Особенности воображения младших школьников.

Воображение– это психологический процесс познавательный процесс, заключающийся в создании новых образцов (преставлений) путем переработки полученного опыта.

Виды воображения: пассивное и активное.Пассивное воображение- сновидения и грезы.Активное – мечты.Грезы – это не реальная мечта.Мечта - реальна.

Приемы или формы воображения:1агглюцинация – склеивание различных частей в реальной жизни не соединяемых (русалочка, кощей бессмертный)2гиперболизация – это преувеличение чего то или отдельных частей. (гуливер)3гиполизация – преуменьшение предмета (например Дюймовочка)4Схематизация – отсутствие индивидуальных особенностей, подчеркивание сходства 5Типизация – выделение существенного, повторяющегося (Обломов, Иванушка – дурачок)6Заострение – это подчеркивание каких либо отдельных признаков (Карлик Нос – нос, Синяя Борода – борода)

Учебная деятельность предъявляет требования к воображению ребенка. Он должен не только запомнить, но и представить картины прошлого, пейзажи.

У ребенка мл.шк. возраста наблюдается переход как к более правильному полному отражению действительности. С каждым годом реализация воображения усиливается. Это связано с накоплением опыта и развития критичности воображения. На первых порах воображение характеризуется незначительной переработкой имеющихся представлений. Дети не вносят ничего нового. Например точь в точь копирую действия учителя в игре. В дальнейшем появляется творческая переработка представлений. Например: изображая учителя они добавляют в его действия, реакции, манеры то, что наблюдают у других людей.

Первоначально воображение опирается на конкретные предметы. Создавая образ Бабы-Яги они используют домашние предметы, игрушки.

В последующее на первое место начинает выступать опора не на предмет, а на слово Пример из Носова «Фнтазеры»: (Без предмета)

- вот раз я был в Африке, и меня там крокодил съел!-вот так соврал!-Вот так соврал! – рассмеялся Мишутка.-вовсе нет-почему же ты теперь живой?-так он же меня потом выплюнул

(С предметом)- один раз я съел целое ведро мороженого.-ну ты, выдумываешь все! – засмеялась Ира. – кто тебе поверит, что ты ведро мороженого съел!- так оно ведь совсем маленькое было, ведрышко! Такое маленькое, не больше стакана...

Основное содержание игры у детей развертывается во внутреннем плане.

Постепенно происходит изменение в самих образах воображения. Первоначально они бедные и нерасчлиненные (например: маленькие дети выделяют мало частей человека, в дальнейшем человек рисуется более детализировано). Изображение первоклассников носит схематический характер, изображение четвороклассников более полное и детализированное.

Рисунки первоклассников можно назвать рисунками – описаниями. Они усовершенствовают свое изображение путем дорисовок и присоединений. Часто увеличивают количество деталей. Это объясняется особенностями мыслительной деятельности. У них преобладает анализ, а синтез отстает.

Первоклассники часто пропускают признаки, части, детали предметов, в силу этого их образ носит фрагментарный характер. Четвероклассники воссоздают образ более целостный. Образы первоклассников расплывчатые, часто в образ вносится много лишнего, отсутствующего.

В образах учеников младших школьников, особенно первоклассников, ярко проявляется непроизвольность, неуправляемость, соскальзывание на прошлый опыт, который сам собой вливается в воспринимаемое. Например: во время проведения внеклассного занятия « Я шагаю по Москве» и шел рассказ о Большом театре. Мальчик сказал: « а у меня бабушка около Большого театра живет. Мы с ней гуляем у театра» и т.д.

Вывод: в целом же от класса к классу образы воображения становятся более точными и определенными в них появляется существенные признаки. Они становятся более дифференцированными, яркими, обобщенными, не требуют опор на предмет.

Диагностика воображения.

Можно использовать тесты на развитие творческого мышления или креативности.

Это тесты Тореенса. Например: дорисовать незаконченную фигуру.

Креативные тесты Е. Туник :

Билет №9

Педагогика.

Методы педагогических исследований и опыт их применения студентами.

План.1.Что такое метод исследования.2.Уровни научного познания.3.Характеристика теоретических методов исследования.4.Характеристика эмпирических методов исследования.5. Краткая характеристика математических методов исследования.6.Примеры исследований по теме ВКР.

1.Методы исследования-пути, способы познания объективной реальности.

Требования:1)объективность2)Ставятся задачи,определяется содержание исследования, результаты фиксируются сразу же по мере проведения.3)Исследование должно быть прекращено если оно наносит вред детям. Не должно быть повторов.

