Составной частью метода является прием.

Прием воспитания– звено, часть, элемент метода, который характеризует порядок совместной деятельности воспитателей и воспитанников.

Прием воспитания – это единичное, одноактное действие.

Приемы обеспечивают конкретное использование методов в определенных условиях.

Метод воспитания включает в себя систему разнообразных приемов и использование различных воспитательных различных воспитательных средств. 2.Взаимосвязь методов, приемов и средств воспитания.

Прием– это единичное воздействие, как средство – совокупность приемов. Средство– уже не прием, но и еще не метод. Например, труд – средство воспитания, но показ и оценка труда, указание на ошибку в нем – это приемы. В связи с этим иногда метод воспитания определяют как систему приемов и средств, используемых для достижения поставленной цели; в структуре метода обязательно есть приемы и средства. Знание методов и приемов воспитания, умение правильно их применять – одна из важнейших характеристик уровня педагогического мастерства. 3.Взаимосвязь методов воспитания с сущностью процесса воспитания.

Итак, эта тема тесно связана и вытекает из темы «Сущность воспитания», где отмечается совместная деятельность воспитанников и воспитателя, указывается какая эта деятельность, и ее результат. Метод воспитания включает в себя разнообразие приёмов и использование рзличных воспитательных средств.При применении средств, методов и приёмов раскрывается сущность процесса воспитания.(Средство больше по объёму чем приём, но ещё не метод) 4.Классификация методов и приемов воспитания.

Классификация методов воспитания – это выстроенная по определенному признаку система методов, которая помогает обнаружить в методах общее и специфическое, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует осознанному их выбору, наиболее эффективному применению.

Критерии, по которым классифицируют методы воспитания:1.Цель воспитания.2.По содержанию воспитания (бытовые, правовые, трудовые и т.д.)3.Деятельность воспитателя или деятельность воспитанников.4.В зависимости от источника воздействия на сознание и поведение воспитанника. 5.В зависимости от активности самих воспитанников.6.В зависимости от методики воспитательного воздействия.

7.Целостность формирования личности (здесь не один критерий, а несколько—сознание, поведение, самовоспитание).

Приведем примеры некоторых классификаций:

А) по источнику воздействия на сознание и поведение воспитанников (Б. Т. Лихачев, И. Т. Огородников, Г. И. Щукина), прямое воздействие учителя:- методы формирования поведения (методы упражнения);- методы формирования сознания (методы убеждения).

Б) в зависимости от активности самих воспитанников в воспитательном процессе (И С. Марьенко), косвенное воздействие учителя, через коллектив, родителей, одноклассников:- репродуктивно-объяснительный метод (изложение, разъяснение, внушение). Активность низкая;- методы приучения и упражнения – инструментаж, показ, поручение. На примере образца, на собственном примере, примере учителя. Высокая активность детей, учитель не активен;- проблемно-ситуацивные (учитель ставит педагогическую ситуацию, и ученики должны решить). Активность еще выше;- стимулирования (поощрение);- торможение (порицание, предупреждение);- методы руководства самовоспитанием учащихся (самоодобрение, самоосуждение). У учащихся большая активность.

В)в зависимости от методики воспитательного воздействия:- словесные;- наглядные;- практические.

Г) внутренне единство и целостность формирующейся личности (Д. К. Бабанский):- методы формирования сознания (методы убеждения);- методы организации и формирования поведения (метод упражнений); -методы стимулирования; - методы самовоспитания.

Сознание – это взгляды, убеждения.

Убеждение – мировоззрение, метод (способ воздействия).

Д)в зависимости от содержания воспитания: - методы нравственного воспитания; - методы трудового воспитания; - методы эстетического воспитания; - методы физического воспитания и др.

Классификация приемов воспитания:

а) в зависимости от воздействия на воспитанников, Макаренко (воспитатель к воспитанникам через совет, просьбу):- прямого воздействия, – косвенного или параллельного воздействия. б) Э. Ш. Натанзон - созидающие приемы (поощрение, доброта, внимание). Забота, обходное движение, показ умений и превосходства учителя, активизация сокровенных чувств, фланговый подход, опосредование организация успеха в учении, нравственное упражнение, авансирование).- тормозящие приемы (параллельное действие, приказание). Ласковый упрек, намек, мнимое безразличие, развенчание, мнимое недоверие, наказание, предупреждение, ирония, проявление возмущения, взрыв констатация поступка, организация естественных последствий.



Наши рекомендации