Тема II. Профессионально-педагогическая культура личности учителя

(2 часа).

Культура: понятие; мировой, государственный и национальный компоненты. Общая и профессионально-педагогическая культура личности как условие эффективной профессиональной педагогической деятельности. Сущность и основные компоненты профессионально-педагогической культуры. Профессионально значимые качества личности педагога, пути их развития и совершенствования. Педагогическое мастерство учителя. Этика и эстетика педагогического труда.

Тема III. Понятие профессиональной компетентности в деятельности учителя (2 часа).

Понятия профессиональной компетентности и компетенции в деятельности учителя (сущность, структура, содержание, развитие профессионально-педагогической компетентности). Теоретическая и практическая готовность учителя к осуществлению профессионально-педагогической деятельности. Профессиональное становление педагога и его профессиограмма. Личностное и профессиональное становление педагога. Факторы профессионального становления.

Этапы становления профессиональной компетентности педагога. Условия и пути профессионального становления и совершенствования личности педагога. Источники и пути самообразования педагога. Современная педагогическая публицистика, научная и художественная литература. Понятие личностной профессиональной перспективы. Планирование профессионального роста. Карьера педагога. Взаимосвязь профессионального и личностного становления как условие самореализации человека.

Тематика семинарских занятий (8 часов).

Тема I. Учитель как субъект педагогической деятельности (2 часа).

Вопросы для обсуждения:

1. Профессионально-обусловленные требования к личности педагога.

2. Профессионализм как совокупность личностных характеристик деятельности.

3. Педагогическое мастерство: понятие и слагаемые.

4. Социальная и профессиональная позиция педагога. «Я-концепция учителя».

5. Профессионально-педагогическая направленность и призвание педагога. Общие и педагогические способности учителя.

Задания к семинару:

1. Проведите самоанализ готовности к педагогической деятельности по следующим параметрам: личностные и профессионально значимые качества, педагогические умения, оценив их сформированность по уровням (высокий, средний, низкий).

2. Создайте страничку педагогического словаря «Педагогические максимы», содержащую высказывания видных общественных и педагогических деятелей о профессии учителя.

3. Познакомившись с заповедями педагогов-новаторов (Ш.А.Амонашвили, В.А.Караковский и др.), разработайте собственное педагогическое кредо или Кодекс чести педагога.

Тема II. Сущность профессиональной деятельности педагога (2 часа).

Вопросы для обсуждения:

1. Сущность и специфика профессионально-педагогической деятельности.

2. Основные виды и функции профессионально-педагогической деятельности учителя.

3. Ценностные характеристики педагогической деятельности и ее структура.

Задания к семинару:

1. Проведите сравнительный анализ основных видов деятельности учителя: преподавание и учение, полученные результаты отразите в таблице.

2. Подготовьте доклад (мини-реферат, сообщение) на основе самостоятельно проведенного библиографического поиска по теме: «Инновационная педагогическая деятельность».

3. Проанализировав структуру педагогической деятельности, представьте последовательность действий учителя, реализующего следующую образовательную цель: «Становление нравственных, деятельно-волевых черт характера личности».

Тема III. Конкурентоспособный учитель. (2 часа).

Вопросы для обсуждения:

1. Профессионализм как основа конкурентоспособности специалиста на рынке образовательных услуг.

2. Общая и профессиональная культура учителя.

3. Профессиональная компетентность как основа успешной педагогической деятельности.

4. Характеристика основных компонентовы прпофессионально-педагогической компетентности; знаниевый и деятельностный аспекты.

Задания к семинару:

1. Составьте перечень компетентностей, необходимых учителю для организации и проведения внеурочной воспитательной деятельности.

2. Подготовьте и проведите презентацию «Специфика учебно-познавательной деятельности студентов педагогического вуза».

3. Разработайте проект становления компетентного учителя в процессе профессионально-педагогической подготовки.

Тема IV. Мастерство педагогического взаимодействия (2 часа).

Вопросы для обсуждения:

1. Основы профессионально-педагогической этики.

2. Сущность и специфика межличностного и педагогического общения.

3. Функции и структура педагогического общения.

4. Коммуникативная компетентность учителя. Стили педагогического общения: классификация и характеристика.

5. Педагогическая техника как средство эффективного педагогического взаимодействия.

