Дидактика – теоретическая и одновременно нормативно-прикладная наука.
Дидактика – отрасль педагогики , изучающая вопросы теории образования и обучения .
Обучение – целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся , в ходе которого происходит усвоение новых знаний , умений , навыков , осуществляется воспитание и развитие учащихся.
Образование - та сторона воспитания , которая включает в себя систему культурных и научных ценностей , накопленных человечеством.
Дидактика отвечает на вопросы :
- чему учить
- как учить
- где учить
- в каких организационных формах
Задачи дидактики на современном этапе.
1. Воспитывающее влияние обучения на формирование нравственных и волевых качеств личности
2. Формирование познавательной активности и самостоятельности
Активизация общего уровня развития младших школьников
Развитие и формирование умственных способностей
Проблемный характер изложения учебного материала
Индивидуализация и дифференциация обучения
Демократизация и гуманизация обучения
Межпредметная связь , опора на жизненный опыт учащихся
Програмирование и компьютеризация обучения
Работа с одарёнными детьми
11. Формирование личностных взаимоотношений , высокая культура общения
2- Развивающее обучение- направление в теории и практике образования, ориентирующееся на развитие физических, познавательных и нравственных способностей учащихся путем использования их потенциальных возможностей. В конце 1950-х гг. Л. В. Занков разработал дидактическую систему для развивающего образования, основанную на взаимосвязанных принципах:
3- 1) обучение на высоком уровне трудности;
4- 2) ведущая роль теоретических знаний;
5- 3) высокий темп изучения материала;
6- 4) осознание школьниками процесса учения;
7- 5) систематическая работа над развитием всех учащихся.
8- Эти принципы были конкретизированы в программах и способах обучения младших школьников грамматике и орфографии русского языка, чтению, математике, истории, природоведению, рисованию, музыке.
Феномен личностно ориентированного развивающего обучения
Личностно ориентированное обучение — это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования.
Личностно ориентированное обучение исходит из признания уникальности субъектного опыта самого ученика, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании.
При проектировании образовательного процесса необходимо исходить из признания двух равноправных источников: обучения и учения. Обучение, которое обеспечивает полноценное усвоение знаний, формирует учебную деятельность и тем самым влияет на умственное развитие и есть развивающее обучение.
· .Модели личностно-ориентированного обучения Существующие модели можно разделить на три группы:
· 1.Социально-педагогическая
· 2.Предметно-
· 3.Психологическая
·
- .Принципы построения личностно-ориентированной системы обучения Принципы построения данной системы нацелены на всестороннее развитие личности
- 10. Проектирование личностно-ориентированной системы обучения предполагает: признание ученика основным субъектом процесса обучения; определение цели проектирования — развитие индивидуальных способностей ученика
Билет 29
. Сущность содержания образования и его исторический характер
, содержание образования определяется как "совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутый в результате учебно-воспитательной работы
находятся знания как отражение духовного богатства человечества, накопленного в процессе поисков и исторического опыта.
содержания образования есть абсолютной ценностью являются не отчужденные от личности знания, а сам человек.
.
Традиционная педагогика признавала фактически лишь социальную сущность человека, из которой следовало, что целью образования выступает формирование социально значимых качеств, развитие человека как члена общества.
Личностно-ориентированное содержание образования направлено на развитие целостного человека: его природных особенностей (здоровья, способностей мыслить, чувствовать, действовать);
.
Содержание образования имеет исторический характер,
оно изменяется под влиянием требований жизни
Теории формирования содержания образования
Основные теории формирования содержания образования сложились в конце XVIII - начале XIX в. Они получили название материальной и формальной теорий формирования содержания образования.
. Ее сторонники считали, что основная цель образования состоит в передаче учащимся как можно большего объема знаний из различных областей науки. Это убеждение еще в XVII столетии разделял Я. А. Коменский,
Формальная теория формирования содержания образования, или дидактический формализм, рассматривала обучение только как средство развития способностей и познавательных интересов учащихся. Главным критерием поэтому при отборе учебных предметов должна служить развивающая ценность учебного предмета,
Теоретическую основу дидактического формализма составляло положение о переносе знаний и умений, приобретаемых в одной области деятельности, в другую.
