Психологическое воспитательное воздействие

3 подхода к воспитательному Ψ воздействию:

1. Императивный (объектный) подход

2. Манипулятивный (объектный, монологичный) подход

3. Диалогический подход

Психологические условия успешности

1) Знание и понимание учителем, воспитателем психологии ребенка.

2) Включение ученика в деятельность

3) Установление контакта с воспитанниками и преодоление смысловых барьеров.

Деятельность, как фактор и условие развития личности

Целенаправленное, организованное воспитание позволяет осуществлять развитие личности в соответствии с требованиями современной культуры общества. Так, например, дети, овладевая в процессе учения основами научных знаний, трудовых навыков, элементами культуры деятельности и поведения, готовятся к более высокой форме деятельности - трудовой, к тому, чтобы внести свой вклад в создание материальных и духовных ценностей общества. Под воздействием воспитания их потребности и интересы, а также наклонности и способности, умственные, физические и моральные качества приобретают общественно полезную направленность и значение

Воспитание представляет собой не приспособление детей, подростков, юношества к наличным формам социального бытия, не подгонку под определенный стандарт. В результате присвоения общественно выработанных форм и способов деятельности происходит дальнейшее развитие формирование ориентации детей на определенные ценности, самостоятельности в решении сложных нравственных проблем. "Условие эффективности воспитания - самостоятельный выбор или осознанное принятие детьми содержания и целей деятельности". Стиль общения и руководства в существенной мере определяет эффективность обучения и воспитания, а также особенности развития личности и формирования межличностных взаимоотношений в учебной группе.

Деятельность – совокупность действий, выполняющих определенную функцию. Деятельность выражает конкретное отношение человека к действительности, в которой реально выявляются свойства личности.

Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.

Всякая деятельность имеет определенную структуру. В ней выделяют действия и операции как основные составляющие деятельности. Действием называют часть деятельности, имеющую вполне самостоятельную, осознанную человеком цель. Операцией называют способ осуществления действия. Сколько есть различных способов выполнения действия, столько можно выделить различных операций.

Деятельность — это активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива.

Самостоятельно открыть формы деятельности с предметами человек не может. Это делается с помощью других людей, которые демонстрируют образцы деятельности и включают человека в совместную деятельность. Переход от деятельности, разделенной между людьми и выполняемой во внешней (материальной) форме, к деятельности индивидуальной (внутренней) и составляет основную линию интериоризации, в ходе которой формируются психологические новообразования (знания, умения, способности, мотивы, установки и т. д.).

Правила успешного воспитания

1. Правило доверия

- Если вы доверяете малышу с первых лет, то он становится ответственным и доверяет вам.

- Дети действуют с целью быть самостоятельными, поэтому доверие для них крайне необходимо.

- Замечания малышу стоит делать на фоне общего одобрения.

- Пусть малыш сам выбирает род своих занятий, ведь его индивидуальность подскажет ему лучше.

- Оказывать помощь ребенку рекомендуют только при его личном обращении.

2. Правило сотрудничества

- Позволяйте малышу активно участвовать в жизни семья.

- Дети хотят быть полезными родителям, хотят им помогать.

- Малыш всегда должен знать о поддержке родителей, о том, что в любой момент они могут прийти к нему на помощь.

- Ребенок становится независимым, когда проходит этап абсолютной независимости от родителей.

3. Правило первых познаний

- В первый год жизни у малыша формируется основы поведения, поэтому будьте внимательны и осознанны при обращениях с малышом. То, как вы ведете себя в это время, создает у ребенка представление о мире.

- Приучайте малыша в этот период развиваться, думать, познавать.

- Учитесь не мешать развитию малыша, а лишь сопровождать его на индивидуальном пути.

4. Правило ошибок

- Позволяйте малышу учиться на своих ошибках, это ведь часть любого воспитательного процесса.

- Пусть ребенок самостоятельно встречается с негативными последствиями своих поступков.

- Совершая ошибки, малыш учится дисциплине и ответственности.

- Высказывайте свое отношение к плохому поступку ребенка, но не к нему лично.

- Откажитесь от употребления слов "нельзя" и "нет".

5. Правило открытой ладони

- Родители вправе ребенку предлагать что-либо, но не заставлять.

- Не нужно навязывать ребенку личные желания, пусть он сам решает, что брать из открытых ладоней мамы и папы.

При воспитании ребенка родителям стоит начинать с себя, занимаясь совершенствованием и развитием хороших личностных качеств. Тогда малыш обязательно будет следовать за своими учителями.

Условия успешного воспитания можно определить как экспериментально выявленные причины, влияющие на функционирование системы и относящиеся к окружающей ее среде.

Г. Нойнер пишет: “На воспитательный процесс... воздействуют определенные пространственные, временные и социальные условия, являющиеся внешними условиями, которые влияют на ход его протекания. К ним относятся общественные условия, соответствующая актуальная политико-экономическая ситуация, социальная среда, территориальное окружение, материально-организационные условия, а также более широкие (по отношению к воспитательному процессу) социальные отношения, воздействующие на воспитательные взаимоотношения между воспитателем и воспитуемыми” [8, с. 80].

Э. Дрефенштедт перечисляет общественные, территориальные, внутришкольные, материально-технические, местные, временные условия; кроме того, он особо выделяет “условия, вытекающие из состояния, тенденций и проблем развития детского коллектива, отдельных воспитанников...” [8, с. 82].

На съезде педагогов Карелии, проходящем в 2003 году, были выдвинуты следующие условия успешного воспитания:

? системность;

? создание воспитательной системы гуманистического типа;

? взаимодействие со средой;

? диалоговые методы воспитания, ситуация доверия.

Стимулирует процессы развития эмоциональная стабильность, радость бытия, гарантия безопасности, соблюдение прав ребенка не на словах, а на деле, приоритет оптимистического взгляда на ребенка. Позитивная роль взрослого - это роль помощника-фасилитатора - помогать ребенку в процессе его развития. По некоторым данным в России таких около 10%

.

Наши рекомендации