Задания к семинару:

1. Подготовьте дайджест «Стили педагогического общения».

2. Познакомившись с примерами затруднительных педагогических ситуаций (пособие А.А.Орлова и А.С.Агафоновой «Введение в педагогическую деятельность: Практикум»), выберите из числа возможных решений наиболее эффективные. На основе полученных данных определите уровень сформированности Ваших педагогических способностей.

3. Воспользовавшись рекомендациями В.А.Кан-Калика, И.А.Зязюна, Д.Карнеги, выработайте заповеди успешного педагогического общения, обсудив их в группе.

4. Подготовьте сообщение на тему: «Эстетика педагогического труда и театральная педагогика».

5. Разработайте программу тренинговых занятий по становлению техники речи, технике невербального взаимодействия и основам саморегуляции.

6. Организуйте работу дизайн-студии «Имидж современного учителя».

Основные понятия модуля:

Педагогическая деятельность, педагогическая профессия, учитель, воспитатель, педагог, фасилитатор, тьютор, профессиональная компетентность и компетенции, профессиограмма, профессионально-педагогическая культура, педагогическое мастерство, Педагогическая техника. индивидуальный стиль педагогической деятельности, педагогическая этика, педагогическое общение, педагогический такт, государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, профессионально-личностное становление, педагогическая квалификация.

Темы для внеаудиторной учебной работы студентов (8 часов)

№ п/п Изучаемые темы Кол-во часов Виды деятельности Продукт деятельности
Общение как основа педагогической деятельности. Разработка этических основ организации взаимодействия с субъектами образовательного процесса. Кодекс чести педагога.
Правовая основа современной системы отечественного образования. Изучение образовательной политики России. Анализ состояния современной системы отечественного образования и основных направлений ее модернизации. Эссе «Современное мировое и российское образовательное пространство». Модель отечественной образовательной системы XXI века.
Образовательно-профессиональный путь студента педагогического вуза. Проектирование основных этапов программы профессионального саморазвития. Программа самовоспитания «Создай себя сам».

Основные направления исследований (рефераты, эссе, педагогические проекты, курсовые и выпускные квалификационные работы и др.):

1. Личность учителя: история и современность.

2. Традиции и новации в педагогической деятельности.

3. Профессиональная компетентность учителя как педагогическая ценность.

4. Культурологический подход как основа профессионального самосовершенствования учителя.

5. Правовые основы функционирования и развития современной образовательной системы.

Список рекомендуемой литературы:

1. Адольф В.А., Степанова И.Ю. Обновление процесса подготовки педагогов на основе моделирования профессиональной деятельности: монография / В.А. Адольф, И.Ю. Степанова; Краснояр. гос. пед. ун-т. - Красноярск, 2005. - 214 с.

2. Булатова О.С. Педагогический артистизм: Учебное пособие для студентов высш.пед.учеб.заведений. М.: «Академия», 2001.

3. Введение в педагогическую деятельность: Учебное пособие для студентов высш.пед.учеб.заведений./А.С.Роботова, 2-изд. - М.:2004.

4. Ильина Н.Ф., Адольф В.А. Онтология непрерывного образования: учебное пособие / Н.Ф. Ильина, В.А. Адольф; Краснояр. гос. пед. ун-т. им. В.П. Астафьева. - Красноярского, 2009. - 204 с.

5. Кузнецов В.В. Введение в профессионально-педологическую деятельность. Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2007.

6. Кукушин В.С. Введение в педагогическую деятельность. - Ростов-на-Дону, 2002.

7. Лапина О.А. Введение в педагогическую деятельность: учебное пособие для студентов высш.учеб.заведений. - М., 2008.

8. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. - М., 2000.

9. Никитина Н.Н. Введение в педагогическую деятельность: Теория и практика. 2-е изд. Испр. - М., 2006.

10. Образовательное право: учебное пособие для вузов. - М., 2003.

11. Орлов А.А., Агафонова А.С. Введение в педагогическую деятельность: практикум. М., 2004.

12. Степанова И.Ю. Адольф В.А. Профессиональная подготовка учителя в условиях становления постиндустриального общества. - Красноярск, 2009.

