Процесс воспитания, его специфика и структура.
ПВ– целенаправленное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников по овладен социальным и духовным опытом, ценностями и отношениями. ПВ имеет ряд особенностей: целенаправленность, вариативность результатов, отдаленность результатов, комплексность, длительность и непрерывность, многофакторность. Содержание воспитания – система знаний, взглядов, убеждений,ценностн отношений, умен, нвыков которыми личность овладевает согласно поставл целям и задачам. Она вкл в себя : личностное качество, привычки поведения, ценностное отношение, мировоззрение, убеждения, взгляды, знания.В условиях современной школы ВП направлен на: 1.Целостное формирование личности. 2. Формирование нравственных качеств личности.3. Приобщение школьников к общественным ценностям в области науки, культуры, искусства. 4 Развитие склонностей, способностей и интересов личности с учётом её возможностей и желаний, а также социальных требований. 5 Организацию познавательной деятельности школьников, развивающей индивидуальное и общественное сознание. 6 Организацию личностной и социально ценной, многообразной деятельности. 7. Развитие важнейшей социальной функции личности – общения. Этапы ПВ: 1.Ознакомление с общими нормами и требованиями.2.Формирование отношений. 3.Формирование взглядов и убеждений. 4.Формирование общей направленности личности.
Принципы воспитания личности.
Принципы ВП –это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Они отражают специфику процесса воспитания, общие положения, которыми руководствуются педагоги при решении воспитательных задач.
1.усвоение ценностей национальной и мировой культуры (культуросообразность) 2.учет возрастных и индивид особенностей воспитанников (природосообразность) 3.уважение к личности чел в сочетании с разумн требовательностью (гуманизма) 4.сочетание коллективного и индивидуал воспитания. 5.сочетание пед руководства и самостоят деятельности. 6.единство сознания и поведения личности. 7..опора на полоительное в человеке. 8.единство воспитания и самовоспитания.
Требования, предъявляемые к этим принципам: Обязательность. Комплексность. Равнозначность.
Содержание процесса воспитания. Основные направления воспитания.
Под содержанием воспитания понимают систему знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами. Умственное, физическое, трудовое и политехническое, нравственное, эстетическое воспитания, слитые в целостном педагогическом процессе, и дают возможность достичь главную цель воспитания – формирование всесторонне и гармонически развитой личности.
В основе современной идеологии воспитания лежат следующие идеи:
Реализм целей воспитания.Реальная цель сегодня – разностороннее развитие человека, опирающееся на его способности и дарования. Средство достижения этой цели – освоение человеком базовых основ культуры. Центральное понятие содержания воспитания – «базовая культура» личности – культура жизненного самоопределения: экономическая культура и культура труда, политическая, демократическая и правовая, нравственная и экологическая, художественная и физическая, культура семейных отношений
Совместная деятельность детей и взрослых. Поиск совместно с детьми нравственных образов, лучших образцов духовной культуры, культуры деятельности, выработка на этой основе собственных ценностей, норм и законов жизни составляют содержание работы воспитателя, обеспечивая активную личную позицию школьника в ВП
Самоопределение. Развивающее воспитание предполагает формирование целостной личности – человека с твёрдыми убеждениями, демократическими взглядами и жизненной позицией. Важнейший элемент содержания воспитания – культура жизненного самоопределения человека. Жизненное самоопределение – понятие более широкое, чем только профессиональное и даже гражданское. Культура жизненного самоопределения характеризуют человека как субъекта собственной жизни и собственного счастья.
Личностная направленность воспитания. В центре воспитательной работы школы должны стоять не программы, не мероприятия, не формы и методы, а сам ребёнок, подросток, юноша – высшая цель, смысл нашей педагогической задачи.
Добровольность. Без собственной доброй воли воспитанников не могут быть воплощены сущностные идеи воспитания: ни идея развития (преодоления, возвышения себя), ни идея сотрудничества. ВП, если он организован как принудительный, ведёт к деградации нравственности как ребёнка, так и учителя. Свободная воля воспитанника проявляется, если воспитатели опираются на интерес, романтику, чувство товарищеского и гражданского долга, стремление к самодеятельности и творчеству.
Коллективная направленность. В содержании воспитательной работы предстоит преодолеть отношение к коллективу как к сугубо дисциплинарному средству, способному лишь подавлять личность, а не возвышать её духовные, нравственные силы.
Устремлённость школы в жизнь – залог обновления содержания и способов воспитания, открывающего путь:
1). От нивелирования личности к её разностороннему развитию
2). От заучивания догм к познанию и преобразованию мира
3). От авторитарности и отчуждённости к гуманности и сотрудничеству.