Билет 55 Педагогика сотрудничества
Педаго́гика сотру́дничества — педагогика, основывающаяся не на классическом принципе «делай, как я сказал», а на «делай, как я»Сначала ставится большая и нужная цель, а затем всячески поддерживается вера в её выполнимость. Главное — настоящие дела, приближающие к выполнению заветной цели. Этим педагогика сотрудничества приближается к такой педагогике, как креативная педагогика, которая вовлекает в настоящие — созидательные дела.
Основателями педагогики сотрудничества по праву считаются педагоги-новаторы, такие, как:
Амонашвили, Шалва Александрович
Шаталов, Виктор Федорович
Лысенкова, Софья Николаевна
Первый этап прошёл в Подмосковье. Педагоги — новаторы заявили, что педагогика сотрудничества принимает любого ребёнка. Педагоги должны помочь сохранить ребёнку свою индивидуальность, выявить потребности, помочь ему в интеллектуальном и нравственном развитии. Были выделены основные идеи педагогики сотрудничества:
обучение ребёнка в зоне ближайшего развития
учение без принуждения
набор ключевых слов, знаков, расположенных в виде опорной схемы, для исключения зубрежки материала
идея опережения
идея крупных блоков
идея свободы выбора
идея диалогического размышления
идея интеллектуального фона класса
идея совместной деятельности учителей и учеников
идея добровольности в досуговой деятельности
Второй этап прошёл в Грузии в 1987 году. На встрече были намечены пути и направления демократизации образования:
была обоснована вариативность обучения
было предложено обновить содержание образования, пересмотреть программы и учебные планы
было предложено развивать у учеников творческие способности
обучение и воспитание ребёнка в зоне ближайшего развития
организация детской половины дня
идея самоуважения школьника 56. Средние учебные медицинские заведения, их роль в подготовке медицинских кадров.
Средняя профессиональная школа в РФ существует уже более 300 лет.
Профессия – устойчивый род трудовой деятельности, требующий определенного круга знаний и умений.(например – медицинский работник).
Специальность – направленность и содержание образования в профессиональном учебном заведении. Получение образования по специальности – овладение совокупностью ЗУН, дающих возможность выполнять определенные профессиональные функции.(лечебное дело). Одинаковыми по названию специальности могут быть в высшей и средней школах, поэтому указывают вместе с названием специальности ее номер и квалификацию.
Квалификация – уровень и вид профобученности, характеризующий возможности специалиста решать профессиональные задачи.(м/с – менеджер = сестринское дело).
Специализация – конкретизированная совокупность ЗУН, ориентированных на их применение в локальной, узкой области профессиональной деятельности.
Основные функции специалистов здравоохранения со средним профессиональным образованием заключаются в оказании доврачебной лечебно-профилактической помощи, уходе за больными и выполнении назначений врача, проведении лабораторных исследовании, осуществлении санитарного надзора, противоэпидемических и других мероприятий под руководством врача, изготовлении лекарственных средств. В соответствии с законодательством, к средним специальным учебным заведениям относятся техникум (училище), колледж, техникум-предприятие (учреждение). В сфере ЗД функционируют медучилища и колледжи.
Техникум – основной тип среднего специального учебного заведения, реализующего профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования.
Колледж – самостоятельное образовательное учреждение (или структурное подразделение университета, академии, института), реализующее углубленные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования по индивидуальным учебным планам продленной подготовки кадров, обеспечивающее обучающимся повышенный уровень квалификации.
59. Учебная литература и предъявляемые к ней требования
Содержание образования подробно раскрывается в учебной литературе. К ней относятся: учебники, пособия, справочники, книги для дополнительного чтения, атласы, карты, сборники задач и т.п.
Официально к учебным изданиям относятся учебник и учебное пособие.
Учебник – основное учебное издание, содержащее систематизированную учебную информацию по дисциплине соответствующего конкретного ГОС и официально рекомендованное Учебно-методическим объединением и Минобразования РФ. Основные дидактические требования к учебнику:
- материал должен соответствовать современному уровню науки;
- содержание учебника, расположение глав строится с учетом программы по данному предмету;
- изложение материала в учебнике отличается логичностью и стройностью.
- точное следование принципу связи теории с практикой,
- выделение всех формулировок, подлежащих запоминанию,
- правильное оформление: иллюстрации, четкость печати, размер шрифта и др.
В учебнике обязательно должны быть приведены цели изучения дисциплины, должна быть учебная информация, по содержанию и объему необходимая и достаточная для реализации требований конкретного ГОС, т.е. должны быть учтены часы и цели изучения дисциплины. Текст должен быть структурирован и систематизирован, фундаментализирован (связь с др. науками) и оптимально иллюстрирован. Форма представления информации должна быть удобной для использования при выполнении обучающих или контролирующих заданий (схемы, рисунки, графы алгоритмы и тд.). В учебнике должны содержаться примеры применения сведений дисциплины.
Лучшие современные учебники органически сочетают в себе тесно взаимосвязанные элементы учебника (системное изложение основ наук), рабочей книги и тетради (задания), сборника учебных материалов, и справочника. Издательства осуществляют одновременную разработку и издание учебно-методических комплексов.
Отличие учебника от учебного пособия в том, что он составлен в полном соответствии с программой, а учебное пособие может от нее отступать. Требования те же. Пособие содержит информацию, дополняющую и/или частично заменяющую учебник или способствующее рациональному достижению целей обучения. Частными видами учебного пособия являются учебно-наглядное пособие, учебно-методическое пособие, практикум, сборник заданий, справочник, лекции.
Самостоятельная работа учащихся
- важный метод обучения, предполагающий индивидуальную активность обучаемых при закреплении полученных ЗУН и при подготовке к занятиям.
Включает:
- работа с печатными источниками: ознакомительное чтение, выделение важного; расчленение текста на смысловые части, выделение основных положений, изучение схем, таблиц, чертежей; конспектирование изучаемого текста. Текст можно считать изученным, если обучаемый может воспроизвести основные ее положения и найти им практическое применение.
- самостоятельный поиск: учитель ставит творческую поисковую задачу. Функция – индивидуализация обучения, расширение объема знаний. Результат- приобретение новых знаний, овладение исследовательскими навыками.