13. Федорова М.Ю. Образовательное право: Учебное пособие для вузов. М., 2003

Модуль II

Общие основы педагогики

14 часов (8 ауд + 6 внеауд)

Освоение содержания данного модуля обеспечивает формирование следующих компетенций:

ОК — 1, 6, 7, 16. ОПК — 1, 2. ПК — 5, 6

Знать:

· этапы становления педагогической науки, категориально-понятийный аппарат педагогики;

· место и роль педагогической науки в системе человековедческих наук;

· логику построения целостного педагогического процесса, его сущностные характеристики и закономерности;

· методологию педагогической науки и её функции;

· основные направления педагогических исследований, их логику и методы осуществления.

Уметь:

· оперировать методами научного исследования в педагогике;

· анализировать, сопоставлять основные понятия педагогической науки;

· выделять и анализировать уровни методологического знания;

· анализировать взаимосвязь процессов воспитания, обучения и развития в рамках целостного педагогического процесса;

· осмысливать педагогические факты и явления на теоретическом уровне с учетом гуманизации образования;

· сформировать профессиональное отношение к учащемуся как объекту и субъекту обучения и воспитания;

· сформулировать и обосновать сущность основных категорий и понятий педагогики;

· сформулировать и обосновать объект и предмет педагогики, цели педагогического процесса, его закономерности;

· сформулировать и обосновать состав, структуру и логику образовательного процесса;

· осмысливать педагогические факты и явления на теоретическом уровне с учетом данных педагогической науки.

Владеть:

· категориально-понятийным аппаратом педагогической науки;

· приемами проведения доступных педагогических исследований.

Виды деятельности:

· анализ педагогической литературы;

· проектирование и апробация индивидуального исследования;

· написание эссе-размышления;

· составление кроссворда;

· составление таблицы взаимосвязи принципов и закономерностей педагогического процесса;

· классификация правил принципов педагогического процесса;

· составление педагогического кластера.

Продукты деятельности:

· блок-схема «Педагогика в системе наук о человеке»;

· кроссворд «Основные педагогические категории»;

· презентация «Методы педагогических исследований»;

· эссе-размышление «Нужно ли учителю самостоятельно проводить в школе научно-педагогические исследования или это дело ученых-профессионалов?»;

· проект индивидуального исследования;

· доклад, сообщение.

Тематика лекционного курса (4 часа).

Тема I. Педагогика в системе наук о человеке (2 часа).

Возникновение, становление и развитие педагогики. Педагогика как наука. Объект, предмет, основные задачи и функции педагогики. Система педагогических наук. Педагогика в системе других наук. Педагогическая наука и педагогическая практика.

Тема II. Методология педагогики. Методы научно-педагогического исследования (2 часа).

Понятия о методологии педагогики. Значение методологии в педагогической деятельности. Методологические принципы научно-педагогического исследования. Структура, организация и логика научно-педагогического исследования. Методы: педагогического исследования, изучения педагогического опыта, теоретического исследования, математические и статистические. Методологическая культура педагога.

Тематика семинарских занятий (4 часа).

Тема I. Основные педагогические категории (2 часа).

Вопросы для обсуждения:

1. Образование, воспитание и обучение как основные категории педагогической науки.

2. Проблема взаимосвязи категорий. История употребления основных категорий педагогики.

3. Современные определения образования, воспитания и обучения.

4. Основные категории педагогики в учебно-педагогической литературе.

Задания к семинару:

1. На основе анализа различных источников информации, заполните таблицу и дайте не менее трех определений терминов «образование», «воспитание» и «обучение».

Термин Определение Источник информации (автор, название, издательство, год издания)
Образование 1. 2. 3. 1. 2. 3.
Воспитание 1. 2. 3. 1. 2. 3.
Обучение 1. 2. 3. 1. 2. 3.

2.Найдите и выпишите определение образования, которое принялось в 1978 году ХХ Генеральной Конференцией ЮНЕСКО. Сравните его с определением, которое дано в Законе РФ «Об образовании».

3.О каких функциях педагогики идёт речь?

· Обеспечивает разработку методик и технологий изучаемых явлений и процессов.

· Занимается изучением сущности педагогических процессов и явлений, раскрытием структуры, механизмов и специфики формирования личности в процессе целенаправленного воздействия и взаимодействия, условий создания благоприятной среды для полного раскрытия потенциала каждой личности, включенной в это взаимодействие. Результат: законы, принципы, теории, концепции.