Песталоцц считал, главной целью обучения должно стать усиление "правильности мышления учеников, или формальное образование".
. Дистервег обратил внимание на необходимость развития способностей и познавательных интересов учащихся, их внимания, памяти, представлений, мышления и т.д.
Содержание общего среднего образования (государственный образовательный стандарт)
Одной из современных тенденций развития содержания образования является его стандартизация, которая вызвана двумя обстоятельствами. Прежде всего, необходимостью создания единого уровня общего образования, получаемого молодыми людьми в разных типах образовательных учреждений.
учет тенденций развития содержания общего образования в международной образовательной практике.
В государственном стандарте общего среднего образования выделяются три компонента: федеральный, национально-региональный и школьный.
Федеральный компонент определяет те нормативы, соблюдение которых обеспечивает единство педагогического пространства России,
Национально-региональный компонент содержит нормативы в области родного языка и литературы, истории, географии, искусства, трудовой подготовки и др.
Наконец, стандартом устанавливается объем школьного компонента содержания образования, отражающего специфику и направленность отдельного образовательного учреждения.
Федеральный и национально-региональный компоненты стандарта образования включают:
описание содержания образования на каждой из его ступеней, которое государство предоставляет обучаемому в объеме необходимой общеобразовательной подготовки; требования к минимально необходимой подготовке учащихся в рамках указанного объема содержания;
максимально допустимый объем учебной нагрузки школьников по годам обучения.
§ 4. Принципы и критерии отбора содержания общего образования
требуется включения в содержание общего образования как традиционно необходимых знаний, умений и навыков, так и тех, которые отражают современный уровень развития социума, научного знания, культурной жизни и возможности личностного роста.
отвергается односторонняя, предметно-научную его ориентацию. Он предполагает учет педагогической реальности, связанный с осуществлением конкретного учебного процесса,
при проектировании содержания общего образования необходимо учитывать принципы и технологии его передачи и усвоения,
наметились тенденции становления таких принципов отбора содержания общего образования, как гуманитаризация и фундаментализация.
Принцип гуманитаризациисвязан с созданием условий для активного творческого и практического освоения школьниками общечеловеческой культуры
Билет 30
Понятиеисущностьинновационногопроцессавобразовании
Кардинальныеизменениявовсехобластяхсоциальнойжизни, прогрессвнаукеикультуре, новыепотребностивсферепедагогическойдеятельностипривеликнеобходимостимодернизациисистемыобразования. Однимизвозможныхпутейдальнейшегоразвитияэтойобластиявляютсяинновации, т.е. управляемыепроцессысоздания, восприятия, оценки, освоенияипримененияпедагогическихновшеств. Этокасаетсясодержанияобразования, методовиформобученияивоспитания, организациииуправленияработыобразовательныхучрежденийит.д.
Чтотакое«инновация»
Термин«инновация»происходитотанглийскогословаinnovation, чтовпереводеозначает«введениеноваций» (новшеств)1.
Какправило, инновациивозникаютврезультатепопытокрешитьтрадиционнуюпроблемуновымспособом, врезультатедлительногопроцессанакопленияиосмысленияфактов, когдаирождаетсяновоекачество, несущееноваторскийсмысл. Большинствосовременныхинновацийнаходятсявпреемственнойсвязисисторическимопытомиимеютаналогивпрошлом. Этодаетоснованиеутверждать, чтоинновационныйпроцесс—этомотивированный, целенаправленныйисознательныйпроцесспосозданию, освоению, использованиюираспространениюсовременных (илиосовремененных) идей (теорий, методик, технологийит.п.), актуальныхиадаптированныхдляданныхусловийисоответствующихопределеннымкритериям. Оннаправленнакачественноеулучшениесистемы, вкоторуювноситсяновшество, ипредполагаетстимулированиеегоучастниковиизменениеихвзглядовспозициинововведения.
