Психолого-педагогический практикум
8 часов (4 ауд. + 4 внеауд.)
Освоение содержания данного модуля обеспечивает формирование следующих компетенций:
ОК – 1,2,3, 14. ОПК – 2. ПК – 3,5.
Знать:
· сущность и специфику педагогических задач;
· типы педагогических задач;
· этапы решения педагогических задач;
· методы педагогической диагностики;
· различные подходы к решению педагогических задач;
· роль мастерства и креативности педагога в решении педагогических задач.
Уметь:
· формулировать педагогические задачи (стратегические, тактические, текущие);
· поставить педагогический диагноз;
· разработать содержание образовательной и воспитательной деятельности учителя в соответствие с теми педагогическими задачами, которые необходимо решать;
· учитывать различные контексты (социальные, культурные, национальные и т.д.), при решении педагогических задач.
Владеть:
· современными методами педагогической диагностики;
· решать педагогические задачи, используя при этом различные алгоритмы (на выбор студента);
· основами моделирования образовательных и педагогических ситуаций.
Виды деятельности:
· решение учебных педагогических задач;
· моделирование процесса решения педагогических задач;
· создание картотеки педагогических задач (из литературы и материала педагогической практики);
· выделение эффективных приёмов решения педагогических задач.
Продукты деятельности:
· различные варианты решения одной и той же педагогической задачи с педагогическим анализом эффективности принятого решения;
· модель образовательно-воспитательного процесса (письменно или в графическом виде);
· картотека педагогических задач (с целью выявления у студентов следующих компетенций: умения собирать, анализировать информацию, выделить в ней главное и на основе этого поставить педагогический диагноз);
· картотека приёмов решения педагогических задач.
Тематика лекционного курса (2 часа).
Тема I. Решение психолого-педагогических задач, моделирование образовательной и педагогической ситуаций (2 часа).
Сущность и специфика педагогической задачи. Компоненты педагогической задачи. Типы педагогических задач и их характеристика. Стратегические, тактические, текущие задачи. Дидактическая и воспитательная задача. Этапы решения педагогической задачи. Осознание педагогической задачи, анализ исходных данных и постановка педагогического диагноза. Процесс решения педагогической задачи. Алгоритмы решения педагогических задач. Профессионализм и мастерство учителя в решении педагогической задачи.
Моделирование образовательной и педагогических ситуаций. Планирование как результат конструктивной деятельности педагога.
Тематика семинарских занятий (2 часа).
Тема I. Решение психолого-педагогических задач, моделирование образовательной и педагогической ситуаций. (2 часа).
Вопросы для обсуждения:
1. Покажите суть и специфику педагогической задачи.
2. Охарактеризуйте основные типы педагогических задач.
3. Раскройте этапы решения педагогической задачи.
4. Охарактеризуйте действия учителя по поиску и постановке педагогической задачи.
5. Проиллюстрируйте проявления профессионализма и мастерства учителя в решении педагогических задач.
Задания к семинару:
1. Приведите примеры педагогических задач (стратегических, тактических, текущих). Поэтапно опишите процесс их решения.
2. Опишите методы психолого-педагогического исследования, отвечающие за постановку педагогического диагноза.
3. Очертите подходы к решению педагогических задач позиций возрастной психологии.
4. Разработайте урок (цель, план урока) ориентируясь на те, или иные педагогические задачи.
5. Рассмотрите следующую педагогическую задачу: Выяснилось, что ученик Н. систематически стал недобросовестно выполнять домашнее задание. После школы он остаётся один дома, так как мать много работает, а отец в длительной командировке. Придумайте варианты решения. Ответ обоснуйте.
Основные понятия модуля:
Педагогическая задача; педагогическая ситуация; алгоритм решения педагогической задачи; модель решения педагогической задачи; диагностирование; проектирование; прогнозирование; креативность личности педагога; креативные способности педагога.
Темы для внеаудиторной учебной работы студентов (4 часов)
№ п/п | Изучаемые вопросы | Кол-во часов | Виды деятельности | Продукт деятельности |
1. | Различные подходы к решению педагогических задач, методы постановки педагогического диагноза. | Библиографический поиск, анализ литературы. | Аннотирован ный список литературы, алгоритм(ы) постановки педагогического диагноза. | |
2. | Роль мастерства и креативности педагога в решении педагогических задач. | Анализ различных источников (литература, педагогическая практика кино, интернет, и т.д.). | Картотека «типовых» педагогических задач и таблица приёмов решения этих задач. | |
Итого |
Вопросы к зачету:
1. Проанализируйте законодательство РФ об образовании. (Правовая норма и ее признаки. Виды источников права).
