Предмет и функции педагогики, ее категории. Система педагогических наук.
Предмет и функции педагогики, ее категории. Система педагогических наук.
Педагогика – наука о воспитании человека. Предмет педагогики: воспитательная деятельность осуществляемая в учебных заведениях. Функции – описательная (изучение, обобщение и описание практического опыта вопит и обучен), объяснительная (выявл закономерн, принципов, правил обуч и воспит), прогностическая (предвиленье дальнейш развит пед теории), преобразовательная (разработка новых технологий, методов, приемов, форм, средств, систем обучения и воспитания), оценочная ( экспертиза результатов исследований и их внедрение в школьную практику). Категории педагогики: воспитание, обучение, образование. Воспитание (в узком смысле) – целенаправленный и организованный процесс формирования личности, профессиональная деятельность педагога. Воспитание (В широком смысле) – передача накопленного опыта от старшего поколений к младшим. Обучение – это специально организованный, целенаправленный процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями. Основу обучения составляют знания, умения и навыки. Образование - это процесс и результат передачи и присвоения человеком системы ЗУН, опыта творческой деятельности, отношений. Главный критерий образованности – системность знаний и системность мышления. Общее образование дает знание основ наук о природе, обществе, человеке, формирует диалектико-материалистическое мировоззрение, развивает познавательные способности. Политехническое образование знакомит с основными принципами современного производства, вырабатывает навыки обращения с простейшими орудиями труда, которые применяются в быту и современной жизни.
личности, достижение уровня зрелости, устойчивости.
Система педагогических наук.Фундамент педагогики – философия образования (разрабатывает методологию пед науки). История педагогики (исследует история педагогических учений и развитие воспитания как общественного явления.)
Общая педагогика (общие закономерности воспитания 1)дидактика 2)теория воспитания) Возрастная педагогика (закономерности воспитания, образован, обучения (дошкольная, школьная)).Социальная педагогика(воспитание человека в среде проживания).Специальная (восп, образ, обучен у людей с отклонениями) профессиональная (у людей разных профессий) сравнительная (анализ воспитания, образ, обучен в разных странах).
Целеполагание в педагогике и его функции в целостном педагогическом процессе.
Целеполагание – сознательный процесс постановки целей. Функции цели: эталонная, мотивационная, нормативная. Пед цель – мысленный образ результата взаимод педагога и ученика, выраженный в изменении личности ученика. –развитии его психич процессов. –приобретен чел личностного опыта. –формировании направленности его личности. Пед цель всегда триедина, т.е. направлена на развитие, обучение, воспитание личности. Трудность целеполагания в том, что цели проектируют будущее. В процессе достижения цели корректируются, а результат никогда в полной мере не воспроизводится. Гармоничность развития личности – ее согласованность с внутрен возможностями, задатками и склонностями личности. Цель воспитания опред потребн общества, зависит отспос производства, темпов, соц-эконом развития и научно-технич прогресса. Иерархия пед целей – (сверху-вниз) педаг идеал, стратегические цели, тактичные цели, оперативные цели(текущие), личные цели. Проф задачи учителя – 1. принять соц заданную цель, сделать ее своей. 2. Представ эту цель через систему личностно значимых для ребенка учебных и воспитат задач. Т.е. сделать ее целью ребенка.
Виды обучения.
Виды обучения –способы организац процесса обучен, кот различ характером преподавания и учения.
Сообщающее обучение (объяснительно-иллюстративное) – преподаватель излагает инф в готовом виде для усвоения. Обучаемые воспринимают, запоминают и воспроизводят. Программированное обуч– препод организует учение как четко управляемый процесс через создание обучающих программ. (учебн материал обрабат и разбив на мелкие части, они последоват предъявл ученикам, после изучения кажд части следует проверка усвоения, если результ положит то дальше. Проблемное обуч – препод не сообщает готов инф, а орг работу обучаемых для ее поиска и исследов проблемн ситуации. Развивающее обуч – организ учение в зоне ближайшего развития. Созд проблемн ситуацию, чтобы анализиров, выявл отношения между ними,нахлжд общих способов решения.
Проблема эффективности современного урока. Подготовка учителя к уроку.
Подготовка урока – это разработка комплекса мер, выбор такой организации учебно-воспитательного процесса, которая в данных конкретных условиях обеспечивает наивысший конечный результат. В подготовке выделяются 3 этапа: диагностика, прогнозирование, проектирование. Диагностика заключается в «прояснении» всех обстоятельств проведения урока: возможностей учащихся, мотивов их деятельности и поведения, запросов и наклонностей, интересов и способностей, требуемого уровня обученности, характера учебного материала, его особенностей и практической значимости, структуры урока, - а также во внимательном анализе всех затрат времени в учебном процессе – на повторение опорных знаний, усвоение новой информации, закрепление и систематизацию, контроль и коррекцию знаний, умений. Прогнозирование направлено на оценку различных вариантов проведения будущего урока и выбор из них оптимального по принятому критерию Проектирование – это завершающая стадия подготовки урока, и заканчивается она созданием программы управления познавательной деятельностью учащихся.
