Проблемы психологии педагогической деятельности и её основные противоречия
В изучении психологии и педагогике педагогической деятельности можно выделить ряд проблем. Среди важнейших из них можно выделить следующие:
- проблема творческого потенциала педагога и возможностей преодоления им педагогических стереотипов.
- проблема профессионализма учителя.
- проблема психологической подготовки учителя.
- проблема подготовки учителей к системам развивающего обучения.
- проблема повышения квалификации учителей и др.
Противоречия между следующими факторами:
- динамикой профессиональных задач и внутренней готовностью учителя к их осуществлению;
- динамикой образовательной политики и стремлением учителя занимать чёткую и последовательную позицию;
- личностной потребностью учителя в творческой самореализации и возможностью её удовлетворения;
- растущим объёмом актуальной информации и рутинными способами её переработки, хранения и передачи;
- потребностью общества в образовательных услугах и сокращением резервов рабочего времени учителя;
- уменьшением их численности и низким материальным уровнем учительских кадров;
- возрастанием величины свободного времени у подавляющего большинства социально-профессиональных групп - и противоположной тенденцией сокращения бюджета времени у представителей педагогических профессий и др.
36. Основные функции взаимодействия учителя и ученика. Профессионально-обусловленные свойства и характеристики учителя.
Педагогическое взаимодействие рассматривается как профессиональное взаимодействие учителя и ученика в учебном процессе и вне его, направленное на создание благоприятного психологического климата
Педагогическое взаимодействие имеет ряд основных функций, отражающих его содержание и обусловленных присущими ему закономерностями, ролью в пед. процессе, реформированием школы.
Восприятие и понимание личности ученика учителем - это познавание его физических состояний и духовного мира, возрастных и индивидуальных, национальных, психических и других различий.
Информационная функция обеспечивает реальный психологический контакт с учащимися, процесс познания, взаимопонимания, обмен материальными и духовными ценностями; формирует положительную мотивацию успехов в учебной деятельности и самовоспитании, в становлении личности, совместной познавательный поиск решений, обратную информацию об общении, развитие познавательной направленности личности; устраняет психологические барьеры
Нормативная функция, направлена на совершенствование поведенческо-правовой, нравственной и эстетической основы личности.
4)Регулятивная функция предусматривает выбор и применение форм, средств, методов, требований и приемов контроля достижений и недоработок учащихся с целью корректировки их обучения и воспитания.
Обмен ролями предоставляет возможность войти в соц. роль, состояние другого человека, осознать, прочувствовать позицию другого человека, приобрести его опыт действий и деятельности.
Сопереживание – уподобление эмоционального состояния субъекта состоянию другой личности (или соц. группы).
7)Самоутверждение обеспечивает ребенку веру в собственные физические и интеллектуальные силы, осознание своего «Я», инициирование духовной силы, стимулирует его творческие способности, формирует адекватную самооценку, ставит приоритетные, значимые ориентиры его самоопределения и будущих самостоятельных действий, способствует реализации стремлений ребенка к высокой оценке и самооценке своих личностных достижений.
В состав профессионально обусловленных свойств и характеристик учителя входят:
Общая направленность его личности (социальная зрелость и гражданская ответственность, профессиональные идеалы, гуманизм, высокоразвитые, прежде всего познавательные интересы, самоотверженное отношение к избранной профессии).
2)некоторые специфические качества - организаторские, коммуникативные, перцептивно-гностические (наблюдательность, креативность, интеллектуальная активность, исследовательский стиль, гибкость), экспрессивные (толерантность, выдержка, чувство юмора);
3)профессиональная работоспособность;