Раздел 2. Познавательная сфера.
Тема «Ощущение»
Задача 12
Орел видит значительно дальше, чем человек, но человеческий глаз замечает в вещах намного больше, чем глаз орла. Собака обладает значительно более тонким обонянием, чем человек, но она не различает и сотой доли тех запахов, которые для человека являются определенными признаками различных вещей.
1) В чем причина качественных различий между познанием человека и животных?
2) Можно ли закономерности психики, выявленные на животных, переносить на психику человека? Если нет, то почему?
3) В чем качественное отличие интеллектуальных форм поведения высших животных и человека?
4) В чем заключаются особенности ощущений как своеобразной формы психического отражения действительности и в чем проявляется взаимосвязь их с другими психическими процессами? Проиллюстрируйте свои утверждения примерами.
Задача 13
Мы, слепоглухие, не только замечаем непорядок в своём костюме, но даже непорядок в костюме тех, кто нас окружает. Например, я помню такой случай: я читала с А. И.. Когда я сделала движение свободной рукой, то случайно прикоснулась к юбке А. И. Мне показалось, что юбка одета наизнанку. Я посмотрела лучше, и действительно, юбка А. И. была наизнанку.
- У вас юбка надета наизнанку.
- Нет.
- А вот посмотрите - швы наверху.
А. И. посмотрела.
- Да, правда.
- Как вы её так одели?
- Я встаю рано, в комнате темно, и я ничего не вижу.
- А разве вы не чувствуете на осязание?
- Нет, она одинакова с обеих сторон.
- нет, не одинакова. Вы посмотрите лучше, разве нижняя сторона похожа на лицевую? (По О. И. Скороходовой)
1 ) Дайте определение понятия ощущение.
2) О каком виде ощущений идёт речь в примере?
3) Чем объяснить тот факт, что у О. И. Скороходовой эти виды ощущений развиты лучше, чем у других людей?
- Какая закономерность ощущений как психического процесса проявляется в следующем примере?
Задача 14
Длительно воздействующий неприятный запах перестаёт ощущаться.
1 ) О каком познавательном процессе идет речь в примере?
1. Дайте определение представленному процессу.
2. Какой вид ощущений представлен в описанной ситуации?
3. Какая закономерность ощущений как психического процесса проявляется в данном примере?
Тема «Восприятие»
Задача 15
Экспериментатор показывает ребёнку картинку и говорит: «Посмотри хорошенько, всё запомни, потом мне подробно расскажешь». После рассматривания картинка убирается и ребёнку предлагается ряд вопросов, направленных на выяснение полноты и точности восприятия (кто нарисован на картинке? Сколько человек? Как они были одеты? Где это происходит? И т. д.)
В другом случае, показывая ребёнку картинку, экспериментатор не только требует хорошенько посмотреть и всё запомнить, но и заранее ориентирует восприятие ребёнка предварительными вопросами (посмотри, сколько человек тут нарисовано. Как они одеты? Где это происходит? И т. д.). Затем, как и в первом случае, картинка убирается и ребёнку предлагают ряд вопросов для выяснения полноты и точности восприятия.
1) Дайте определение понятия восприятие.
2) В каком случае ответы ребёнка будут содержательнее? Почему?
3) Как повлияют вопросы взрослого на полноту и глубину восприятия ребёнка?
4) Какие экспериментатор должен создать условия для того, чтобы восприятие ребенка было более глубоким?
Задача 16
Слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию. Она остаётся той же самой, если её исполняет симфонический или струнный оркестр или один рояль.
- О каком познавательном процессе идет речь в данном примере?
- Перечислите известные Вам свойства восприятия. Дайте им определение.
- Какое свойство восприятия отмечается в данном примере.
- Приведите примеры аналогичного свойства восприятия из жизни и практики.
