Педагогический процесс, его сущность и структура
Педагогический процесс – это целенаправл и организов взаимод взросл и детей для реализ целей воспитания и образован в определ пед системе. Целостность (в ПП осуществ пед воздействие на личность в целом - ее сознание, эмоции, поведение) Единство (в ПП воедино слиты процессы формиров, развит, обучен и воспит личности) Общность ( все компоненты ПП воздейств на личность сообща) Субъекты : студенты, администрация, преподаватели,родители. Связи: организаторские, коммуникативные, функциональные, управленческие. Условия: внутренние ( материально-технические, морально-психологические, гигиенические, эстетические) внешние ( природно-георгафич, общественные, культурные) Закономерности ПП –связь ПП и социальной системы, и деятельности, активности самой личности, и общения. Принципы ПП – культуросообразности (передача и усвоение в ПП соц-истор опыта конкретного народа и его культуры) природосообразности (создание в ПП условий для выявления и учета природных задатков, индив особенностей личности) гуманизма ( понимание личности как высшей ценности и уважение в ПП ее прав, интересов, потребностей). Закономерности педагогического процесса: 1 Закономерность динамики пед.процесса. 2 Закономерность развития личности в пед.процессе. 3 Закономерность управления учебно-воспитательным процессом. 4 Закономерность стимулирования. 5 Закономерность единства чувственного, логического и практики в педагогическом процессе. 6 Закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности. 7 Закономерность обусловленности пед.процесса.
Этапы пед.процесса: подготовительный, основной, заключительный.
На этапе подготовки создаются надлежащие условия для протекания процесса в заданном направлении и с заданной скоростью. Решаются следующие задачи: целеполагание, диагностика условий, прогнозирование достижений, проектирование и планирование развития процесса. Этап осуществления педагогического процесса можно рассматривать как относительно обособленную систему, включающую в себя важные взаимосвязанные элементы: постановка и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности; взаимодействие педагогов и учеников; использование намеченных методов, средств и форм пед.процесса; создание благоприятных условий; осуществление разнообразных мер стимулирования деятельности школьников; обеспечение связи пед.процесса с другими процессами. В ходе пед.взаимодействия осуществляется оперативный пед.контроль, призванный играть стимулирующую роль. Важную роль на этапе осуществления пед.процесса играют обратные связи, служащие основой для принятия оперативных управленческих решений. Завершается цикл пед.процесса этапом анализа достигнутых результатов.
6. Образовательные парадигмы и их влияние на организацию педагогическогот процесса.
Педагогич парадигма – образец, модель, схема постоения педаг процесса и пед системы, которые утвердились в научно-пед сообществе в конкретн историч период в завис от мировоззрен эпохи. В истории педаг школы можно выделить 2 пед парадигмы. Научно-технократическая (с др веков до к 20 в. Сообщение точных, отчужденных от личности знаний с необходимостью их воспроизведения) и личностно-ориентированная (конец 20-нач 21. Субъкт-сусъектное взаимодействие педагога и ученика в процессе творческой и познавательной деят с учетом индивидуальных особенностей личности). Концепции образован и система зависят от уровня соц-экономич и научно-технич развития общества, национальных тражиций и культуры, уровня азвития пед теории и практики, потребностей личности и общества.
7. Личностно-ориентированный подход в образовании. Демократизация и гуманизация педагогического процесса.
Личностно-ориентированное образование - педагогический процесс, создающий условия для проявления личностных функций обучающегося: мотивации, выбора, смыслотворчества, самореализации, рефлексии и т.д. Функции личностного подхода:охрана (жизни, здоровья, свобода прав человека); опора (помощь в самоутверждении); помощь в становлении положительной Я - концепции. Правила личностно-ориентированного образования:Поощрять стремление ребенка честно относиться к своим обязанностям. Помогать обнаруживать ошибки. Поддерживать эмоциональное благополучие ребенка. Формировать положительную самооценку ребенка. Оказывать помощь в развитии собственного «Я» в процессе обучения. Предоставлять ребенку возможности для самоутверждения. Учитывать состояние и настроение ребенка. Осуждать поступок, но уважать личность. Исключать методы наказания унижающие личность.
8. Система образования Республики Беларусь.