· Хорошая теория, глубоко и всестороннее знающая и изучающая свой предмет, всегда четко отслеживает перспективы развития всей науки, появление и развитие новых направлений. Изучаются и прогнозируются пути развития всей системы народного образования, отдельных её ступеней.

4.Соотнесите определения и понятия.

Понятия:формирование личности как социальное понятие, педагогическая технология, педагогический процесс, обучение, самовоспитание, педагогические теории, педагогическая система (два определения), формирование личности как педагогическое понятие, самообразование, взаимодействие педагогическое.

Определения:

… - сознательная и целенаправленная деятельность человека по формированию и совершенствованию у себя положительных и устранению отрицательных качеств.

… - процесс развития и становления личности под влиянием внешних воздействий, воспитания, обучения, социальной среды, процесс становления человека как субъекта и объекта общественных отношений.

… - специально организованный, управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на пробуждение и удовлетворение познавательной активности человека, усвоение им знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, выработка и закрепление навыков самообразования.

… - специально организованная, самостоятельная, систематическая познавательная деятельность, направленная на достижение определенных личностно и (или) общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышения профессиональной квалификации.

… - личностный контакт воспитателя и воспитанника(ов), случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок.

… - совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами.

… - различные учебно-воспитательные, образовательные учреждения, детские объединения и организации, в которых организованно взаимодействуют воспитатели и воспитуемые в процессе реализации целей образования и воспитания.

… - называют научное единство знаний, в котором факты и явления и связи между ними подводятся под общие законы и выводятся или объясняются ими.

… - система, способов, приёмов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач, воспитания, обучения и развития личности воспитанника, а сама деятельность представлена процедурно, т.е. как определённая система действий.

… - целенаправленное развитие личности или каких-либо её сторон, качеств под влиянием воспитания и обучения.

… - целостный учебно-воспитательный процесс в единстве и взаимосвязи воспитания и обучения, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством и сотворчеством его субъектов, способствующий наиболее полному развитию и самореализации личности.

Тема II. Методология и методы педагогического исследования (2 часа).

Вопросы для обсуждения:

1. Методология как основа развития науки. Методология педагогики. Педагогическая диагностика.

2. Критерии сформированности методологической культуры будущего учителя.

3. Методы педагогических исследований (наблюдение, беседа, педагогический эксперимент, социометрия).

4. Технология и организация педагогического исследования.

5. Этапы организации исследовательского процесса в педагогике, их содержание.

Задания к семинару:

1. Определения каких понятий приведены?

… – связанная с установлением основных педагогических закономерностей как исходных посылок научного поиска и включающая мировоззренческую функцию, т.е. функцию, определяющую, на каких философских, науковедческих, биологических и психологических идеях выстраивается педагогическое исследование, объясняются получаемые результаты и делаются выводы.

… – процесс формирования новых педагогических знаний; вид познавательной деятельности, направленный на открытие объективных закономерностей обучения, воспитания и развития.

… – изучение общих принципов подхода к педагогическим объектам, изучение системы общих и частных методов и приёмов научного педагогического исследования.

… – система знаний об отправных положениях педагогической теории, о

принципах подхода к рассмотрению педагогических явлений и

методах их исследования, а также путях внедрения добытых знаний в

практику воспитания, обучения и образования.

2. Что из перечисленных понятий относится к понятиям, обозначающим уровни педагогического исследования, а что – к методологическим принципам научно-педагогического исследования?

Эмпирический (практический); объективность и обусловленность определенными условиями, факторами, причинами педагогических явлений; теоретический; целостный подход в изучении педагогических явлений и процессов; изучение явления в его связях и во взаимодействии с другими явлениями; методологический; изучение явления в его развитии.

3. Найдите несоответствия определения и определяемого понятия.

Задачи исследования – лаконичное и четкое ограничение аспектов исследуемой области.

Гипотеза исследования – сфера (область) поиска.

Тема исследования – ограниченный аспект сферы поиска внутри объекта; процессы протекания или реализации изучаемых явлений, совокупность элементов, связей, отношений.

Проблема исследования – тот вопрос, который возникает, на который надо ответить; это формулировка того, что неизвестно в изучаемом явлении.

