Причины и механизмы недостатков речевого развития детей. Классификация речевых нарушений.
Основные причины патологии детской речи:
1. По времени возникновения факторы бывают: пренатальные, натальные, пост натальные.
2. По способу воздействия: эндогенные, экзогенные.
3. По характеру воздействия: органические, функциональные.
АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ РЕЧИ
Речевой аппарат м.б. разделен на 2 тесно связанных отдела:
Центральный(регулирующий) Периферический
Кора г.м. органы дыхания,голосообразования и
Речь осуществляется за счет корковых артикуляции звуков
процессов. Сущест-т зоны речи:задний отдел
нижней лобный извилины-слева; верхняя задняя
височная извилина-слева.Все эти зоны связаны
между собой ассоциативными путями,имеющими
Уобразный вид. В коре г.м.форм-ся условно-
рефлекторные связи(сенсорный отдел).К системе
речи имеют отношения различные анализаторы
(двигат.,слух.,зрит.)Рез-ы всех корковвых
анализаторов принимают участие в форм-ии
речевых реакцмй.
1. Дыхательный отдел обеспечивает речевое дыхание. Анатомически он представлен грудной клеткой, лёгкими, бронхами, трахеей, межрёберными мышцами и мышцами диафрагмы. 2. ^ Фонаторный (голосовой) или фонационный отдел представлен гортанью и находящимися в ней голосовыми складками.^ 3. Артикуляционный отдел. Основными органами артикуляции являются язык, губы, челюсти, твёрдое и мягкое нёбо. Активными органами являются язык, губы, мягкое нёбо и нижняя челюсть.
Внутренние (эндогенные) причины речевых нарушений
1. Заболевания матери во время беременности общие заболевания, требующие лечения.
2. Отягащенная наследственность.
3. Аллергии матери.
4. Перенесенные переливания крови.
5 Токсикоз беременности, не зависимо от срока беременности.
6. Иммунологическая несовместимость крови матери и плода (резус-конфликт)
8. Курение во время беременности, употребление алкоголя.
Основные причины повреждения нервной системы - гипоксия и родовая травма.
Гипоксия - это недостаточное снабжение кислородом тканей плаценты и плода.
Причиной гипоксии плода могут быть:
- патология пуповины, узлы на ней, слишком короткая пуповина.
- если мать страдает анемией (низкий гемоглобин).
Родовая травма - это местное повреждение плода, вызванное механическим воздействием непосредственно на плод во время родов.
Внешние (экзогенные) причины речевых нарушений
общение должно быть значимым, проходить на эмоциональном положительном фоне и побуждать к ответу. Речь ребёнка нарушается и задерживается в отсутствие эмоционального положительно окружения. Речь развивается по подражанию. Речевые нарушения часто могут возникать при различных психических травмах. Различные нарушения обмена веществ, заболевания внутренних органов. Любое общее или нервно-психическое заболевание ребёнка первых лет жизни обычно сопровождается нарушением речевого развития.
Физиологические нарушения речи. Речь маленьких детей в период её формирования всегда отличается недостатками звукопроизношения. Прежде всего это вызвано недостаточным развитием движений органов артикуляционного аппарата: языка, губ, мягкого нёба, нижней челюсти. Второй причиной является недостаточная сформированность речевого или фонематического слуха, т.е. Способности воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки (фонемы).
Патологические нарушения речи. Формы нарушения звуков: 1. Отсутствие звука обусловлено несформированностью правильного артикуляционного уклада. 2. Искажение звука, т.е. звук не исключается из слова, а получает собственное, аномальное звучание, не характерное для фонетической системы родного языка. 3. Замена одного звука другим, имеющимся в фонетической системе родного языка. В логопедии выделены 3 уровня неправильного звукопроизношения:1-й уровень: полное неумение произнести звук или всю группу звуков;2-й уровень: неправильное произношение звуков в речевом потоке при наличии умения правильно произносить их изолированно или в отдельных словах;3-й уровень: недостаточное дифференцирование — смешение двух близких по звучанию или по артикуляции звуков при умении правильно произносить их изолированно.
Структура речевого дефекта-совокупность(состав) речевых и неречевых симптомов данного нарушения речи и хар-р их связи. В структуре речевого дефекта выдел-ся первичное, ведущее нарушение (ядро) и вторичные нарущения, которые находятся в причинно-следственных отношениях с первыми.
Основные виды речевых нарушений первичного характера:
1. Нарушения речи периферического характера: дислалия, дисфония, ринофония, ринолалия.
2. Нарушения речи центрального характера: дизартрия, алалия, афазия, дислексия, дисграфия, заикание.
3. К самостоятельным расстройствам относят нарушения темпа речи, брадилалию и тахилалию.
Нарушения речи вторичного характера:часто носят временный и обратимый характер.
В настоящее время существует 2 классификации речевых нарушений: клинико-педагогическая и психолого-педагогическая.
Клинико-педагогическая классификация.В основе лежит этиопатогенез (причины и механизмы).
Устная речь Письменная речь
Нарушения произн-я смысловое нар-е (дизграфия,аграфия,
(Дислалия,дизартрия , (алалия,афазия) дизлексия)
Брадилалия,тахилалия,
Заикание, ринолалия,
Дисфония, афония)
Психолого-педагогическая классификация.В основе лежит уровень развития речи или сформированность языковых средств.
1. Нарушения языковых средств
· ФН (фонетическое недоразвитие) – нарушение звукопроизношения.
· ФФН – нарушено звукопроизношение и различение звуков.
· ОНР – нарушена и смысловая и звуковая сторона.
ФФН и ОНР дают нарушения письма и речи.
2. Нарушение в использовании языковых средств
Заикание – расстройство коммуникативной функции речи. Языковые системы сохранны, но использовать их ребенок не может.