Взаимоотношения врача и больного

Сотрудничество
Осознанное согласие больного на активное соучастие в лечебном процессе может быть определено как сотрудничество.
Эмпатия
Эмпатия - ощущение способности испытывать за другого его чувства. Такой элемент сопереживания является определяющим во многих межличностных отношениях и социальных установках.
Уважение
Уважение подразумевает признание ценности больного как индивида и важности его забот.
Сочувствие
Сочувствие - ключ к установлению сотрудничества между врачом и больным.

Ключевые признаки личности (системообразующие):

Эмоциональность – совокупность качеств личности, определяющих динамику возникновения, протекания и прекращения эмоциональных состояний, чувствительность к эмоциональным ситуациям.

Активность – характеристика личности, которая определяет интенсивность, продолжительность, частоту и разнообразие выполняемых действий или деятельностей какого-либо рода.

Саморегуляция – системная характеристика, отражающая способность личности к устойчивому функционированию в различных условиях жизнедеятельности (регуляция своего состояния, поведения деятельности).

Побуждение – мотивационный компонент характера.

В последнее время в подготовке специалистов стало уделяться внимание не только профессиональному уровню подготовки, но и его личностным качествам [2]. В современных условияхбольшое значение имеет и профессиональная компетентность медицинского работника, и знания психологии, умения и навыки их практического использования .

В связи с выделением понятия «профессионально важные личностные качества врача» (ПВК) неоднократно поднимался вопрос о необходимости проведения профессионального отбора среди абитуриентов медицинских ВУЗов. Педагоги высшей медицинской школы подчеркивают, что многие профессионально значимые качества можно сформировать специальными упражнениями,обучением, воспитанием и самовоспитанием [1]. Период обучения в медицинском ВУЗе является самым благоприятным для формирования необходимых личностно- профессиональных качествврача. Но в программах подготовки будущих врачей в ВУЗах по клиническим дисциплинам отмечается существенный акцент на дидактической составляющей. Практически отсутствуютконкретные рекомендации по формированию необходимых качеств личности, способствующих эффективной адаптации молодого специалиста к профессиональной деятельности.

Поэтому целью настоящего исследования стала разработка психолого- педагогических оснований для отбора личностно-ориентированного содержания психологического образования вмедицинском ВУЗе. В исследовании принимали участие студенты V-VI курсов медицинского ВУЗа («профессиональные» эксперты) и молодые люди, не имеющие медицинского образования(«непрофессиональные» эксперты).

На I и II этапе исследовались психосемантические репрезентации образа идеального врача методом свободного дескриптирования в двух группах экспертов.

На III этапе результаты исследования подвергались математико-статистической обработке с последующим психометрическим моделированием адаптивных

личностных паттернов профессионального поведения врача (с помощью

компьютерных программ Expan-2 и Tezalе с представлением полученных результатов в виде личностного профиля методики 16-PF R.Cattell) .

В итоге были выделены 2 модели профессионального поведения врача:

Профессионально-ориентированная модель.

В центре внимания такого врача – болезнь. Его основные задачи: провести

обследование, поставить диагноз и назначить лечебные мероприятия. Основные

ПВК врача определяют его способность выполнять свои профессиональные обязанности в соответствии с нормами и требованиями, предъявляемыми

обществом и законом. Именно эту модель будущие специалисты определяют как наиболее эффективную.

Пациент-ориентированная модель

В центре внимания такого врача – пациент. В его основные задачи входят не только правильное и точное определение диагноза и врачебных мероприятий, но и

установление благоприятных отношений с пациентом. Основные профессионально значимые качества врача определяют не только его профессионализм и

компетентность, но и коммуникативные способности, помогающие врачу в общении

с пациентом и тем самым повышающие эффективность его профессиональной деятельности.

На IV этапе проводился отбор психологического содержания для наполнения учебных программ подготовки врачей и разработка методического обеспечения

таких программ.

Были выделены следующие психолого-педагогические основания для создания рабочей программы, предназначенной для студентов медицинских ВУЗов:

1. Дидактическое наполнение дисциплины «Психология» Государственного образовательного стандарта (ГОС) по специальности 040100 – Лечебное дело.

2. Результаты проведенного исследования, на основе которых были выделены

профессионально-ориентированная и пациент-ориентированная модели

профессионального поведения врача.

3. Психодиагностические критерии для выявления ПВК личности врача.

За основу таких критериев предлагается взять полученный в результате проведенного исследования профиль личности врача по методике 16-PF R.Cattell,

соответствующий каждой выделенной нами модели профессионального поведения врача.

В результате проведенного исследования был создан фрагмент рабочей

программы по дисциплине «Психология». Разработка этого документа проводилась в соответствии с требованиями, предъявляемыми к рабочим программам по

учебным дисциплинам, принятыми на факультете психологии Южно-Уральского государственного университета.

Таким образом, подобное психологическое исследование позволяет выделить

психологические критерии отбора содержания учебных программ по дисциплине

«Психология» для медицинских ВУЗов с целью формирования тех личностных качеств, которые помогут молодому специалисту быть максимально успешным в

профессиональной деятельности.

Наши рекомендации