Цель исследования – выявление причинно-следственных связей и закономерностей, разработка теорий и методик.

Предмет исследования – конкретизация целей исследования: изучить, определить, выявить, обобщить, проверить в опытной работе (опробовать) и т.п.

Объект исследования – предположительный ответ на возникающий вопрос, разработанный на основе всестороннего изучения теоретического и практического состояния проблемы.

4. Восстановите логику исследования, аргументируя последовательность его этапов.

· Выработка практических рекомендаций.

· Оформление и литературное редактирование работы.

· Определение темы, проблемы, цели, объекта, предмета и задач исследования. Составление списка литературы по проблеме исследования.

· Составление плана исследования и первого варианта плана выполнения самой работы.

· Определение общей методики и методов исследования, базы исследования. Изучение опыта решения данной проблемы на практике.

· Сбор констатирующего материала.

· Изучение теории и истории вопроса, анализ базовых понятий (понятий, на которых строится исследование).

· Разработка методики проверки гипотезы.

· Проведение опытно-экспериментальной работы: констатирующий и формирующий эксперименты, опытная работа.

· Проведение контрольных срезов.

· Анализ и обобщение полученных результатов и построение на их основе гипотезы – предположения о возможном способе разрешения возникшей проблемы.

· Анализ и обобщение полученных результатов, формулировка теоретического обоснования проведенного исследования.

Основные понятия модуля:

Педагогика как наука (предмет, объект педагогики); образование, воспитание, обучение, развитие; самовоспитание, самообразование, саморазвитие; социализация; педагогическое взаимодействие; педагогическая система; образовательный процесс; педагогический процесс, методология педагогической науки; методологическая культура педагога; методы и виды научно-педагогического исследования.

Темы для внеаудиторной учебной работы студентов (6 часов)

№ п/п Изучаемые темы Кол-во часов Виды деятельности Продукт деятельности
Педагогика в системе современного человекознания. Разработка схемы «Место педагогики в системе современных наук». Схема.
Педагогическое взаимодействие. Создание компьютерной презентации по данной теме. Презентация
Методологическая культура педагога. Написание эссе-размышления на тему «Нужно ли учителю самостоятельно проводить в школе научно-педагогические исследования или это дело ученых-профессионалов?» Эссе-размышление.

Основные направления исследований (рефераты, эссе, педагогические проекты, курсовые и выпускные квалификационные работы и др.):

1. Человек в педагогике, педагогика – для человека.

2. Диалог культур как путь гуманизации педагогического процесса.

3. Методологическая культура учителя.

4. Образование как персонифицированный процесс.

5. Целеполагание в педагогическом процессе.

Вопросы к зачету:

1. Проведите экскурс в историю возникновения педагогической профессии, обосновав значимость педагогической деятельности в современном социокультурном пространстве.

2. Представьте основные виды и функции педагогической деятельности, приведя примеры их воплощения в педагогической практике.

3. Создайте модель профессионально-педагогической деятельности, выделив ее структурные компоненты.

4. Обоснуйте значимость профессионально-педагогической направленности личности учителя. Дайте ее характеристику.

5. Дайте сущностную характеристику профессиональной педагогической этики. Раскройте значение педагогического такта в процессе ее воплощения.

6. Охарактеризуйте требования Государственного образовательного стандарта к личности педагога.

7. Раскройте сущность профессиональной компетентности педагога.

8. Обоснуйте общее и особенное в становлении теоретической и практической готовности будущего учителя к осуществлению профессионально-педагогической деятельности.

9. Раскройте сущность общей и профессиональной культуры учителя, охарактеризовав ее основные компоненты.

10. Раскройте сущность и значение профессионального самовоспитания и самообразования как средства становления личности педагога.

11. Обоснуйте цель, задачи, структуру и содержание профессиональной подготовки учителя в системе непрерывного образования.

12. Определите сущностные характеристики педагогического общения, его функции, стили и виды.

13. Представьте схему, отражающую специфику современной системы отечественного образования, определив стратегические пути ее развития.

14. Охарактеризуйте основные направления, пути и средства профессионального самовоспитания учителя.

15. Раскройте сущность и специфику профессионального педагогического мастерства. Дайте основные характеристики педагогической техники в структуре педагогической деятельности.