Восновеинновационныхобразовательныхпроцессовлежатдвеважнейшиепроблемыпедагогики:
· проблемаизученияпедагогическогоопыта;
· проблемадоведениедопрактикидостиженийпсихолого-педагогическойнауки.
Результатоминновационныхпроцессоввобразованииявляетсяиспользованиеновшеств, кактеоретических, такипрактических, атакжетех, которыеобразуютсянастыкетеорииипрактики. Причеминновациявсистемеобразованияпредполагаетвведениеновоговцелиобразования; разработкуновогосодержания, новыхметодовиформобученияивоспитания, внедрениеираспространениеужесуществующихпедагогическихсистем; разработкуновыхтехнологийуправленияшколой, ееразвитие; школукакэкспериментальнуюплощадку; ситуацию, когдашколаимеетпринципиальноновуюобразовательнуюориентациюиосуществляетобновлениеобразованияивоспитания, которыеимеютсистемныйхарактер, затрагивающийцели, содержание, методы, формыидругиекомпонентысистемыобразования. Восновеихразвитиянаходятсядвегруппыфакторов:
· объективныефакторы—созданиеусловий, стимулирующихразвитиеинновационнойдеятельностииобеспечивающихпринятиееерезультатов;
· субъективныефакторысвязаныссубъектоминновационногопроцесса, сегоготовностьюкинновационнойдеятельности. Субъектамиинновационныхпроцессоввыступаютученые-педагоги, учителяидругиеработникисферыобразования, чьядеятельностьноситинновационнуюнаправленность.
· Сущностьинновационнойнаправленностипедагогическойдеятельности
·
Чащевсегоэтопонятиетрактуетсякаксовокупнаядеятельностьсубъектовинновационногопроцесса: исследователей; разработчиков; производителей; специалистов, эксплуатирующихтехнику; специалистов, обеспечивающихоптимальныеусловиядлясозданияираспространенияинноваций.
. Вшкольнойпрактикечащевсеговстречаютсятакиепутиобновленияшколы, как:
· развитиесвоегособственногоопыта;
· заимствованиеопыта, созданногодругими;
· освоениенаучныхразработок;
· методпробиошибок (науровнеосмысленном, целеустремленном);
· собственноэксперимент.
Взависимостиотспецификииместаиспользованияразличаютнескольковидовнововведений.
Технологическиеинновации
Технологическиеинновации—этоновыеспособыизготовленияпродуктов, новыетехнологииихпроизводства. Онисоздаютосновудляразвитияпромышленностиитехнологическогоперевооруженияотрасли. Применительноксфереобразованиятакогородановшествакасаютсяразличныхтехническихсредствиоборудования, использованноговобучении. Методическиеинновации
Методическиеинновации—этоинновациивобластиметодикиобученияивоспитания, преподаванияиучения, организацииучебно-воспитательногопроцесса.
Организационныенововведения
Оникасаютсяосвоенияновыхформиметодоворганизациитруда, атакжеинноваций, предполагающихизменениясоотношениясфервлияния (какповертикали, такипогоризонтали) структурныхподразделений, социальныхгруппилиотдельныхлиц. Вчастности, вопросыкомплектованияразличныхклассовигрупп, способовработывклассах, группах, школьныхивнешкольныхколлективах.
Управленческиенововведения
Онизатрагиваютструктуру, методыуправленияпроизводством, организациями, ориентированыназаменуэлементовсистемыуправления (иливсейсистемывцелом) сцельюускорения, облегченияилиулучшениярешенияпоставленныхзадач. Примерыуправленческихинновациймынаходимвработах, касающихсясовершенствованияуправлениясистемойобразованиянафедеральномирегиональномуровнях.
Социальныенововведения
Онипроявляютсявформеактивизациичеловеческогофакторапутемразработкиивнедрениясистемыусовершенствованиякадровойполитики; системыпрофессиональнойподготовкииповышениеквалификацииработников; системысоциально-профессиональнойадаптациивновьпринятыхнаработулиц; системывознагражденияиоценкирезультатовтруда..
14.4. Характеристикиикритерииоценкиинноваций
Похарактерувкладавнаукуипрактикуинновацииможноразделитьнатеоретическиеипрактические.
