Тема 1. Особенности психологии как науки
Сфера психологии, специфический характер психологических феноменов. Соотношение житейской, художественной и научной форм психологического знания. Объект, предмет и основные принципы психологии. Место психологии в системе научного познания. Методы психологической науки.
История развития психологического знания и основные направления в психологии. Структура современной психологии.
Тема 2. Природа и развитие психики человека
Психика и ее основные функции. Психика, поведение и деятельность. Возникновение и развитие психики в фило- и онтогенезе.
Биологические основы психики. Психика и организм: иммунная, эндокринная, нервная и психическая регуляторные системы. Психика и мозг человека: принципы и общие механизмы связи (условно-рефлекторная деятельность, функциональная система П.К. Анохина, понятие об интегративной деятельности головного мозга, проблема локализации психики и межполушарная асимметрия).
Структура психики и многообразие психических явлений. Сознание как высшая форма психического отражения. Сознание и бессознательное. Состояния сознания. Структура сознания.
Тема 3. Познавательная сфера человека. Психические познавательные процессы
Целостность системы познания. Уровни познания и психические познавательные процессы.
Ощущения и восприятие. Общая характеристика и анатомо-физиологические механизмы ощущений. Виды и свойства ощущений. Пороги чувствительности и их изменение. Виды и свойства восприятия. Восприятие времени, пространства, движения. Феномены восприятия.
Внимание как психический феномен. Внимание и сознание. Виды внимания. Характеристика свойств внимания. Внимание и наблюдательность. Развитие внимания.
Основные мнемические процессы и механизмы памяти. Виды и формы памяти. Психологические закономерности, индивидуально-типологические особенности, тренировка и развитие памяти.
Мышление как высшая форма познавательной деятельности. Мышление и речь. Виды и формы мышления. Индивидуально-психологические особенности, типология и качества мышления. Мышление как процесс решения задач. Стадии мыслительного процесса и основные мыслительные операции. Особенности профессионального мышления. Развитие мышления.
Воображение и его роль в психической деятельности. Виды, формы и механизмы воображения. Воображение и творчество.
Понятие интеллекта. Структура, типологические и индивидуальные особенности интеллекта. Умственное развитие и интеллект человека. Интеллект и креативность мышления. Изучение интеллектуальных (познавательных) способностей человека.
Тема 4. Эмоционально-волевая сфера человека. Регулятивные процессы психики
Эмоции и чувства человека, их природа и функции. Теории эмоций. Виды и формы эмоций. Фундаментальные эмоции. Универсальность выражения дифференциальных эмоций. Культурные различия в выражении эмоций. Субъективное переживание эмоций. Эмоциональные состояния и свойства личности. Управление эмоциями.
Современные представления о воле. Волевая регуляция поведения и деятельности человека. Структура волевых действий. Возрастные особенности волевой регуляции и формирование волевых качеств личности.
Тема 5. Мотивационная сфера человека. Психическая регуляция поведения и деятельности
Общая характеристика мотивационной сферы. Представление о потребностях и мотивах. Характеристика потребностей: органические, надорганические, удовлетворение потребностей. Виды мотивов. Иерархическая организация потребностно-мотивационной сферы личности. Интенсивность мотивации и эффективность деятельности. Динамический аспект мотивации. Основные концепции мотивации. Мотивация достижения и избегания неудач. Учебная и профессиональная мотивация.
Понятие деятельности в психологии. Психологическая структура деятельности. Виды деятельности. Деятельность и личность. Рефлексия в профессиональной деятельности.
Тема 6. Психология личности
Проблема личности в психологии. Личность как социокультурная реальность. Соотношение понятий «индивид», «индивидуальность», «личность». Психическое развитие личности: факторы, периодизация, выбор жизненного пути. Развитие «Я-концепции» личности. Соотношение социализации и индивидуализации. Социальная зрелость личности и ее характеристики.
Теории личности: психодинамическая (З. Фред), аналитическая (А. Адлер, К. Юнг), поведенческая (Дж. Уотсон, Б. Скиннер), когнитивная (Дж. Келли), гуманистическая (К. Роджерс, А. Маслоу), диспозициональная (Г. Айзенк, Г Оллпорт), деятельностная (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев).
Индивидные предпосылки функционирования и процессуально – иерархические подструктуры личности. Понятие о темпераменте. Темперамент и личность. Темперамент и деятельность. Темперамент и характер человека. Психологическая характеристика типов темперамента. Типология характеров людей. Акцентуации характера. Характер и особенности поведения и деятельности (управленческих решений). Задатки и способности. Виды и уровни способностей. Раскрытие задатков в деятельности и развитие способностей.
Профессионально важные качества личности. Уровни, правила и способы построения психологических характеристик личности.
Тема 7. Психология общения
Общение и речь. Общее понятие о языке и речи. Функции, формы и виды речи. Типы и свойства речи. Понятие и основные характеристики общения (стиль, манеры, цели, средства, результат). Общение и деятельность. Функции, виды (уровни) и структура общения.
Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения). Специфика, структура и средства коммуникации. Вербальная (речевая) и невербальная коммуникации. Психологические барьеры общения и способы их преодоления. Коммуникативная компетентность.
Общение как восприятие и понимание людьми друг другом (перцептивная сторона общения). Механизмы, закономерности и эффекты социальной перцепции. Имидж. Проницательность. Взаимопонимание.
Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения). Сущность, структура (контакт, действие, отношение) и виды взаимодействия (кооперация, конкуренция). Стили взаимодействия: ритуальный (формальный), манипулятивный, гуманистический. Стратегии и тактики влияния и манипулирования. Механизмы психологической защиты и способы их преодоления. Основные факторы и условия эффективного общения.