2.Всякое познание(исследование) осуществляется на двух уровнях:1 уровень-чувственный уровень2 уровень абстрактно-логический. Этим уровням познания в науке соответствует две группы методов исследования.(1уровен--соответствует эмпирический метод; 2 уровень—соответствуют теоретические методы исследования)

3.Характеристика теоретических методов.1.изучение и анализ научной литературы. 2.моделирование-это есть мысленное преобразование из задач и результата, который должен быть получен.

Моделирование может быть:-мысленным-описательным(что за чем следует)-схематическим-математическим. В основе теоретических методов умозаключение.

4. Характеристика эмпирических методов исследования.-Беседа-наблюдение-анкетирование-тестирование-изучение и анализ передового педагогического опыта-изучение школьных документов-разновидность бесед-опытно практическая работа (педагогический эксперимент, который проводится в з этапа: констатирующий,формирующий, контрольный)

5. Краткая характеристика математических методов исследования.

Обработка материалов-регистрация(расположение в определённом порядке)-регистрация списка лит-ры

-ранжирование(выявление определённого качества)-шкалирование

(пример своей ВКР)

Психология.

Психологические особенности детей с минимальными мозговыми дисфункциями (ММД) и их учет в педагогической деятельности.

ММД – это наиболее легкие формы церебральной патологии, имеющие однотипную, не выраженную, стертую неврологическую симптоматику, проявляющихся в виде функциональных нарушений, нормализуемых и обратимых по мере роста и созревания мозга.

Отличия по сравнению с возрастной нормой: $ быстрая умственная утомляемость и сниженная работоспособность, при этом общее физ-ое утомление может полностью отсутвоавть. При наступлении умственного утомления одни дети демонстрируют бурную двигательную активность, а другие спят с открытыми глазами; $ выраженные нарушения в дея-ти ребенка, в том числе умственной, при эмоц-ой активации и «+» и «-» характера (воздействие: смешной рассказ, соревнование); $ значительной сложности в формировании произвольного внимания: оно неустойчивое, отвлекаемое, наблюдается трудность концентрации, отсутствие распределения, проблемы с переключением; $ снижение объема оперативной памяти, внимания, мышления (ребенок может удержать в уме и оперировать довольно ограниченным объемом информации: не может удержать в памяти д/з); $ трудность перехода информации из кратковременной памяти в долговременную (стихотворение выучил, а пришел в школу и не может вспомнить); $ не полная сформированность зрительно-моторной координации (дети допускают разнообразные ошибки и неточности, при оперативном переводе зрительной информации в двигательно-графический аналог); $ резко сниженные возможности самоуправления и произвольной регуляции в любых видах дея-ти (ребенок дает обещание не бегать и не может сдержать); $ изменение временной протяженности рабочих и релаксационных периодов в дея-ти ребенка (рабочие периоды уменьшаются, релаксационные увеличиваются). Все зависит от типа ММД.

Типы ММД: Астенический (упаднический) – после утомления начинает засыпать. Реактивный – характерна моторная активность. После утомления начинает двигаться. Ригидный (медленный) – не путать с флегматичными детьми. Допускают очень много ошибок, которые входят за пределы возрастной нормы. Активный – похожи на нормальный импульсивных детей, но страдает точность работы. Субнормальный А и В – похожи на нормальных детей, но страдает точность.

Причины ММД: 1) болезни матери в период внутриутробного развития ребенка; 2) экологическая ситуация; 3) принятие алкоголя, наркотиков, курение матери; 4) пищевые отравления; 5) несовместимость по резус-фактору; 6) хронические болезни матери; 7) трудные роды и другие причины.