16. Раскройте значение реализации норм образовательное права в деятельности учителя. Дайте сущностные характеристики его предмета, структуры, функций.

17. Что является объектом и предметом педагогической науки?

18. Как вы понимаете основные задачи науки «Педагогика»?

19. Дайте определения основных категорий педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность? Почему педагогику называют и наукой, и искусством?

20. Раскройте сущность основных категорий педагогики.

21. Назовите основные отрасли педагогики.

22. Каковы формы и типы связей педагогики с другими науками?

23. Охарактеризуйте основные образовательные парадигмы в мировой педагогической практике, реализация которых определяет общекультурное значение педагогики.

24. В чем заключаются особенности педагогического мышления?

25. Какие авторские системы вам известны, что в них общего и различного? Каково их значение в современной педагогике?

26. Какие модели и виды образования имеют наибольшее признание и распространение в современной педагогике?

27. Раскройте понятие о методологии педагогической науки и значение методологии в педагогической деятельности.

28. Охарактеризуйте методологические принципы научно-педагогического исследования.

29. Определите структуру, организацию и логику научно-педагогического исследования.

30. Что представляет собой методологическая культура учителя?

31. Раскройте сущность педагогического процесса как целостного явления.

32. Опишите основные функции педагогического процесса (образовательную, воспитательную, развивающую).

33. Раскройте сущность основных принципов организации и функционирования педагогического процесса.

34. Перечислите основные компоненты педагогического процесса.

35. Определите логику и условия построения целостного педагогического процесса.

36. Раскройте понятие образования как общественного явления. Как Вы понимаете выражение: образование как процесс; образование как система?

37. Раскройте значение образования как социокультурного феномена.

38. Определите цели и содержание современного образования.

39. Раскройте основные направления реформирования современного образования.

Список рекомендуемой литературы:

1. Анисимов В.В. Общие основы педагогики: учебник для вузов. М.: Просвещение, 2007.

2. Арламов А.А., Почтер Р.В. Язык педагогики в контексте современного научного знания // Педагогика. 2009. №2.

3. Борытко Н.М. и др. Методология и методы в психолого-педагогических исследованиях: учеб. пособ. М., 2008.

4. Безрукова В.С. Личностный фактор в системе теоретической педагогики // Педагогика. 2007. №5.

5. Волов В.Т. Инновационные принципы системы образования // Педагогика. 2007. №7.

6. Ерофеева М.А. Общие основы педагогики: учеб. пособ. М.: Высшее образование, 2006.

7. Краевский В.В. Общие основы педагогики: учеб. пособ. М., 2008.

8. Крившенко Л.П. и др. Педагогика: учебник для вузов. М.: Велби Проспект, 2007.

9. Кукушин В.С. Общие основы педагогики: учеб. пособие. М.: МарТ, 2005.

10. Куницкая Ю.И. Педагогическая позиция учителя как гарант нового содержания образования // Педагогика. 2008. №3.

11. Лавров Н.Н. Современный учитель – специалист или бакалавр? // Педагогика. 2007. №6.

12. Маслова Т.А. Эмоционально-ценностный компонент подготовки будущих педагогов // Педагогика. 2008. №8.

13. Попков В.А., Коржуев А.В. Методология педагогики: учеб. пособ. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 2007.

14. Харламов И.Ф. Педагогика: учеб. пособ. для студентов высш. Учеб. заведений. М., 2007.

Модуль Ш

Теория обучения

56 часов (28 ауд + 28 внеауд)

Освоение содержания данного модуля обеспечивает формирование следующих компетенций:

ОК — 4, 5, 7, 9, 10, 11, 14. ОПК — 5, 6. ПК — 8, 10, 11.

Знать:

· исторический характер содержания образования, его функции;

· основные подходы к пониманию сущности содержания образования;

· традиционные и современные теории формирования содержания образования;

· особенности современного этапа развития образования;

· принципы формирования основного полного образования;

· требования к отбору содержания образования;

· нормативные документы в сфере образования и стратегию вариативности образования;

· сущность, критерии, признаки, закономерности и особенности учебного процесса;

· структуру, движущие силы, противоречия учебного процесса;

· исторический характер развития методов обучения;

· сущность и функции методов обучения;

· основания классификации методов обучения и их авторов;

· формы и средства обучения в условиях инновационных процессов и педагогические требования к ним;

· сущность формы организации учебно-познавательной деятельности;

· сущность и особенности классно-урочной системы обучения;

· типологию и структуру современного урока и нестандартных форм организации учебно-познавательной деятельности;

· сущность диагностики и мониторинга, педагогических инноваций;

· понятие инновационной среды и условия пединноваций;

· требования, предъявляемые к контролю, его особенностям;

· сущность закономерностей и принципов обучения.

