Теория поэтапного формирования умственных действий.
Эта концепция подходит кардинально иначе, чем в классической психологии, к самому предмету психологии. И психическое развитие рассматривает тоже несколько по другому, особенно что касается течения или хода самого процесса развития.
В основе данной концепции лежат следующие положения. Развитие – это сложные многоплановые изменения человека, связанные с образованием у него новых действий, образов и понятий. Этими изменениями, составляющими суть развития мышления и связанных с ним остальных психических процессов и способностей человека, можно управлять по ходу их протекания, придавая им желаемое направление и качества.
Своеобразие данного подхода состоит в том, что если все другие прогрессивные теории, в том числе и рассмотренная выше, подходят к решению задач развития со стороны внешних условий (содержание, методика и т. д.), которые нужно создать в обучении и которые в конечном счете обеспечат успешное развитие психики, то эта теория исходит из возможности создания внутренних, психологических, условий, обеспечивающих при любом содержании эффективное его усвоение субъектом и возможность управления от начала и до конца самим ходом усвоения, не дожидаясь, пока «в конечном счете» что-то образуется.
Теория поэтапного формирования умственных действий является практичной и высокоэффективной. П.Я. Гальперин отказался от традиционного исследования мышления, побудившего его идти «иным путем». В 50-е гг. им была выдвинута гипотеза, которую в несколько свободном изложении можно представить так: 1) чтобы узнать, как происходит формирование мышления, нужно проследить весь процесс этого формирования от начала до конца, 2) а чтобы проследить, надо отказаться от метода «срезов» (периодических замеров результатов развития мышления, все равно ничего не дающих для прослеживания хода процесса), а избрать метод построения самого процесса, чтобы управлять им от начала до конца.
Что значит «построить» процесс мышления? Это значит учить человека мыслить в ходе управляемого обучения и изучать, как это происходит.
Поскольку на каждом уровне развития возможности мышления существенно зависят от качества ранее приобретенных умственных действий и понятий, то задача сводится к тому, чтобы обеспечить их приобретение с желаемыми психологическими качествами – рзумностью, обобщенностью, сознательностью и т. д. Опыт всех видов обучения свидетельствует о том, что postfactum нельзя установить, как зависит качество сложившихся действий от условий их воспитания. Поэтому мы поставили себе обратную задачу – определить условия, необходимые для воспитания определенных, заранее намеченных качеств умственных действий. И традиционный процесс обучения обратился на противоположный – вместо регистрации того, что получится при условиях, которые теоретически считаются достаточными, сделали эти условия предметом поиска: мы подбирали, а если нужно, то и создавали такие условия, которые обеспечивали формирование умственных действий с заранее намеченными свойствами».
Элементами данной концепции можно считать: цель – достичь строго определенных качественных результатов в виде заранее заданных качеств усвоения; условия, обеспечивающие достижения этой цели. Этими условиями оказались средства ориентировки в деятельности.
В результате исследования процесса такого формирования умственных действий были определены следующие этапы, через которые необходимо провести ребенка, для того чтобы у него было сформировано полноценное действие:
Первый — этап предварительного ознакомления с целью действия, создание необходимой мотивации у обучаемого.
Второй — этап составления схемы ориентировочной основы действия. Ориентировочной основой действия (ООД) называют систему ориентиров и указаний, пользуясь которой человек выполняет данное действие. Эта система указаний и ориентиров может быть разного характера и в различном виде дана ученику или составлена им самим, но это пока лишь представление о предстоящем действии, о способе его выполнения, но еще не само действие. «Какой бы ни была по качеству ориентировочная основа действия,— указывает П. Я. Гальперин,— и как бы она ни была дана — в виде представления или внешней схемы,— она все-таки остается не более чем системой указаний на то, как выполнить новое действие, а не является самим действием. Самого действия у нашего ученика еще нет, он вообще еще не производил его, а без выполнения действия нельзя научиться» (41, 449).
Третий — этап выполнения действия в материальном или материализованном виде. На этом этапе усваиваемое действие выполняется как внешнее, практическое действие с реальными предметами (тогда оно называется материальным) или с помощью каких-либо моделей: схем, чертежей и т. д. (тогда оно называется материализованным). «Только материальная (или материализованная) форма действия может быть источником полноценного умственного действия. Первая задача обучения всякому новому действию заключается поэтому в том, чтобы найти исходную материальную или материализованную форму этого действия и точно установить ее действительное содержание».
Дальнейшие исследования показали, что если формирование действия начинается с материальной формы, то необходимо организовать осознание схемы выполненного действия с помощью построения какой-то модели этого действия, т. е. выполнить это действие и как материализованное. Чтобы оторвать усваиваемое действие от тех предметов или их моделей, с помощью которых это действие выполняется, уже на этом этапе от учащихся требуют проговаривания вслух о совершаемых операциях и их особенностях,
Четвертый — этап формирования действия как внешнеречевого (в форме громкой речи или в письменном виде) без опоры на материальные или материализованные средства.
На этом этапе учащиеся проговаривают своими словами (устно или письменно) все операции, выполняемые ими в соответствии с ООД. При этом действие сначала осваивается в развернутом виде без пропуска каких-либо операций и лишь на заключительной стадии, по мере освоения, некоторые операции выполняются молча.
Пятый — этап формирования действия во внешней речи про себя. Он отличается от предыдущего этапа тем, что действие не сопровождается громкой или письменной речью, а проговаривание выполняемых операций производится про себя. При этом очень бистро речь сокращается и то, что стало ученику хорошо известно, не проговаривается. Тем самым действие начинает автоматизироваться, приобретать умственную форму.
Шестой — этап выполнения действия в умственном плане.
Поэтапное формирование умственных действий позволяет строить усвоение этих действий планомерно, целенаправленно, в желаемом качестве. Разумность, осознанность действия, ориентация на существенные свойства задач, решаемых данным действием, обеспечивается развертыванием этого действия при замедленном его выполнении на начальных этапах формирования. Это значит, что на этих этапах действие выполняется без каких-либо пропусков отдельных операций, а замедленное выполнение этих операций позволяет ученикам увидеть, осознать содержание и самих операций, и всего действия в целом.