Учет и рекомендации по обучению и воспитанию детей с ММД: 1) максимально учитывать и обходить их дефекты. То есть не рекомендуется не давать сильные нагрузки на проблемные участки мозга, отвечающие за внимание, память, то есть исключить тренинг на внимание и память и т.д., а развивать сильные стороны: интеллект. Подбирать серию тренингов на интеллект. 2) реком-ся «мягкая» замедленное включение в учебный процесс (отдавать в школу на год позже, чтобы дать мозгу возможность работать без напряженийзамедленное включение в учебный процесс ()рузки на проблемные участки мозга, отвечающие за внимание, память, то есть исключить ). 3) реком-ся 4-летняя начальная школа, не реком-ся перешагивать ни одного класса. 4) не реком-ся отдавать в коррекционные классы, т.к. результата нет или они «-», т.к. предполагается, что в этих классах должно быть усиленная стимуляция познавательных процессов. 5) избегать переутомление (более частые перерывы). 6) длительность урока для них должна быть меньше. 7) на перемене разрешать побыть в классе, полежать на парте. 8) реком-ся не полная рабочая неделя, с дополнительным скользящими выходными. 9) не рекомендуется группа продленного дня, т.к. нарастает утомление при нахождении в группе детей, д/з делает не качественно, дома приходится переделывать. 10) дневной сон. 11) хотя бы 11-минутное одиночество. Может разукрашивать, рисовать, необходимо для снятия утомления. 12) не наказывать ребенка из-за некачественной записи д/з в дневник. Это возникает когда д/з попадает на стадию релаксации. 13) реком-ся тесное взаимодействие учителя и родителей, и акцент должен быть поставлен на качественном выполнении д/з + родители могут заранее рассказывать детям примерное содержание предстоящего урока. 14) освободить от второстепенной вспомогательной работы, типа проведение полей в тетради, число, классная работа. 15) на уроках не относящихся к русскому и письму меньше писать. Для этого использовать тетради на печатной основе. 16) мелкую моторику следует развивать в таких видах деятельности как лепка, рисование, конструктор. 17) научить считать до школы, т.к. у этих детей проблема распределения внимания между новыми видами дея-ти. Чтение и письмо для них является новыми. 18) т.к. как самоконтроль и соблюдение дисциплины для них являются проблематичными из-за особенности мозга, не заострять на них внимание. 19) избегать монотонной работы, т.к. она их утомляет. 20) т.к. возникает проблема с закреплением учебного материала рекомендуется на уроке неоднократно повторять самое важное. 21) заучивать материал небольшими кусочками, т.к. проблема с памятью. 22) при составлении расписания наиболее трудные уроки ставить на первые позиции. 23) давать этим детям четкий алгоритм действия. 24) работа по развитию должна быть направлена на развитие интеллекта.

Диагностика ММД: тест Тулуз-Пьерона; тест Бендора.

Билет №10

Педагогика.

Самостоятельная учебная работа, виды, классификация.

План:

1.Что такое с/р.? 2.Значение с\р. для развития у-ся. 3.Классификация и виды с\р.4.Примеры с\р.

Что такое с/р.?

Определение дал Б.П.Есипов с\р – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия у-ля, но по его заданию, в специально отведённое для этого время. При этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной цели.

Самостоятельная учебная деятельность это один из самых доступных и проверенных практикой путей повышения эффективности урока,, активизации у-ся на уроке.

Под самостоятельной учебной работой понимают любую организованную учителем активную деятельность у-ся, направленную на выполнение поставленной дидактической цеди в спец. отведённое для этого время. Самостоятельная учебная работа – представляет собой овладение научными знаниями, практическими умениями и навыками во всех формах организации обучения, как под руководством у-ля так и без него.

При этом необходимо целенаправленное управление самостоятельной деятельностью учеников посредством формулировки темы-проблему, её расшифровки через план или схему, указания основных и дополнительных источников, вопросов и заданий для самоконтроля осваиваемых знаний, заданий для развития необходимых умений и навыков, сроков консультации и форм контроля.

В с\р выделяют 2 этапа работы: -Подготовительный (у-ля) -Исполнительный (у-ся)

2.Значение с\р. для развития учащихся.

- формирует у у-ся на каждом этапе движения от незнания к знанию необходимый объём и уровень знаний, навыков и умений для решения опр. класса познавательных задач и соответственного продвижения от низших к высшим уровням мыслительной деятельности.

- вырабатывает у у-ся психологическую установку на самостоятельное систематическое пополнение своих знаний и выработку умений ориентироваться в потоке научной и общественной информации при решении новых познавательных задач.

Самостоятельную работу классифицируют:1.По дидактической цели её применения – познавательная, практическая, обобщающая;2.По типам решаемых задач – исследовательская, творческая, познавательная. 3.По уровням проблемности – репродуктивная (по заданному образцу), репродуктивно – исследовательская, исследовательская; 4.По способу организации– фронтальная(общеклассная), групповая, индивидуальная;5.По месту её выполнения – домашняя, классная;6.По методам научного познания – теоретическая, экспериментальная.

Виды с\р у-ся зависят от форм организации обучения:

Наши рекомендации