Общая характеристика принципов воспитания, их классификация.
План:
1.Понятие «Принципы воспитания». 2.История возникновения принципов воспитания.3.Классификация принципов воспитания.4.Хар-ка традиционных принципов воспитания.5.Хар-ка новых принципов воспитания.
Принципы воспитания – это совокупность руководящих идей, определяющих основное направление, содержание и организацию воспитание всестороннее гармонически
развитого человека.
История возникновения принципов воспитания.
Принципы воспитания появились совсем недавно, в истории, как система в 60-е гг. 20 столетия в сравнении принципами обучения. Принципы воспитания основываются на закономерности воспитания.
Различают принципы общепринятые и новые принципы отдельных авторов.
Классификация принципов воспитания: общепринятые, авторские, современные.
1. По Подласому И.П. (общепринятая классификация):- общественная направленность воспитания;- связь воспитания с жизнью, с трудом;- опора на положительное;- гуманизация воспитания;- личностный подход;- единство воспитательных воздействий.2. По Макаренко А.С. (авторские):- воспитание в коллективе и через коллектив;- единство требований и уважение к личности;- последовательность, преемственность, систематичность, непрерывность;3. По Амоношвили Ш.А.:- это любовь к ребёнку (понимание); - очеловечивание среды, в которой живёт ребёнок (окружение должно быть человеческим во всех сферах, дома, в школе везде);- прожить в ребёнке своё детство.4. По Пидкасистому П.И.:- ориентация на ценностные отношения (жизнь стоится на отношениях, без них невозможно жить)
- принятие ребёнка как данности (все дети перед учителем должны быть равными, ребёнок – ценность); - принцип субъективности: осознать своё «Я» в связи с другими людьми (у каждого человека должна быть своя позиция)5.По Азарову Ю.П.:- целостный подход в основе воспитания: единство целей и направление воспитания (всестороннее развитие личности). - единство требований школы, семьи, общества (школа выдвигает правильные требования, т.к. там спец.подготовленные люди, требования должны быть согласованы); - координированное управление всеми отношениями (координирует воспитатель); - сочетания просвещения всех участников воспитат. процесса: педагогов и у-ся, родителей, представителей общественности и производства (просвещать родителей и т.д. как надо воспитывать ребёнка).
Хар-ка традиционных принципов воспитания:
Общественная направленность воспитания – это согласованность целей воспитания с целями общества, государства. Путь реализации принципа: - Уяснение педагогами цели и задач воспитания; - Отбор материала в процессе воспитания помогающий формированию личности; - Отбор форм, методов воспитания.
Связь воспитания с жизнью, с трудом. Пути реализации: - Систематическое ознакомление воспитанников с текущими событиями в нашей стране и за рубежом; - Привлечение на уроках и во внекл. занятиях местного краеведческого материала; - Встречи с передовиками производства с лучшими людьми; - Активное участие в общ. жизни школы и вне школы. Опора на положительное воспитание Педагоги обязаны выявлять положительное в человеке и, опираясь на хорошее, развивать другие, недостаточно сформированные или отрицательно сориентированные качества. Доводя их до необходимого уровня и гармонического сочетания. Пути реализации: - В воспитательном процессе не допустимо борьба воспитателей с воспитанником, противопоставление сил и позиций. Только сотрудничество, терпение и заинтересованное участие воспитателя в судьбе воспитанника даёт положительный результат; - Недопустимо акцентировать внимание только на промохах и недостатках в поведении школьников.
Гуманизация воспитания. Основные положения этого принципа: - Уважение к личности (со стороны у-ля, семьи);- Уважение его прав и свобод; - Предъявление посильных требований; - Уважение позиции воспитанника; - Уважение права человека быть самим собой; - Ненасильственное формирование требуемых качеств; - Отказ от телесных наказаний; - Принятие воспитанником целей воспитания. Гуманное отношение к детям включает: пед. любовь к детям, заинтересованность в их судьбе, оптимистическую веру в ребёнка, сотрудничество с ребенком, мастерство общения, отсутствия прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимость к детским недостаткам.
Личностный поход к воспитаннику – это опора на личностные качества: направленность личности, её ценностные ориентации, жизненные планы, установки, доминирующие мотивы. Пути реализации принципа к 4-ому и 5-ому принципу: - Учение без принуждения (увлечённость, самостоятельность); - Отказ от ориентировки на среднего ученика; - Прогнозирование развития личности; - Формирование положительной «Я – концепции» ученика (личности), создание ситуации успеха, вера в ученика, ситуация поддержки, понимание причины детского незнания. - Знание индивидуальных особенностей ученика; - Опора на активность воспитанников; - Развитие самостоятельности, инициативы; - Сочетание воспитания с самовоспитанием; - Устранение причин, которые мешают достижению цели; - Привлечение воспитанников к деят-ти.
Системность, последовательность, непрерывность воспитании
Систематичность – это единство цели, задач, содержания, форм, методов воспитания. Преемственность предполагает такую организацию воспитательного процесса, при которой то или иное действие, мероприятие явл-ся продолжением раннего проводившейся работы и поднимает воспитание на более высокий уровень. Последовательность – предполагает связь и преемственность задач воспитания, переход воспитания от простых к более сложным формам поведения к деят-ти, их последовательное обогащение и развитие. Непрерывность означает процесс, не знающий каникул и антрактов.