Пед.21. Особенности коррекционно-логопедической работы с детьми-логопатами

в условиях специальных (коррекционных) образовательных учреждений

Система учреждений: министерство социальной защиты – дома-интернаты для детей-инвалидов, психоневрологические интернаты, соц-ные центры и приюты для детей и пдростков. Министерство здравоохранения – логопед-е кабинеты поликлиник, детские неврологические диспансеры,стационары для больных с афазией и логоневрозами,специализированные дома ребенка,специализированные летние лагеря, отделение паталогии речи НИИ психиатрии в Москве. Министерство образования – дошкольные (спец-ные ДОУ для детей с НР, спец-ные детдома, центры реобилитации, спец-ые группы для детей с НР в ДОУ, логопедические пункты в ДОУ); школы (логопункты в общеобр-х школах, школа 5 вида, спецкласс общеобр-х школ, спецшкола-интернат.

Формир-ние правильной речи у Д. в разных возрастных группах осуществляется в спец. ДОУ для Д. с речевыми нарушениями путем использования поэтапной системы обуч. и восп. и основано на следующих принципах:

-распознание ранних признаков речевого недоразвития и его влияние на общее психическое развитие;

- своевременное предупреждение возможных отклонений из-за речевых недостатков;

- учет закономерностей развития детской речи в норме; = взаимосвязь формир-ния фонетико-фонематических и лексико-граматич-х компонентов языка;

-дифференцированный подход в логопедич. работе с Д. которые имеют речевое недоразвитие различного происхождения;

- единство формир-ния речевых и познавательных процессов;

- одновременное коррекционно-воспитат. воздействие на сенсорную, интеллектуальную и волевую сферу.

Организация речевой работы с Д. Формы организации обуч-я Д. раннего возраста выбирают в зависимости от состояния их психического здоровья. В первые года обуч-я в основном индивидуальные занят-я. Затем Д. объединяют в подгруппы с постепенным увеличением в них числа Д. В одной подгруппе д.б. Д. с разными речевыми возможностями, что стимулирует развитие речи детей, которые находятся на более низком уровне. Н-р, к двум детям, которые пользуются активной речью, можно присоединить реб-ка, не владеющего речью. На 2 году обуч-я сочетают индивид. и подгруппов. занятия. На 3г. обуч-я с индивид. и подгрупп. проводят занятия со всей группой. Оценка речевых особенностей и нарушения речи у Д: ориетировочный этап, на котором проводят целенаправленный опрос родителей, беседы с реб-м, изучение спец. документов. На основании полученных данных предварительно определяют речевой дефект; диференцировочный этап, включает обследование интеллекта и слуха для определения Д. с первичной речевой патологией от сходных состояний, где ведущими явл-ся нарушения слуха или интеллекта; обследование неречевых процессов тесно связанных с речевым развитием; подробное обследование ведущих компонентов языковой системы, итог которого обосновывает логопедическое заключ; заключительный уточняющий этап включает динамическое наблюдение за реб-м в условиях спец. обуч-я и воспитания. Взаимосвязь в работе педагогического коллектива. Восп-ль и логопед одновременно, каждый на своем занятии, решают как коррекционно-воспит, так и общеразвивающие задачи. Развитие речи связано со всеми разделами программы. Зан-я восп-ля строятся с учетом темы, намеченной логопедом, и их задачи соотносит с задачами логопедич. занятия. Восп-ль формир-ет у Д. необходимый, доступный их пониманию объем знаний по той или иной теме во время наблюдений на прогулках и экскурсиях; способствует развитию речи Д, проводя работу по накоплению, обогащению и активизации словаря, уточняя значения слов и представлений; развивает у Д. математич. представления, обучает различным приемам изображений предметов в рисовании, лепке, аппликации, констр-нии, сочетая их с развитием речи. Задачи логопеда. Логопед на своих фронтальных занятиях развивает умение пользоваться сначала диалогической речью в правильной грамматич. форме, а затем связной речью: пересказ, составл. рассказов. Логопед в тесной взаимосвязи с воспит. работает над ознакомл. Д. с новыми словами, уточняет их значение и активизирует в речи, подбирает лексический материал по теме. Логопед осуществляет воспит-ое воздействие на Д., закрепляя их знания и представления, полученные при наблюдении за предметами окруж. действ-ти во время прогулок, экскурсий и т.д.

Направления и приемы коррекционно-педагог. работы. Выделяют основные задачи: 1-й год обуч (ср.гр): развитие понимания речи, развитие словарного запаса; формир-ние двусоставного предложения и предложения из нескольких слов; развитие фонематич. слуха; развитие звуко/произношения и формир-ние слоговой структуры. 2-й год обуч. (ст.гр): развитие понимания речи, формир-ние обощих понятий, умения словообразования и словоизменения, умении употреблять простые распространенные предложения и некоторые виды сложных предлож.; формир-ние правильного зв/произнош., развитие фонематического слуха и восприятия, умение произносить слова разнной слоговой структуры, контроль за внятностью и выразительностью своей речи, подготовка к звуковому анализу; обучение самостоятельному высказыванию. 3-й г обуч. (выпуск. гр): совершенствование лексико-грамматич. средств языка; развитие диалогич. и монологич речи; совершенствование звук. стороны речи в сфере произношения , овладение элементами грамоты.
Работа с родителями. Чтобы речь реб-ка развивалась правильно, родителям необходимо соблюдать ряд условий: -не нужно ускорять ход естественного речев. развития реб-ка. -Не перегружать речевые занятия. -Игры, упражнения, речев. материал должен соответствовать его возрасту; в общении с реб-м следите за своей речью. -Говорить с ним не торопясь, звуки и слова произносить четко и ясно, при чтении не забывать о выразит-ти.-Непонятные слова, встречающиеся в тексте объяснять малышу; -не подстраиваться под детскую речь,-не злоупотреблять уменьшительно-ласкат. суффиксами - все это тормозит речевое развитие реб-ка; -вовремя устранять недостки речи реб-ка, указывать на неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, не смеятся над малышом, нужно показать, как правильно произнести то или иное слово;-отвечать на все вопросы реб-ка, и проверять: понятен ли ему ответ; можно записывать речь реб-ка на магнитофон. На 1г можно записать гуление, лепет, первые слова малыша. В дальнейшем - беседы с реб-м, его речь во время игр, чтение стихов, пересказ прочитанного, самостоятеьные высказывания; закреплять темы, которые изучали в группе д/с - дома (новые слова, стихи, игры, потешки, песни).



Наши рекомендации