Характеристика практических методов обучения. Опыт их применения в начальной школе.

Метод обучения – это пути или способы совместной, взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные не решение задач образования, воспитания, развития обучающихся.

К практическим методам относятся: упражнения, практическая работа, лабораторная работа, контрольная работа, дидактическая игра.

Упражнения– это планомерное (запланированное учителем), повторное (они уже умеют), организованное, повторное повторение действий, с целью их изучения или повышения их качества. (без упражнения не возможно овладеть материалом)

В основе упражнений лежит действие. Оно должно быть:-Планомерное действие – нужен план (с какой целью); -Организованное (учителем); -Повторное (уже изв. действ.).

Различают упражнения:1.Специальные – многократно повторяемые упр, направленные на формирование учебных, трудовых умений и навыков.2.Производные упр способствуют повторению и закреплению ренее сформированных навыков.3.Комментированные упр служат для активизации учебного процесса, сознательного выполнения учебных заданий.4.Подготовительные (подготовка)5.Тренировочные (в ходе, после темы)6.Творческие (твор. детей)

Устные упражнения широко используются в процессе обучения. Они связанны с развитием культуры речи и логического мышления, позновательных возможностей уч – ся. Письменные упр (стилистические, грамматические, орфографические диктанты и т. д.) составляют важный компонент обучения. Их главное назначение – формирование, развитие и упрочнение необходимых умений и навыков. Учителю необходимо заботиться об их достаточном количествеи разнообразии. К письменным упражнениям тесно примыкают графические, используемые при изучении математики, рисования, географии, физики и др. предметов, а также в процессе производственного обучения. Лабораторно – практические упр способствуют овладению навыками обращения с орудиями труда, лабораторным оборудованием, развивают конструкторско – технические умения. Производственно – трудовые упр составляют систему специально разработанных действий учебного или производственного характера. Они бывают простыми (выполнение отдельных трудовых приемов) и сложными (выполнение производственно – трудовых дел в целом или значительных их частей).

Что бы упр были эффективными, должны соблюдаться ряд требований:1.Сознательная направленность учащегося на повышение качества деятельности;2.Знание правил выполнения действий;3.Сознательный учет и контролирование условий, в которых оно должно выполняться;4.Учет достигнутых результатов;5.Распределение повторений во времени.

Практическая работа– это метод, направленный на применение полученных теоретических знаний и умений на практике.

Значение: 1.Стимулирует познавательную деятельность учащихся,2. Дает возможность связать теорию с практикой,3.Дает возможность скорректировать знания учащихся.

Выделяют пять этапов практической работы учеников:1.Цель и объяснение учителя (цель практической работы), теоретическое осмысление работы.2.Показ учителя как надо выполнять работу (инструктаж учителя).3.Показ работы практической (2-3 ученика выполняют работу под руководством учителя, а ученики другие наблюдают, как надо выполнять работу).4.Выполнение работ самостоятельно каждым учеником.5.Контроль, где работы принимаются и оцениваются учителем.

Дидактическая (познавательная) игра (обучающая игра)

Специально – созданные ситуации, моделирующие реальность, из которой ученикам предлагается найти выход.

Значение:1.Стимулирует познавательную деятельность учащихся;2.Активизирует познавательные процессы учащихся (мышление, память, воображение и др.);3.Учит учащихся действовать по правилам, а следовательно развивает (воспитывает) логичность действий, внимательность, дисциплинированность;4.Способствует закреплению знаний и умений всеми учениками в классе.5.Дидактическая игра ведет учащихся к самостоятельным открытиям, решению проблем.

Структура:1 -компонент целевой (ставится цель).2 -ой мотивационный (мотивы, интерес учащихся, определяется интерес, ради чего),3 -ий ориентировочный (выбирается средство игровой деятельности),4 -ый исполнительный (определяются игровые правила, действия (как?) или операция детей),5 -ый контрольно – оценочный (учитель оценивает учеников и дает стимул слабым ученикам)

Виды игр:1.Подвижные (на уроках физической культуры),2.Игры – путешествия. 3.Сюжетно - ролевая игра,4.Игры – упражнения,5.Игры – конструирования.

В последнее десятилетие все большую популярность получают стимуляционные игры ( т.е. способствующие воспроиведению определенного качества), а так же разновидности игрового метода, как инсценировка и генирация идей.

С помощью стимуляционных игр учащиеся приобщаются к всестороннему анализу проблем, выступавших ранее в качестве действительных.

Метод инсценизации может принимать различные формы, например форму заранее подготовленного диалога, дискуссия на определенную тему, форму театрализованного воспроизведения событий.

Структура данного метода может быть такой:

Наши рекомендации