Тема 8. Межличностные отношения
Межличностные отношения и взаимодействие в системе общественных отношений. Общее и особенное в социальных и межличностных отношениях. Виды межличностных отношений и основные формы взаимодействия: привязанность, дружба, любовь, соревнование, игра, влияние и др. Особенности личности, влияющие на формирование межличностных отношений. Феномен межличностной совместимости.
Механизмы и закономерности развития межличностных отношений. Основные этапы и условия развития отношений. Индивидуальный стиль поведения и действий. Ролевые взаимоотношения, ролевой конфликт, ролевой стресс.
Нарушения межличностных отношений: дефицитное, дефектное и деструктивное общение. Причины, виды, структура и динамика конфликтов. Стратегии поведения в конфликте. Границы эффективного конфликтного поведения. Способы конструктивного разрешения конфликтов.
Тема 9. Психология малых групп
Понятие, виды и структура малых групп. Формально-структурные и социально-психологические характеристики групп.
Взаимовлияние индивида и группы. Эффекты социального влияния группы. Феномены группового давления и групповой сплоченности (конформизм и ценностно-ориентационное единство).
Этапы и модели развития малой группы. Механизмы групповой динамики. Понятие социально-психологического климата. Совместимость и срабатываемость. Диагностика структуры и характера межличностных отношений в группе («Социометрия» Дж. Морено).
Лидерство в малых группах. Власть и влияние, виды и механизм власти лидера. Поведение лидера в группах. Психологические типы лидеров. Теории лидерства. Лидерство и руководство.
Факторы, влияющие на эффективность деятельности группы.
Тема 10. Межгрупповые отношения и взаимодействия
Основные теоретические подходы к исследованию межгрупповых отношений и взаимодействия. Феномены «этноцентризма», «внутригруппового фаворитизма» и «внешнегрупповой дискриминации». Процессы межгрупповой дифференциации и интеграции.
Психология внутри- и межгрупповых конфликтов. Стратегии управления групповыми конфликтами в организации. Факторы, влияющие на развитие культуры межгрупповых отношений и эффективность межгруппового взаимодействия.
РАЗДЕЛ 2. ПЕДАГОГИКА
Тема 11. Предмет и задачи педагогики
Особенности педагогики как науки. Объект, предмет, задачи и функции педагогики. Методологические основы и методы педагогики. Историческое развитие педагогики и ее связь с другими науками. Общая характеристика основных педагогических явлений и процессов: образование, обучение, воспитание, педагогический процесс, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача.
Тема 12. Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс
Ценности и цели образования. Образование как социокультурный феномен. Образовательная система России. Цели, содержание и структура непрерывного образования. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения.
Сущность процесса обучения как деятельности и формы общения субъектов образовательного процесса. Общие формы организации обучения: индивидуальная, парная, групповая, коллективная (совместная). Характеристика основных форм организации учебной деятельности в современной высшей школе. Понятие о методах обучения. Проблема выбора форм и методов обучения, адекватных его целям и содержанию. Методы проверки и оценки знаний, умений и навыков обучаемых.
Воспитание в педагогическом процессе. Средства и методы педагогического воздействия на личность. Организация самовоспитания личности. Критерии эффективности обучения и воспитания. Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом.
Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности. Управление образовательными системами.
Тема 13. Современные стратегии и модели образования
Функционально-ориентированная и личностно-ориентированная стратегии развития образования. Основные модели образования: традиционная, культурно-ориентированная, личностно-деятельностная. Критерии выбора содержания образования и адекватных моделей его усвоения обучающимися. Типы и виды обучения. Общая характеристика: объяснительно-иллюстративного (традиционного), программированного, проблемного, компьютерного обучения. Развивающее обучение (Д.Б.Эльконин-В.В.Давыдов),теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин),теория и технологии контекстного обучения (Л.Л.Вербицкий).Возможности модульного обучения. Теория обучения на основе нейролингвистического программирования и др.
Современные педагогические технологии: сущность, типы и основания классификации. Проблемно-поисковые и коммуникативные технологии. Анализ производственных ситуаций, имитационное моделирование, игровые технологии. Применение деловых, организационно-деятельностных и инновационных игр в организациях. Рефлексия совместной деятельности обучающего и обучающихся. Критерии выбора педагогических технологий.
Тема 14. Психолого-педагогические основы самосовершенствования
Общие психологические закономерности становления профессионала. Личностное и профессиональное самосовершенствование как основной фактор и условие становления профессионала. Цели, содержание и характеристика процесса самосовершенствования: самообразование, самовоспитание, саморефлексия и саморегуляция.
Развитие мотивации самосовершенствования специалиста в процессе жизнедеятельности. Аутопсихологическая компетентность в развитии творческого потенциала личности. Профессиональный рост (карьера) и психологическая готовность к изменениям характера профессиональной деятельности.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Пример оформления титульного листа контрольной работы
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный
инженерно-экономический университет»
Кафедра психологии и педагогики
Контрольная работа по дисциплине
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
Выполнил: _______________________________________
(Фамилия И.О.)
Студент_____ курса __________специальность_________
(срок обучения)
группа___________ № зачет. книжки _________________
Подпись _____________________
Преподаватель:___________________________________
Должность:_______________________________________
уч. степень, уч. звание
Оценка:________________ Дата: _____________________
Подпись:__________________________________________
Санкт-Петербург
200_
ПРИЛОЖЕНИЕ 3