2. Проведите анализ международных правовых актов системы образования.
3. Охарактеризуйте основные нормативно-правовые документы, отражающие государственные требования к деятельности образовательного учреждения.
4. Проанализируйте устав образовательного учреждения как основной учредительный документ: содержание, правила его оформления и утверждения, порядок внесения изменений и дополнений в Устав образовательного учреждения. Локальные нормативные правовые акты образовательного учреждения.
5. Обоснуйте права ребенка и формы их правовой защиты с позиции конвенция о правах ребенка .
6. Проведите анализ прав личности на образование( проблемы реализации, формы получения образования, правовой статус учащихся образовательных учреждений).
7. Проанализируйте права и обязанности работников образовательных учреждений. (Право на аттестацию педагогических работников и его нормативно-правовое обеспечение).
8. Проанализируйте права и обязанности родителей (законных представителей) в образовательных отношениях.
9. Охарактеризуйте различные типы и виды образовательных учреждений.
10. Проведите классификацию образовательных учреждений по их организационно-правовой форме.
11. Проанализируйте программу модернизации педагогического образования с позиции обеспечения качества и инновационных подходов.
12. Раскройте государственно-общественный характер управления системой образования.
13. Проанализируйте основные принципы управления педагогическими системами.
14. Раскройте сущность внутришкольного контроля и регулирования в управлении.
15. Охарактеризуйте основные функции управления школой.
16. Докажите необходимость взаимодействия социальных институтов в управлении педагогическими системами.
17. Проанализируйте необходимость повышения квалификации учителей. Проблема аттестации кадров.
18. Дайте определение педагогической задачи, перечислите типы педагогических задач.
19. Раскройте сущность стратегической задачи.
20. Раскройте процесс решения педагогической задачи (этапы, анализ, педагогический диагноз).
21. Раскройте специфику дидактических и воспитательных задач.
22. Опишите алгоритм постановки педагогического диагноза.
23. Отличия образовательной и педагогической ситуации.
24. Охарактеризуйте роль профессионализма учителя в решении педагогических задач.
25. Опишите и проанализируйте последовательность действий учителя при решении педагогических задач.
26. Опишите этапы решения педагогической задачи.
27. Представьте различные подходы к решению педагогических задач.
28. Определите роль моделирования при решении педагогических задач.
29. Раскройте специфические особенности педагогических задач.
30. Раскройте взаимосвязь компонентов педагогической задачи.
31. Охарактеризуйте тактические педагогические задачи.
32. Охарактеризуйте текущие педагогические задачи.
33. Выделите общее и особенное в тактических, оперативных и текущих педагогических задачах.
Список рекомендуемой литературы:
1. Артеменко О.Н. Психолого-педагогический практикум: учебно-методическое пособие// О.Н. Артеменко, И.А. Малашихина, Н.А. Суханова. - СГУ, 2007.
2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Общая педагогика и история педагогики; Педагогика и психология личности; Педагогические задачи и ситуации; методы психолого-педагогической диагностики: учебное пособие для вузов. Изд.:Питер.- 2007.
3. Бордовская Н.В. Реан А.А. Педагогика: Общая педагогика и история педагогики; Педагогика и психология личности; Педагогические задачи и ситуации и др.: Учебное пособие для вузов. Изд.: Питер. - 2008.
4. Быков А.К. Психолого-педагогический практикум: учебное пособие изд.: ТЦ Сфера. - 2006
5. Баландина Л.Л., Евтух Т.В. Психологические задания на период педагогической практики. Издание 2-е исправленное. Изд.: Флинта, МПСИ. 2008.
6. Глазунов А.Н. Глазунова М.А., Ларинова И.А. Социально-педагогические задачи. Изд.: Владос. - 2008.
7. Деркунская В.А. Личностно-профессиональное самопознание студента педагогического ВУЗа: психолого-педагогический практикум: учебно-методиченское пособие. - Сибирское университетское издательство, 2007.
8. Дыгун М.А., Дыгун Е.П., Муравьева О.С. Практикум по общей психологии для студентов педагогических специальностей вузов.учебное пособие Изд.: Жасскон. - 2007.
9. Ершова Е.А. Психолого-педагогические задачи. Изд.: Знание, ИВЭСЭП — 2008.
10. Турик Л.А. Педагогические технологии в теории и практике. Изд.: Феникс. - 2009.
11. Шиян О.А., Сластенин В.А. Психолого-педагогический практикум - 5-е изд. - Изд.: Academia.- 2009.