Уметь:

· оценивать влияние исторических знаний на зарождение, состояние и трансформацию содержания образования;

· соотносить образование и культуру;

· доказать роль образования как способа вхождения человека в мир науки и культуры;

· анализировать процесс обучения как часть целостного пед. процесса;

· выделять признаки учебного процесса;

· соотносить специфику и единство процессов обучения, воспитания и развития;

· характеризовать, сравнивать, подчеркивать отличительные особенности методов обучения;

· осуществлять оптимальный выбор методов обучения;

· выбирать и соотносить методы обучения;

· характеризовать и систематизировать формы и средства обучения;

· сравнивать различные системы и формы обучения;

· различать традиционные и альтернативные формы обучения;

· выделять особенности форм организации обучения и деятельности обучаемых;

· отличать технологии нововведений, типы контроля;

· выделять условия педагогических инноваций;

· соотностить и выделять закономерности и принципы обучения;

· оперировать приемами диагностики и мониторинга.

Владеть:

· критериями процесса обучения;

· применять принципы обучения;

· оценкой результативности и эффективности образования;

· подходами к анализу содержания образования;

· теориями формирования содержания образования;

· умениями отбора содержания образования;

· умениями анализа приоритетных дидактических проблем;

· умениями отбора методов обучения

· умениями анализа приоритетных методов обучения;

· способами организации самостоятельной деятельности в различных формах;

· современными средствами обучения;

· навыком систематизации знаний;

· диагностикой обученности и обучаемости

· видами, методами и формами контроля.

Виды деятельности:

· систематизация подходов к новым парадигмам обучения;

· моделирование процесса обучения на разных возрастных этапах;

· проектирование различных форм обучения;

· сравнение и анализ, классификация методов, форм, средств обучения.

· аннотирование статей по проблемам дидактики (библиографический поиск).

Продукты деятельности:

· схема структуры процесса обучения; дидактический кластер;

· педагогические эссе «Условия и факторы формирования содержания образования в разные исторические эпохи».

· конспект «Дидактические теории и концепции»;

· кластер;

· таблица «Сравнительный анализ классификации методов обучения»;

· презентация исследования существующих классификаций методов;

· дайджест современных дидактических подходов к современным формам и средствам обучения.

Тематика лекционного курса (12 часов).

Тема I. Сущность, противоречия, движущие силы и логика процесса обучения (2 часа).

История развития дидактики как фундаментальной теории обучения. Основные категории дидактики в свете современных проблем обучения (образования). Теория обучения — отрасль педагогики, часть целостного педагогического процесса. Сущность процесса обучения в его основных противоречиях. Обучение как многофункциональный процесс. Критерии и признаки учебного процесса. Обучение как взаимодействие сторон (учителя и учащиеся).Процесс обучения как единство преподавания и учения (взаимодействие сторон: учителя и учащиеся). Проблемы целостности педагогического процесса (специфика и единство процессов обучения, воспитания и развития). Влияние двусторонности процесса обучения на развитие личности школьника и решение задач обучения. Требования индивидуально-личностного развития детей, их способностей, дарований и интересов в обучении.

Тема II. Содержание образования. Анализ современных дидактических концепций (2 часа).

Исторический характер содержания образования. Сущность содержания образования на основе перехода от знаниево-ориентированного к личностно-ориентированному подходу. Теория формирования содержания образования (материальная и формальная). Основные социокультурные функции образования. Государственный образовательный стандарт как нормативный документ, регламентирующий содержание общего образования и деятельности общеобразовательного учреждения. Проблема стандартизации школьного содержания образования. Стратегия развития вариативного образования в России. Современные тенденции развития образования.

Сущность дидактических концепций. Критерии оценки дидактической концепции. Показатели результативности обучения. Эффективность обуче

Наши рекомендации