Использование аутостимуляции ребенка.

Подключение к аутостимуляции ребенка также является веду­щим приемом установления с ним контакта, усиления его активно­сти и направленности на окружающий мир, организации и услож­нения общих с ним способов взаимодействия с окружением.

Например, у аутичного ребенка с наиболее тяжелым вариантом развития радость, оживление - легче всего можно вызвать щеко­танием, кружением, тормошением. В норме все маленькие дети на определенном этапе развития тоже обожают такие тонизирующие игры, основанные на подобном тормошении и подбрасывании. И, конечно, нельзя не использовать достаточно редкую возмож­ность быть необходимым ребенку в качестве инструмента для по­лучения удовольствия, он даже сам может «просить» об этом — привалиться к взрослому, приставить его руки к себе на пояс. Од­нако, в отличие от возни благополучно развивающегося малыша, такой ребенок не заглядывает в лицо того, кто его кружит, трясет, качает (характерно, что он поворачивается обычно к нему спиной), не пытается разделить с ним своего веселья. Оживление выглядит механическим, и подобное подключение к аутостимуляции тоже оказывается механическим.Вместе с тем эта же ситуация при другом — эмоционально осмысленном подходе может оказаться очень ценной. Главное ус­ловие, которое следует соблюдать при подобном взаимодействии с малышом, — искать малейшую возможность повернуть его ли­цом к себе, поймать его взгляд, чередовать прятание своего лица и неожиданное выглядывание с улыбкой (т.е. проигрывать самому тот острый момент общения, который так восторженно стремятся повторять благополучно развивающиеся дети). На высоте подъема тонуса аутичного ребенка его аффективное заражение от взрослого проходит значительно легче, и он получает положительный опыт хотя бы недолгой синхронизации своего эмоционального состоя­ния с состоянием другого человека.Одновременно происходит и тренировка большей выносливо­сти к тактильному контакту. К тормошению, кружению (т. е. тому набору сенсорной, вестибулярной стимуляции, которой он вполне удовлетворяется сам) необходимо дозированно добавлять более адекватные неформальному контакту способы тактильного взаи­модействияВыбирая, если есть такая возможность, к какой форме аутости­муляции лучше присоединиться, надо помнить о том, что есть та­кие ее проявления, подключение к которым непродуктивно. К ним относятся самые грубые ее формы, которые выглядят как влече­ния, завязанные на переживании сильных телесных ощущений. Гораздо более продуктивным представляется подключение к аутостимуляции дистантными раздражителями, когда ребенок созерцает движение или ритмически организованные конструк­ции, завороженно смотрит в окно или слушает ритмические стихи, песни, а затем начинает их воспроизводить.

Приемы стимуляции речевого развития.

Замедленность набирания слов в активном речевом запасе малыша, постепенный уход и сворачивание имевшихся слов, разовое произнесение какого-то слова без дальнейшего повторения его, смазанность, недоговаривание слов - вот те особенности речевого развития, которые беспокоят родителей аутичных детей раннего возраста. До трех лет попытки логопедических занятий предпринимаются, обычно, очень редко. Но родные часто сами начинают пробовать активно исправлять неправильно произнесенные ребенком слова, заставляют его повторить еще раз, переспросить, когда не разобрали, что он сказал, задавать вопросы, надеясь, что это стимулирует ответ. Однако, в большинстве случаев, это приводит к обратному результату - ребенок все больше избегает речевого взаимодействия, расстраивается, что его не понимают, и может практически замолчать. Вместе с тем существуют достаточно действенные приемы провокации речевой активности. Рассмотрим некоторые из них.

а) Использование имеющихся вокализаций ребенка.

Чаще мутичный аутичный ребенок не молчит все время: он может издавать какие-то звуки, играть ими, то есть использовать их как средство аутостимуляции. Для каждого ребенка набор таких "любимых" звуков достаточно ограничен - часть из них может напоминать лепетную речь (произнесение отдельных слогов - "ка", "би"), иногда это стереотипное повторение одного и того же звука, характерно бывает также более сложное интонирование, похожее на "птичий щебет". В последнем случае использовать вокализации ребенка для провокации речевых фонем практически невозможно. Он так увлечен ими, так погружается в это "пропевание", что подключиться к этому типу аутостимуляции, также как к любому другому ее варианту, полностью захватывающему ребенка, очень трудно. В других случаях нельзя упускать возможность подхватить уже имеющийся запас звуков малыша. Это совершенно естественный способ усиления речевой активности, наблюдаемый при нормальном развитии, как было описано выше, при общении матери с младенцем. Если взрослый повторяет вслед за ребенком его звуки, он начинает их произносить чаще. Со звуками можно играть, провоцируя у малыша элементы подражания. Если сначала точно скопировать звук ребенка и увидеть, что это вызывает его интерес или хотя бы не вызывает неудовольствия, можно попытаться немного изменить интонацию, тембр голоса. Часто в при этом ребенок, в принципе не обращающий внимание на лицо взрослого, начинает смотреть на его губы, заглядывать в рот, пытаться произнести снова свой звук. Следующий шаг - внесение звуков, произносимых ребенком, в смысловой контекст происходящего в настоящий момент. Для этого, когда малыш произносит свой стереотипный звук или слог, взрослый должен дополнить его до подходящего по ситуации слова. Например, "би" - может быть "обидели", или "бегу", или "лю-би-мый" или изображение того, как сигналит машина "би-би-и"., регулярность ее приводит к реально ощутимым результатам - малыш чаще начинает "звучать" в осмысленных вместе со взрослым ситуациях, звуки и слоги могут становится более сложными

б) Стимуляция речевой активности на фоне эмоционального подъема.

Взаимодействие с ребенком на фоне повышения его тонуса может значительно облегчить появление эхолалий. Скорее подхватываются "аффективно заряженные" слова, отдельные междометия, восклицания, эмоционально произнесенные взрослым. Например, при выдувании мыльных пузырей - бульканье ("буль-буль-буль"), реплики ( "еще", "хлоп", "лети", "лови-лови"); при игре с водой - "кап-кап", "плюх"; при раскачивании малыша на качелах- "кач-кач", на лошадке-качалке - "но-о", "иго-го", "скачи", изображение цоканья копыт и т. д. Воспроизведенные ребенком слова или их отрывки необходимо усилить своим повторением, добавляя еще понемногу новые слова ("но-о, лошадка", "скачи быстрей" и т.п.). Также в состоянии эмоционального подъема малыша следует произносить за него реплики, которые подходят к ситуации по смыслу, даже если он молчит. Например, когда ему очень чего-то хочется и понятно чего и он тянет ручку в нужном направлении, нужно сказать за него: "Дай мне", "открой", если он бежит к маме, воодушевленный, с каким-то предметом или игрушкой в руках - "Мама, смотри", если собрался прыгнуть со стола - "Лови меня" и т.д.

Наши рекомендации