Образование – процесс обучения и воспит в интересах человека, общества, госуд, направл на сохран, передач, умнж знаний. По отнош к госуд – государственно-частная. По отнош к церкви – светская сист образ. По характ управл – централизованная система образ, носит государственно-общественный характер. Наличие сист дошкольн образ, перех к 11 летн шк образ, дифференц обучен на старш ступени образ (профильное), зачислен в вузы по ЦТ. 10 бальная сист. Оснвные принципы гоуд образоват политики РБ: Приоритер образования, переход к обязат общему среднему образ, непрерывность уровней ступеней образован, национально-культурная основа образов, гуманизм, нучность, экологическая направленность образов, светский характер образ. Сист непрерывного образ и воспит – семейное (до 2-3 лет), дошкольное ( 2-6), общее (начальное 4 года, базовое 5 лет, среднее 2 года), специальное. Цель образования – становление и развитие образованной, творческой, национально сознательной личности. Начальная шк – формир общей грамотности, общее развитие. Базовая шк – приобретен логически заверш знаний, гражданское воспит, развитие способностей. Проф классы – заверш общего средн образ, подот к продолж образован.
9. Современные тенденции развития образования в мире.
Основные пед.концепции, опирающиеся на соответствующие философские направления, - прагматизм, неопозитивизм, экзистенциализм, неотомизм, бихевиоризм.
Прагматизм – философско-прагматическое направление, выступающее за сближение воспитания в практической деятельности. Основные положения следующие: школа не должна быть оторвана от жизни, обучение – от воспитания. В учебно-воспитательном процессе необходимо опираться на собственную активность учеников, всемерно ее развивать и стимулировать. Воспитание и обучение осуществляются не в теоретически отвлеченных формах, а в процессе выполнения конкретных практических дел, где дети не только познают мир, но и учатся работать вместе, преодолевать трудности и разногласия. В 70-ых возродился неопрагматизм, главная его сущность – самоутверждение личности.
Неопозитивизм – философско-педагогическое направление, пытающееся осмыслить комплекс явлений, вызванных научно-технической революцией. Главные положения: воспитание должно быть очищено от мировззренческих идей, ибо социальная жизнь в условиях научно-технического прогресса нуждается в «рациональном мышлении», а не в идеологии.
Экзистенциализм – влиятельное философское направление, признающее личность высшей ценностью мира. Педагогика экзистенциализма отличается пестротой направлений. Объединяет их общее недоверие к педагогической теории, к целям и возможностям воспитания. Педагогика экзистенциализма отличается пестротой направлений. Объединяет их общее недоверие к педагогической теории, к целям и возможностям воспитания.
Неотомизм – религиозное философское учение, получившее свое название от имени католического богослова Фомы Аквинского. Неотомисты признают существование объективной реальности, но ставят эту реальность в зависимость от воли Бога. Педагогика неотомизма стоит за воспитание общечеловеческих добродетелей: доброты, гуманизма, честности, любви к ближнему, способности к самопожертвованию.
Бихевиоризм – психолого-педагогическая концепция технократического воспитания, под которым понимается воспитание, базирующееся на новейших достижениях науки о человеке, использовании современных методов исследования его интересов, потребностей, способностей, факторов, детерминирующих поведение.
10.Характеристика зарубежных систем образования.
Образование в Великобритании обязательн для всех в возрасте от 5 до 16 лет. Существует два сектора образования: государственный (бесплатное образование) и частный (платные) Распространенный тип школы — это школы-пансионы (Boarding School), в которых обучаются, и живут. Классификация школ по половой принадлежности обучающихся:
Смешанные школы, Школы для девочек, Школы для мальчиков. Дошкольное образование можно получить как в государственном, так и в частном учебном заведении. Часто родители отдают детей в ясли в возрасте 3-4 лет. В частных школах в подготовительные классы принимают детей, начиная с 5 лет. Иностранные учащиеся поступают в школу с 7 лет, а в возрасте 11-13 лет сразу переводятся в средние классы той же частной школы. Начальное школьное образование.Большинство детей поступают в государственные начальные школы в возрасте 5 лет, а затем в 11 лет переходят в классы среднего образования той же школы или переводятся в колледж.Среднее школьное образование.Среднее образование в Англии для детей до 16 лет является обязательным. Все государственные и частные школы учат детей с 11 до 16 лет и готовят их к получению GCSE (General Certificate of Secondary Education) Большинство иностранных учащихся поступают в британские средние школы в возрасте 11-13 лет. Дети проходят специальный общий цикл обучения по различным предметам, который заканчивается сдачей экзамена Common Entrance Examination. Успешная сдача такого экзамена — обязательное условие поступления в старшую школу.
