуется он в разных формах планирования (тематическое, поурочное) и написании планов, что предполагает формирование у учащихся навыков рациональной организации учебного ьнои деятельности, а также такого построения воспитательного процесса, при которой каждый воспитательное мероприятие является естественным и логическим продолжением предыдущей работы, закрепляет и развивает достигнутое, поднимает воспитания и ро свиток на высокий уровеньнь.
6 Принцип сознательности, активности, самодеятельности, творчества учащихся в педагогическом процессе способствует формированию сознательных, активных, самостоятельных и творческих людей Игнорирование его в обучении и воспитании поро оджуе безынициативность, пассивность, равнодушиесть.
7 Принцип связи обучения и воспитания с общественно полезным, производительным трудом Воспитывает молодых людей творцами общественных ценностей Ведь труд помогает познать себя и других людей, воспитывает уважение к о себе как к личности и тех, кто рядом, обогащает социальным опытом, помогает выбрать жизненный путь и самоутвердитьсяися.
8 Принцип наглядности Предполагает использование наглядности не только как средства иллюстрирования, но и для обучения учащихся самостоятельной работы с образом, особенно художественным, как источником информации, которая включает в соб би общее и единичное, особенное и индивидуальное Такая работа с наглядностью заостряет внимание, развивает аналитичность мышления, умение достигать образного выражения разнообразных технических и общественных проб лелем.
9 Принципы коллективного характера воспитания и обучения Обязывает к последовательному сочетание массовых, коллективных, групповых и индивидуальных форм работы Подготовка молодого человека к жизни в обществе и требует накопления опыта работы и активной общественной жизни в трудовом коллективе, овладение навыками коллективистских отношений (солидарности, взаимопомощи, взаимоконтроля, взаимно вимоглы ти) Коллективные нормы воспитания и обучения в сочетании а групповыми и индивидуальными позволяют одновременно влиять на массы в целом и на каждую юную личность зокререма.
10 Принцип уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к ней Уважение и требовательность к ребенку воспитывают у нее чувство человеческого достоинства, формируют представление о гуманных принципах людсь ьких отношений Педагогическое значение единства уважения и требовательности заключается также в том, что активное участие в важных общественных делах, ответственность способствуют самоутверждению, преподносят личность в вл асних глазах, окрыляют и надихаютють.
11 принципов выбора оптимальных методов, форм, средств обучения и воспитания основывается на осознании невозможности универсальных подходов к обучению и воспитанию, которые срабатывают в любых педагогу ичних ситуациях Успешно решить педагогическую проблему можно различными сочетаниями форм и методов работы Этот принцип отражает демократичность условий работы современной школы, которые дают педагогам право выбор в на научной основе оптимальных для них условий, методов, форм и приемов роботботи.
12 Принцип прочности, осознанности и действенности результатов обучения, воспитания и развития Требует обеспечения единства образовательного, воспитательного, развивающего эффекта педагогического процесса, без чего невоз ные устойчивые нравственные убеждения, развитые навыки учебно-познавательной деятельности, общественно значимое поведение и т.д. Он предусматривает необходимость осознания полученных знаний, ориентирует на формирование действенных знаний, умений, навыков и способов поведениянки.
13 Принцип комплексного подхода к обучению и воспитанию Оказывается в органических связях учебной, трудовой деятельности школьников с формированием мировоззрения, ценных для общества мотивов поведения с нравственным отношением к учебе, труду, природе, себя, других людей Комплексный подход, обеспечивающий единство организации и результатов воспитания и обучения, воплощается прежде всего в межпредметных связям Комплексность содержания воспитательного процесса осуществляется в программе воспитательной работы, которая предусматривает привлечение школьников ко всем видам деятельности целом этот принцип отражает объективную требованию заб езпечення единства обучения, воспитания и жизни ученикиучнів.
В реальном педагогическом процессе принципы обучения и воспитания реализуются в тесной взаимосвязи, взаимообуславливают друг друга, ни один из них не может быть задействован обособленно, то есть без учета и использования других.