Глава 20. нравственное воспитание

1. Формирование нравственности учащихся – важнейшая зада­ча школы. Мораль как регулятор поведения личности

В процес­се воспитания личности исключительно важное значение имеет формирование ее нравственности. Дело в том, что люди, будучи членами социальной системы и находясь во множестве обществен­ных и личных связей между собой, должны быть определенным об­разом организованы и в той или иной мере согласовывать свою дея­тельность с другими членами сообщества, подчиняться определен­ным нормам, правилам и требованиям. Вот почему в каждом обще­стве вырабатывается множество разнообразных средств, функцией которых является регуляция поведения человека во всех сферах его жизни и деятельности – в труде и в быту, в семье и в отношениях с другими людьми, в политике и науке, в гражданских проявлениях, играх и т.д. Такую регулирующую функцию, в частности, выполня­ют правовые нормы и различные постановления государственных органов, производственно-административные правила на предпри­ятиях и в учреждениях, уставы и инструкции, указания и приказы служебных лиц и, наконец, нравственность.

Есть существенные отличия в том, как влияют на поведение людей различные правовые нормы, законы, административные правила и указания служебных лиц, с одной стороны, и нравствен­ность – с другой. Правовые и административные нормы и правила имеют обязательный характер, и за их нарушение личность несет

юридическую или административную ответственность. Нарушил, например, человек тот или иной закон, опоздал на работу или не выполнил соответствующих служебных инструкций – неси право­вую или административную ответственность. В обществе созданы даже специальные органы (суд, прокуратура, милиция, различные инспекции, комиссии и т.д.), которые наблюдают за выполнением законов, разных постановлений и обязательных указаний и приме­няют соответствующие санкции (от лат. sanctio – строжайшее по­становление) к тем, кто их нарушает.

Иное дело нравственность, или мораль. Нормы и правила, ко­торые относятся к ее сфере, такого обязательного характера не имеют, и практически их соблюдение зависит от самой личности. Когда же тот или иной человек их нарушает, общество, знакомые и незнакомые люди имеют только одно средство воздействия на него – силу общественного мнения: упреки, моральное порица­ние и, наконец, общественное осуждение, если аморальные дей­ствия и поступки приобретают уже более серьезный характер. Возьмем тот же пример с опозданием. Если человек опоздал на работу, на него может быть наложено административное взыска­ние (предупреждение, выговор и т.д.). Но если тот же человек опоздал на встречу со своим знакомым и последний был вынуж­ден долго ждать его, никаких санкций не бывает, а знакомый может его только упрекнуть или сделать товарищеское замеча­ние. Как видим, соблюдение моральных норм и правил базирует­ся не на принуждении, а главным образом на сознательности самой личности, на понимании ею этих норм и правил и необхо­димости их соблюдения. В этике (лат. ethica – обычай, харак­тер) – философской науке о морали – существуют две основные нравственные категории – добро и зло. Соблюдение моральных требований, их поддержка личностью обычно ассоциируется с добром. Нарушение же моральных норм и правил, отступление от них характеризуется как нравственное зло.

Понимание этого и побуждает личность вести себя в соответст­вии с моральными требованиями общества, совершенствовать свое поведение, что одновременно означает и ее моральное развитие. Правда, немаловажную роль здесь играет сам характер нравствен­ности и ее содержание. Нравственность фашистского тоталитарно­го государства, например, развращала людей, возбуждала в них че­ловеконенавистничество и вела к деградации личности. Только мо­раль гуманного и демократического общества, которая сама носит прогрессивный характер, содействует действительному прогрессив­ному развитию и совершенствованию личности. Именно в этом направлении и происходит моральное развитие мирового сообщества, если иметь в виду преобладающие линии в его нравственной эволюции.

Но моральные усовершенствования поддерживаются не только силой общественного мнения. Большую роль в этом играют нравственные обычаи, привычки и традиции, которые культивируются в обществе. Люди давно заметили, что нравственность личности не может основываться только на ее моральной сознательности, что она становится более прочной, когда соблюдение нравственных норм и правил приобретает характер привычных способов поведения и деятельности. Это, как будет показано ниже, имеет большое значение для воспитания. Здесь же подчеркнем следующее положение. Посколь­ку соблюдение нравственных требований общества в конечном итоге зависит от самой личности, поскольку она выступает в качестве хранительницы и субъекта морального прогресса, вполне понятно, какое огромное значение приобретает нравственное воспитание, повышение его содержательности и педагогической действенности. Многие общественные деятели, писатели и педагоги с давних времен считали, что нравственное воспитание не только оказывает решающее влияние на формирование положительных качеств лич­ности, но и является главной задачей школы и должно быть в центре ее воспитательной деятельности.



Наши рекомендации