В 16 лет, после завершения обязательного цикла образования, студенты могут либо уйти из школы и начать работать, либо продолжить образование для того, чтобы поступить в университет. Желающим поступить в университет предлагается двухгодичный курс A-levels. После первого года обучения сдаются экзамены AS, а после второго — A2-levels. Первый год обучения предполагает обязательное изучение 4-5 предметов, второй 3-4. Обязательных предметов, необходимых к сдаче, нет - все предметы студент подбирает себе индивидуально из 15-20 предложенных школой, тем самым определяя свою специализацию, которой будут посвящены последующие 5-6 лет обучения в университете. Образование с 18-ти лет. После прохождения двухгодичного курса A-levels студенты могут получить либо профессиональное, либо высшее образование. Плата за обучение.Высшее образование платное и для своих граждан, и для иностранцев.
11. Содержание образования. Учебные планы, программы, учебники.
Под содержанием понимается система знаний, умений, отобранных для изучения в определенном типе учебного заведения. Содержание общего образования составляет основу для всестороннего развития учащихся, формирования их мышления, познавательных интересов и подготовки к трудовой деятельности. Среди систем, в наибольшей степени обусловливающих формирование содержания обучения, выделяются системы: 1) принятых целей; 2) социальных и научных достижений; 3) социальных потребностей; 4) личных потребностей; 5) педагогических возможностей и др.
Принципы формирования содержания: 1Гуманистичности; 2Научности; 3Последовательности; 4Историзма; 5Систематичности; 6Связи с жизнью как способа верификации действительности; 7Соответствия возрастным возможностям и уровню подготовленности школьников; 8Доступности Структуры изложения содержания: линейная, концентрическая, спиральная, смешанная.
Линейная: отдельные части материала образуют непрерывную последовательность тесно связанных между собой звеньев, прорабатываемых за время школьного обучения один раз.
Концентрическая: предполагает возвращение к изучаемым знаниям. Один и тот же вопрос повторяется несколько раз, причем его содержание постепенно расширяется, обогащается новыми сведениями, связями и зависимостями. Спиральная: учащиеся, не теряя из поля зрения сходную проблему, постепенно расширяют и углубляют круг связанных с ней знаний. Смешанная: комбинация линейной, концентрической и спиральной структур.
Учебный план. Содержание учебного процесса определяется учебными планами, учебными программами по предметам и фиксируется в учебных книгах, электронных накопителях информации. Учебный план – сертификат учебного заведения определяющий:
Продолжительность учебного года, длительность четвертей и каникул;
Полный перечень предметов, изучаемых в данном учебном заведении;
Распределение предметов по годам обучения;
Кол-во часов по каждому предмету за все время обучения и на изучение предмета в каждом классе; Кол-во часов в неделю на изучение каждого предмета; Структуру и продолжительность практикумов, лагерных соборов и т.п. На основе учебного плана составляются учебные программы (содержание): Объяснительная записка о целях изучения данного предмета, основных требованиях к знаниям и умениям учащихся, рекомендуемых формах и методах обучения;
Тематическое содержание изучаемого материала; Ориентировочное кол-во времени, которое учитель может потратить на изучение отдельных вопросов курса; Перечень основных мировоззренческих вопросов; Указания по реализации межпредметных и межкурсовых связей; Перечень учебного оборудования и наглядных пособий; Рекомендуемая литература
Содержание образования подробно раскрывается в учебной литературе. К ней относятся: школьные учебники, справочники, книги для дополнительного чтения, атласы, карты, сборники задач и упражнений, тетради на печатной основе и т.п. Учебник должен обеспечивать сознательное и активное участие учащихся в процессе обучения, полное освоение учебного материала. Учебник выполняет след.функции:
1Мотивационную, 2информативную, 3 контрольно-корректирующую.