Теоретическиеинновации
Ктеоретическимотносятсяновыеконцепции, подходы, гипотезы, направления, закономерности, классификации, принципывобученииивоспитании, методикепреподавания, полученныеврезультатенаучно-исследовательскойдеятельности, положенныевосновуинновационныхпроцессов.
Практическиеинновации
Кпрактическим—новыеметодики, правила, алгоритмы, программы, рекомендациивобластидидактики, теориивоспитания, школоведения, техническиесредстваобучения, демонстрационнаяаппаратура, обучающиеиконтролирующиеустройства, приборыимодели, натуральныеобъекты, аудиовизуальныесредства.
Билет 31
Уровни сформированности познавательного интереса
и их проявления в поведении обучающихся
познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию.познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению и носит поисковый характер. Под его влиянием у учащихся постоянно возникают вопросы, ответы на которые они ищут сами. При этом поисковая деятельность ученика совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи.
Еще Ян Амос Каменский призывал сделать труд школьника источником умственного удовлетворения и душевной радости. И здесь на первое место выступает познавательный интерес.
№ | Уровни сформи- рованности познавательного интереса | Проявления |
Отсутствие интереса | 1.1 Отсутствие эмоциональной реакции на новый материал. 1.2 Обучающийся легко отвлекается на посторонние воздействия. 1.3 Пассивность по отношению к вопросам учителя | |
Реакция на новизну | 2.1 Демонстрация определенного интереса к новому материалу или новым способам работы. 2.2 Охотное выполнение заданий с новыми материалами, заданий с новыми формулировками. 2.3Импульсивный характер поведения при выполнении новых заданий (делает охотно, если получается). 2.4 Отсутствие вопросов, направленных на выяснение сути изучаемого материала, выполняемого задания. 2.5 Быстрое угасание интереса к новому («привыкание» к материалу или новизне заданий) | |
Любопытство | 3.1 Проявления поведения, описанные в пунктах 2.1–2.3. 3.2 Обучающийся задаёт вопросы на прояснение сути материала или задания, удовлетворяясь любым ответом. 3.3 Отсутствует стремление самостоятельно решить новую задачу. 3.4 Обучающийся охотно принимают внешнюю помощь | |
Ситуативный познаватель- ный интерес | 4.1 Стремление решить новую задачу (выполнить новое задание, освоить новый материал) самостоятельно. 4.2 Отрицательное отношение к внешней помощи в процессе выполнения учебных действий (как минимум, при первых попытках выполнить работу самостоятельно). 4.3 Потребность во внешней оценке результатов выполнения работы, которая оказывает значительное влияние на отношение ктакого рода деятельности. 4.4 Отсутствие вопросов, которые выходят за пределы поставленной задачи, но так или иначе могут быть связаны с ней. 4.5 Готовность отвечать на вопросы учителя и одноклассников в связи с выполненной учебной задачей | |
Устойчивый познаватель- ный интерес | 5.1 Проявления поведения, описанные в пунктах 4.1–4.2. 5.2 Спокойное отношение к внешней оценке своей деятельности. Такая оценка может приниматься во внимание, но существенным образом не влияет на характер выполнения такого рода заданий (работы) в дальнейшем. 5.3 Проявления поведения, описанные в пунктах 4.4–4.5. 5.4 Интерес к выполнению новых видов учебной деятельности (новому материалу) возникает очень быстро |
Обобщенный познаватель- ный интерес | 6.1 Проявление поведения, описанного в п. 4.1.–4.2. 6.2 Проявление поведения, описанного в п. 5.2. 6.3 Наличие вопросов, выходящих за пределы поставленной учителем задачи. 6.4 Стремление к самостоятельному обобщению результатов выполнения задания. 6.5 Попытки самостоятельно выйти за пределы изучаемого материала (дополнительная литература и т. д.) |
Выделяются собственно возрастные этапы формирования личности:
- ранний детский (преддошкольный) возраст (0-3),
- детсадовское детство (3-7),
- младший школьный возраст (7-11),
- средний школьный возраст (11-15),
- старший школьный возраст (15-18).