Тема 8. Межличностные отношения

Межличностные отношения и взаимодействие в системе общественных отношений. Общее и особенное в социальных и межличностных отношениях. Виды межличностных отношений и основные формы взаимодействия: привязанность, дружба, любовь, соревнование, игра, влияние и др. Особенности личности, влияющие на формирование межличностных отношений. Феномен межличностной совместимости.

Механизмы и закономерности развития межличностных отношений. Основные этапы и условия развития отношений. Индивидуальный стиль поведения и действий. Ролевые взаимоотношения, ролевой конфликт, ролевой стресс.

Нарушения межличностных отношений: дефицитное, дефектное и деструктивное общение. Причины, виды, структура и динамика конфликтов. Стратегии поведения в конфликте. Границы эффективного конфликтного поведения. Способы конструктивного разрешения конфликтов.

Тема 9. Психология малых групп

Понятие, виды и структура малых групп. Формально-структурные и социально-психологические характеристики групп.

Взаимовлияние индивида и группы. Эффекты социального влияния группы. Феномены группового давления и групповой сплоченности (конформизм и ценностно-ориентационное единство).

Этапы и модели развития малой группы. Механизмы групповой динамики. Понятие социально-психологического климата. Совместимость и срабатываемость. Диагностика структуры и характера межличностных от­ношений в группе («Социомет­рия» Дж. Морено).

Лидерство в малых группах. Власть и влияние, виды и механизм власти лидера. Поведение лидера в группах. Психологические типы лидеров. Теории лидерства. Лидерство и руководство.

Факторы, влияющие на эффективность деятельности группы.

Тема 10. Межгрупповые отношения и взаимодействия

Основные теоретические подходы к исследованию межгрупповых отношений и взаимодействия. Феномены «этноцентризма», «внутригруппового фаворитизма» и «внешнегрупповой дискриминации». Процессы межгрупповой дифференциации и интеграции.

Психология внутри- и межгрупповых конфликтов. Стратегии управления групповыми конфликтами в организации. Факторы, влияющие на развитие культуры межгрупповых отношений и эффективность межгруппового взаимодействия.

РАЗДЕЛ 2. ПЕДАГОГИКА

Тема 11. Предмет и задачи педагогики

Особенности педагогики как науки. Объект, предмет, задачи и функции педагогики. Методологические основы и методы педагогики. Историческое развитие педагогики и ее связь с другими науками. Общая характеристика основных педагогических явлений и процессов: образование, обучение, воспитание, педагогический процесс, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача.

Тема 12. Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс

Ценности и цели образования. Образование как социокультурный феномен. Образовательная система России. Цели, содержание и структура непрерывного образования. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения.

Сущность процесса обучения как деятельности и формы общения субъектов образовательного процесса. Общие формы организации обучения: индивидуальная, парная, групповая, коллективная (совместная). Характери­стика основных форм организации учебной деятельности в современной высшей школе. Понятие о методах обучения. Проблема выбора форм и методов обучения, адекватных его целям и содержанию. Методы проверки и оценки знаний, умений и навыков обучаемых.

Воспитание в педагогическом процессе. Средства и методы педагогического воздействия на личность. Организация самовоспитания личности. Критерии эффективности обучения и воспитания. Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом.

Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности. Управление образовательными системами.

Тема 13. Современные стратегии и модели образования

Функционально-ориентированная и личностно-ориентированная стратегии развития образования. Основные модели образования: традиционная, культурно-ориентированная, личностно-деятельностная. Критерии выбора содержания образования и адекватных моделей его усвоения обучающимися. Типы и виды обучения. Общая характеристика: объяснительно-иллюстративного (традиционного), программированного, проблемного, компьютерного обучения. Развивающее обучение (Д.Б.Эльконин-В.В.Давыдов),теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин),теория и технологии контекстного обучения (Л.Л.Вербицкий).Возможности модульного обучения. Теория обучения на основе нейролингвистического программирования и др.

Современные педагогические технологии: сущность, типы и основания классификации. Проблемно-поисковые и коммуникативные технологии. Анализ производственных ситуаций, имитационное моделирование, игровые технологии. Применение деловых, организационно-деятельностных и инновационных игр в организациях. Рефлексия совместной деятельности обучающего и обучающихся. Критерии выбора педагогических технологий.

Тема 14. Психолого-педагогические основы самосовершенствования

Общие психологические закономерности становления профессионала. Личностное и профессиональное самосовершенствование как основной фактор и условие становления профессионала. Цели, содержание и характеристика процесса самосовершенствования: самообразование, самовоспитание, саморефлексия и саморегуляция.

Развитие мотивации самосовершенствования специалиста в процессе жизнедеятельности. Аутопсихологическая компетентность в развитии творческого потенциала личности. Профессиональный рост (карьера) и психологическая готовность к изменениям характера профессиональной деятельности.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Пример оформления титульного листа контрольной работы

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный

инженерно-экономический университет»

Кафедра психологии и педагогики

Контрольная работа по дисциплине

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Выполнил: _______________________________________

(Фамилия И.О.)

Студент_____ курса __________специальность_________

(срок обучения)

группа___________ № зачет. книжки _________________

Подпись _____________________

Преподаватель:___________________________________

Должность:_______________________________________

уч. степень, уч. звание

Оценка:________________ Дата: _____________________

Подпись:__________________________________________

Санкт-Петербург

200_

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Наши рекомендации