В плане начинающего педагога должна быть отражены следующие моменты: Дата проведения урока и его номер по тематическому плану; название темы урока и класса, в котором он проводиться; цели и задачи образования, воспитания, развития школьников; структура урока с указанием последовательности его этапов и примерного распределения времени по этим этапам; содержание учебного материала; методы и приемы работы учителя в каждой части урока; учебное оборудование, необходимое для проведения урока; задание на дом.
Содержание процесса воспитания. Основные направления воспитания.
Под содержанием воспитания понимают систему знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами. Умственное, физическое, трудовое и политехническое, нравственное, эстетическое воспитания, слитые в целостном педагогическом процессе, и дают возможность достичь главную цель воспитания – формирование всесторонне и гармонически развитой личности.
В основе современной идеологии воспитания лежат следующие идеи:
Реализм целей воспитания.Реальная цель сегодня – разностороннее развитие человека, опирающееся на его способности и дарования. Средство достижения этой цели – освоение человеком базовых основ культуры. Центральное понятие содержания воспитания – «базовая культура» личности – культура жизненного самоопределения: экономическая культура и культура труда, политическая, демократическая и правовая, нравственная и экологическая, художественная и физическая, культура семейных отношений
Совместная деятельность детей и взрослых. Поиск совместно с детьми нравственных образов, лучших образцов духовной культуры, культуры деятельности, выработка на этой основе собственных ценностей, норм и законов жизни составляют содержание работы воспитателя, обеспечивая активную личную позицию школьника в ВП
Самоопределение. Развивающее воспитание предполагает формирование целостной личности – человека с твёрдыми убеждениями, демократическими взглядами и жизненной позицией. Важнейший элемент содержания воспитания – культура жизненного самоопределения человека. Жизненное самоопределение – понятие более широкое, чем только профессиональное и даже гражданское. Культура жизненного самоопределения характеризуют человека как субъекта собственной жизни и собственного счастья.
Личностная направленность воспитания. В центре воспитательной работы школы должны стоять не программы, не мероприятия, не формы и методы, а сам ребёнок, подросток, юноша – высшая цель, смысл нашей педагогической задачи.
Добровольность. Без собственной доброй воли воспитанников не могут быть воплощены сущностные идеи воспитания: ни идея развития (преодоления, возвышения себя), ни идея сотрудничества. ВП, если он организован как принудительный, ведёт к деградации нравственности как ребёнка, так и учителя. Свободная воля воспитанника проявляется, если воспитатели опираются на интерес, романтику, чувство товарищеского и гражданского долга, стремление к самодеятельности и творчеству.
Коллективная направленность. В содержании воспитательной работы предстоит преодолеть отношение к коллективу как к сугубо дисциплинарному средству, способному лишь подавлять личность, а не возвышать её духовные, нравственные силы.
Устремлённость школы в жизнь – залог обновления содержания и способов воспитания, открывающего путь:
1). От нивелирования личности к её разностороннему развитию
2). От заучивания догм к познанию и преобразованию мира
3). От авторитарности и отчуждённости к гуманности и сотрудничеству.
Предмет и функции педагогики, ее категории. Система педагогических наук.
Педагогика – наука о воспитании человека. Предмет педагогики: воспитательная деятельность осуществляемая в учебных заведениях. Функции – описательная (изучение, обобщение и описание практического опыта вопит и обучен), объяснительная (выявл закономерн, принципов, правил обуч и воспит), прогностическая (предвиленье дальнейш развит пед теории), преобразовательная (разработка новых технологий, методов, приемов, форм, средств, систем обучения и воспитания), оценочная ( экспертиза результатов исследований и их внедрение в школьную практику). Категории педагогики: воспитание, обучение, образование. Воспитание (в узком смысле) – целенаправленный и организованный процесс формирования личности, профессиональная деятельность педагога. Воспитание (В широком смысле) – передача накопленного опыта от старшего поколений к младшим. Обучение – это специально организованный, целенаправленный процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями. Основу обучения составляют знания, умения и навыки. Образование - это процесс и результат передачи и присвоения человеком системы ЗУН, опыта творческой деятельности, отношений. Главный критерий образованности – системность знаний и системность мышления. Общее образование дает знание основ наук о природе, обществе, человеке, формирует диалектико-материалистическое мировоззрение, развивает познавательные способности. Политехническое образование знакомит с основными принципами современного производства, вырабатывает навыки обращения с простейшими орудиями труда, которые применяются в быту и современной жизни.
личности, достижение уровня зрелости, устойчивости.
Система педагогических наук.Фундамент педагогики – философия образования (разрабатывает методологию пед науки). История педагогики (исследует история педагогических учений и развитие воспитания как общественного явления.)
Общая педагогика (общие закономерности воспитания 1)дидактика 2)теория воспитания) Возрастная педагогика (закономерности воспитания, образован, обучения (дошкольная, школьная)).Социальная педагогика(воспитание человека в среде проживания).Специальная (восп, образ, обучен у людей с отклонениями) профессиональная (у людей разных профессий) сравнительная (анализ воспитания, образ, обучен в разных странах).