Характеристика словесных методов обучения. Творческое использование их учителями начальных классов.

План: 1.Что такое метод обучения. Какова связь с сущностью обучения.2.Характеристика отдельных методов (рассказ, беседа, лекция, учебная дискуссия, работа с книгой(печатное слово).3.Опыт применения методов в практике, работы учителя в разных видах обучения.

Метод обучения- это пути или способы совместной, взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач образования, воспитания, развития обучающихся. (Связь с сущностью обучения: в методах отражается сущность обуч., сущность-это деятельность, учитель-преподавание, ученики: учение, всё это будет процесс обучения, который складывается из деят. у-ля и у-ков, и всё это направлено на решение задач:о,в,р)

Хар-ка отдельных мет.обуч.Рассказ - монологическое изложение учебного материала.

Применяется, когда ученикам новая тема неизвестна или малоизвестна.

Значение:-Позволяет изложить учебный материал последовательно, эмоционально.-Учит детей правильно излагать свои мысли.

Виды:1)Образное описание ,2)Рассказ – характеристика(личность персонажа, сказочного героя),3)Рассказ – объяснение (основной метод доказательств научных понятий)

Требования к рассказу:1.Учителю самому глубоко знать содержание учебной дисциплины,2.Учителю надо определить глубину изложения.3.Необходимо отобрать интересный материал для развития интереса учащихся, подобрать фактический материал..4.Учителю необходимо в ходе рассказа в ходе рассказа выделять теоретические положения, сопровождая словами «Это главное», «Это основное», «Обратите внимание».Беседа – диалогическая форма учебной работы. Применяется на всех этапах урока.

Этапы:1.Повторение,2.Сообщение новых знаний,3.Закрепление.

Значение:-Все учащиеся активны в ходе беседы;-Позволяет связать учебный материал с личным опытом учащихся;-В ходе беседы учитель имеет хорошую обратную связь.

Виды:

1.Катехизическая (используется при проверке знаний и закрепления учебного материала, это вид беседы воспроизводящего характера, цель-заучивание и проверка прочности заученного, это значит, учитель задаёт вопросы, а ученики отвечают),2.Эвристическая (беседа проблемного характера, учитель задаёт проблемные вопрос, а дети сами делают выводы)

Кроме того беседы выделяют по месту, которое они занимают в учебном процессе:-Вводная, Повторительная. -Сообщающая

Методы проведения беседы:- продуманность вопросов;- не допустимо постановка вопросов, на которые можно дать несколько правильных ответов;- не следует задавать вопросы в разных формулировках;- не задавать подсказывающих вопросов;- работать со всем классом- приучать учащихся к полным ответам

- вопросы должны предусматривать определенную логическую форму мысли. (Один вопрос следует из другого) Эта логика выполняется 2 путями:

1) Дедукция (от общего к частному, учащимся предлагается какая-т информация, какие-то наиболее общие понятия и они самостоятельно делают более частные выводы из этого, используются чаще всего при закреплении изученного материала)

2) Индукция (от конкретных фактов, от единичного к общим положениям)

Объяснение – чёткое, логичное изложение уч.материала.

Лекция от других методов словесного изложения отличается:-Более строгой структурой,-Логикой изложения учебного материала,-Обилием сообщаемой информации,-Системным характером освещения знаний.

Лекция применима только в старших классах. Лекционный метод вводится постепенно, вырастая из объяснений, бесед.

Условия эффективности школьной лекции являются:1.составление учителем детального плана лекции,2.сообщение учащимся плана, ознакомление их с темой, целью и задачами лекции.3.логически стройное и последовательное изложение всех пунктов плана,4.краткие обобщающие выводы после освещения каждого пункта плана,5.логические связи при переходе от одной части лекции к другой,6.проблемность и эмоциальность изложения,7.живой язык, своевременное включение примеров, сравнений, ярких фактов,8.контакт с аудиторий, гибкое управление мыслительной деятельностью учащихся,9.многостороннее раскрытие важнейших положений лекции.

Учебная дискуссия постепенно входит в практику нашей школы. Смысл данного метода состоит в обмене взглядами по конкретной проблеме. С помощью дискуссии учащиеся приобретают новые знания, укрепляются в собственном мнении, учатся его отстаивать. Главная ее функция- стимулирование познавательного интереса, вспомогательными являются обучающая, развивающая, воспитывающая, контрольно- коррекционная.

Одно из важнейших условий эффективности учебной дискуссии – предварительная и основательная подготовка к ней учащихся, как в содержательном, так и в формальном отношении. Содержательная сторона заключается в накоплении необходимых знаний по теме предстоящей дискуссии, формальная – в выборе формы изложения этих знаний. Без соответствующих знаний дискуссия становится беспредметной, бессодержательной и неточной, а без умения выразить мысли, убедить оппонентов – лишенной привлекательности, запутанной и противоречий. Дискуссии обогащают содержание уже известного учащимся материала, помогают его упорядочить и закрепить.

Работа с книгой. Главное достоинство данного метода – возможность для ученика многократно обрабатывать учебную информацию в доступном для него темпе и в удобное время. Учебные книги успешно выполняют обучающую, развивающую, воспитывающую, побуждающую, контрольно-коррекционную функцию.

Наибольшее распространение получили два вида работы с книгой: на уроке под руководством учителя и дома самостоятельно с целью закрепления и расширения полученных на уроке знаний. Подготавливая учащихся к работе с книгой, учитель указывает, с каким ранее изученным материалом необходимо сопоставить или объединить новый учебный материал. Если работа ведется на уроке, то весь процесс изучения его по книге разбивается на отдельные части, выполнение которых контролируется. Работа над текстом дома начинается с воспроизведения по памяти знаний, полученных на уроке. Это важнейшее условие рациональной работы с книгой. При чтении учебника у учащихся должна быть выработана установка на запоминание.

Для облегчения запоминания материала учитель обязан ознакомит учащихся с правилами заучивания различной информации, постоянно контролировать развитие памяти, совершенствовать ее.

Обучение работе с книгой предполагает формирование у школьников навыков самоконтроля. Нужно добиться, чтобы ученик судил о знании материала не по тому, сколько раз он прочитал текст учебника, а по умению сознательно и подробно излагать содержание прочитанного. Для этого следует формировать привычку отводить больше времени не на чтение материала, а на его активное воспроизведение его по памяти.

К недостаткам метода работы с книгой относятся значительные затраты времени и энергии, поэтому данный метод относится к малоэкономичным. Кроме того, он не учитывает индивидуальных особенностей школьников. Поэтому учителю нужно подбирать хорошие книги, сочетая данный метод с другими методами обучения.

Пример: урок естествознание «Космос», рассказ о космонавте Ю.Гагарине, цель: познакомить с космонавтом (на положительном примере.) или урок чтения «Гадкий утёнок» - эвристический хар-ер, вопрос: Почему звери так потупили? (Сравните, докажите?)

Психология.

Наши рекомендации