Тема «Внимание»
Задача 17
Миша К. сидит лицом к учителю. Он спокоен, его взгляд устремлён в окно, точнее во двор. Миша ничем не нарушает дисциплину, но за ходом урока не следит. Один из учеников ошибся у доски, весь класс смеётся. Миша так же спокоен, так же пристально смотрит в окно. Учитель переводит взгляд туда же. Он видит: во дворе мальчики играют в футбол. Они горячо спорят, что-то доказывая одному из вратарей. Миша тоже возмущён, он порывается что-то крикнуть. Учитель задаёт Мише вопрос. Миша недоумённо молчит.
1) Определите, по каким внешним признакам следует судить о невнимании ученика на уроке?
2) Что могло явиться причинами, вследствие которых ученик стал невнимательным?
3) Каковы должны быть действия учителя для того, чтобы привлечь внимание ученика?
4) Какие можете предложить ученику задания, направленные развитие у него произвольного внимания?
Задача 18
Ученик музыкальной школы однажды утром слышал интересную радиопередачу для школьников. Вдруг он вспомнил, что к сегодняшнему уроку музыки он должен разобрать заданную пьесу. Продолжая слушать радио, он сел за пианино и стал негромко разбирать пьесу. Когда радиопередача была закончена, мальчик закрыл пианино, выключил радио и отправился в музыкальную школу. Там его похвалили за хорошо разобранную пьесу, а по дороге домой он подробно рассказывал друзьям содержание прослушанной радиопередачи.
1)Дайте определение понятия внимание.
2) Определите, какое свойство внимания проявляется в описанном случае? По каким признакам это можно установить?
3) Благодаря каким факторам ученик смог одновременно выполнять несколько дел? С чем это связано?
4) Какие можете предложить ученику задания, направленные развитие у него переключаемости внимания?
Тема «Память»
Задача 19
Иногда на оживлённой улице можно наблюдать такую сцену: один прохожий внимательно взглянув на другого, радостно бросается ему на встречу:
- Вы?! Это вы?!
- Простите, мне кажется, что я вас не знаю. А где мы с вами встречались?
- А помните, в таком-то году, в таком-то городе?
-А..! Так вы…(По В. С. Мерлину.)
1) Дайте определение понятия память.
2) Выше описаны действия человека, характеризующие различные процессы памяти. Определите, какой процесс памяти проявляется в описанной ситуации.
3) Определите, какой вид памяти описан в ситуации?
4) Какие можете предложить приемы для развития у человека зрительной памяти?
Задача 20
Ученик, рассказывая биографию Суворова, пропустил важный эпизод из жизни великого полководца. Тогда учитель сказал мальчику только одно слово: «Альпы», - и он тут же без труда рассказал этот эпизод.
1) Укажите, в описанной ситуации проявляется смысловое или механическое запоминание? По каким признакам вы это установили?
2) Чем отличается смысловое запоминание от механического?
3) Какие факторы повлияли на характер запоминания в описанном случае?
4) Какие можно предложить ребенку задания для развития смыслового запоминания?
Задача 21
Ученик излагает материал по истории, заданный неделю назад, и воспроизводит 70% содержания учебника. Спрошенный через месяц по тому же вопросу, он воспроизводит лишь 45%.
1. О каком познавательном процессе идет речь в приведенном выше примере?
2. Какие процессы памяти Вы знаете? Перечислите и дайте им определения.
3. О каком процессе памяти идет речь в данном примере?
4. Приведите примеры из жизни и практики, касающиеся других процессов памяти.
Задача 22
Двое учеников 7 класса начали заучивать рассказ.
- Ой, какой большой! Тут сидеть и сидеть, - сказал один из них.
- Совсем уж не такой большой, быстро сделаем,- ответил другой.
1. О каком познавательном процессе идет речь?
2. Определите, какой из учеников лучше запомнит рассказ, если учесть, что способность запоминания у них одинакова?
3. Какое условие успешного запоминания будет соблюдать один из мальчиков?
4. В каком случае запоминание будет более эффективно, в каком – наименее эффективно? Почему?
Тема «Мышление. Речь»
Задача 23
Маша очень любознательный и смышленый ребёнок. Ей всё интересно. Когда мама попросила помочь накрыть на стол, то Маша стала ставить тарелки, называя членов семьи. Собирая мозаику, девочка легко изменяет замысел, примеряя новые детали, но если мама сказала, что нужно выбрать только одну какую-либо деталь, то Маша поступит так, как сказала мама.
1) Дайте определение понятия мышление.
2) Определите, какой вид мышления преобладает у данного ребёнка?
3) Чем объясняется поведение ребенка? Какие факторы влияют на это?
4)В чем прослеживается связь мышления с речью ребенка? И для какого возраста характерно «проговаривание» действий вслух?
Задача 24
Дима любит трудные задания, особенно такие, где решение может быть несколькими способами. Он очень внимательно читает условие задания, стремясь связать задачу с изученным материалом. Он любит поспорить с учителем, отстаивая свою правоту. С заданиями, особенно по математике, справляется в классе первым. В других областях знаний тоже показывает высокие результаты.
1) Определите, какой вид мышления преобладает у данного ребёнка?
2) Какие качества ума прослеживаются в данном описании. Поясните свой ответ.
3) Чем объясняется поведение ребенка? Какие факторы влияют на это?
4) Приведите примеры приемов развития словесно-логического мышления.
Задача 25
Учитель в 1 классе показывает картинки, на которых изображены баскетбольный мяч, гимнастические кольца, теннисная ракетка, брусья, ядро, перекладина, скакалка, кегли. Далее учитель просит детей разделить все предметы на две группы.
1. Дайте определение понятия мыслительные операции.
2. Перечислите известные Вам мыслительные операции и дайте им определения.
3) Определите, какие операции мышления будут выполнять учащиеся в
описанной ситуации.
4) Укажите мыслительную ситуацию, обратную данной. Приведите пример.
Задача 26
Речь, в которой отсутствуют неязыковые коммуникативные средства — жесты, мимика, изображение.
1. Дайте определение понятию речь.
2. Какие виды речи Вы знаете? Дайте им характеристику.
3. Выделите особенности вида речи, описанного в данной ситуации (диалогическая, монологическая, письменная, внутренняя и др.).
4. Приведите пример вида речи, обратного данному.
Тема «Воображение»
Задача 27
Любимым занятием учащихся на уроке географии были путешествия по карте. Учитель показывал какую-нибудь точку на карте, а учащиеся должны были описать флору, фауну, рельеф, вид городов, жилищ, людей данной местности.
1) Дайте определение понятия воображение.
2) Развитию какого вида воображения способствует описанный в ситуации методический приём?
3) Для какого возраста детей целесообразно использовать такие методические приемы по развитию воображения? Почему?
4) Какие можете предложить методические приемы по развитию воображения у детей. Приведите примеры.
Задача 28
…Начиналось воспаление лёгких… Яше становилось всё хуже, очень хотелось пить, но он никак не мог ни позвать кого-нибудь, ни подняться с кровати. Вдруг он убедился, что находится внутри металлического шара, фантастического межпланетного корабля, того самого, на котором путешествовал Кэйвер с Земли на Луну. Шар почему-то вращался, и Яшу с большой силой прижимало к его гладкой раскалённой поверхности. Кроме того, все предметы расплывались в волнах розового тумана, застилавшего глаза.…В нём замелькали большие радужные круги. Потом куги поблекли, туман исчез, и Яша с удивлением заметил, что находится среди каменных гор. Это была странная местность - без всяких признаков растительности и воды. Она не походила на те места Урала, которые знал Яша, хотя всё это он где-то уже видел. Вот только где? И тут он понял, что находится на…Луне! В чёрном небе горели необыкновенно крупные звёзды. Они не мерцали и были так же ярки, как и солнце, висевшее над острыми гребнями скал…
1) Укажите какой психический процесс описан в данной ситуации? Дайте ему определение.
2) Какие виды воображения Вы знаете?
3) Определите, какой вид воображения описан в ситуации?
4) Приведите пример из жизни и практики, касающийся данного вида воображения.