Коррекционно-педагогическая работа.
Под коррекционно-педагогической работой понимается система специальных педагогических мероприятий, средств, форм и методов обучения и воспитания, направленных на активизацию процессов компенсации, преодоление или устранение недостатков познавательной деятельности, черт личности, физического развития и двигательных способностей детей с НЗ. Разносторонние клинические и психолого-педагогические исследования дают основание считать, что применение в процессе обучения и воспитания детей дифференцированного подхода с учетом возрастных особенностей позволяет компенсировать или корректировать обнаруженные недостатки развития.
В тифлопедагогике используются как общие методы (словесные, наглядные, практические), так и специальные, направленные на коррекцию и компенсацию отклонений в развитии детей. Необходимость применения общих и специальных методов определяется характером и спецификой познавательной деятельности детей. На начальном этапе обучения обращается внимание на преодоление нарушенного соотношения чувственных и словесных систем связи. Поэтому для глубокого усвоения знаний детьми, рекомендуется сочетать при объяснении учебного материала слово, образ и практическое действие. Давать их нужно в тесной взаимосвязи, чтобы знания служили руководством к действию, а словесные приемы обучения играли регулирующую, направляющую роль и способствовали коррекции нарушенных функций. Словесные методы обучения являются основными. К числу наиболее
распространенных словесных методов обучения и получения информации
относятся: беседа, рассказ учителя, работа с учебником, печатными текстами
и иллюстрациями, письменные и устные самостоятельные работы, учебные
радио- и телепередачи, «говорящие» книги, школьные лекции. Наглядным методам обучения слабовидящих уделяется особое внимание.
Эти методы способствуют обогащению сенсорного опыта путем развития
приемов и способов восприятия, развития наблюдательности, формирования
образов памяти.
К числу наглядных методов обучения относятся наблюдения
окружающих предметов и явлений, восприятие материализо-152
ванных средств наглядности (натуральные предметы, макеты, муляжи,
модели и т. п.). Практические методы обучения предусматривают целенаправленную
самостоятельную деятельность учащихся, связанную с овладением знаниями
и умениями. В школах для слепых и слабовидящих в целях предупреждения
формализма в усвоении знаний, обусловленного бедностью непосредственно
чувственного опыта, использование в учебной работе действенных способов
овладения знаниями приобретает весьма актуальное значение. Практические
методы способствуют формированию целостных и содержательных
представлений о предметах, процессах и явлениях окружающей
действительности, об эстетической картине мира, отношениях человека к 137
природе. Все это имеет важное коррекционно-воспитательное значение в
школе для слепых и слабовидящих
Технические средства обучения. Тифлотехника – специализированная отрасль приборостроения, занимающаяся разработкой общих и специальных принципов конструирования и производства различных тифлотехнических средств, предназначенных для лиц с н.з. В своем развитии тифлотехника опирается на офтольмологию, тифлопсихологию, физиологию, радиоэлектронику, телемеханику, автоматику. Тифлотехника развивается по 3 основным направлениям: учебная, производственная, культурно-бытовая. Задача учебной тифлотехники – оптимизация учебного процесса при обучении основам наук, а также политехническая и производственная подготовка слепых и слабовидящих (лупы, книги с укрупленным шрифтом, микроколькуляторы, компьютеры для незрячих, принтеры, сканеры). Производственная тифлотехника связана с решением задач по обеспечению инвалидов по зрению возможностью выполнять с помощью специальных тифлотехнических приборов и приспособлений производственные операции. Задачи культурно-бытовой тифлотехники – разработка и создание специальных средств, облегчающих ориентировку слепых и слабовидящих в пространстве и расширяющих возможности восприятия ими окруж-их предметов и явлений, выполнение культурно-бытовых обязанностей в семье, участие в общественной жизни (трость, локаторы, говорящие книги, различные предметы домашнего обихода). Принципы разработки тифлотехники: 1)замещение функций зрительного анализатора функциями других сохранных анализаторов с использованием акустических, тактильных, проприоцептивных средств отображения информации. 2)усиление визуального сигнала превышающего уровня помех, создаваемых дефектом информационного канала зрительного анализатора. 3)рациональное использование и охрана нарушенного зрения
К оптическим средствам относятся различного рода лупы (ручные,
опорные, стационарные), очки (микроскопические, телескопические,
гиперокулярные), монокуляры и бинокуля-ры, накладные оптические
средства для слабовидящих, предназначенные для чтения, письма, рисования , проекционные увеличивающие аппараты (эпи- и диапроекторы).
Все эти средства могут быть использованы для зрительных работ на близком
и далеком расстоянии.
Разработаны телевизионные увеличивающие устройства для
слабовидящих, позволяющие получить увеличение до 60 раз. Яркость и
контрастность изображения на телеэкране могут регулироваться самим
учеником. В большинстве телевизионных устройств увеличение изображения
изменяется плавно с помощью объектива с переменным фокусным
расстоянием. Различают телевизионные устройства индивидуального и
коллективного пользования. При обучении слабовидящих используются
специальные замкнутые телевизионные системы, позволяющие осуществить
фронтальные методы обучения.
Существуют различного вида дисплеи для слабовидящих, работающие по
принципу преобразования входной кодовой информации в изображение
знаков и символов на сегментных, матричных или растровых индикаторах. 180
Для лиц, страдающих дефектом полей зрения (трубчатое зрение,
гемианопсия), предназначены специальные оптические системы, изменяющие в
необходимых пределах поле зрения.
В случаях, когда зрение ухудшается в условиях повышенной
освещенности, используются светозащитные корригирующие линзы из
цветного или бесцветного стекла с покрытием.
Для незрячих и слабовидящих разработаны и выпускаются различные по
сложности технические устройства и приспособления: приспособление для
вдевания нитки в иголку, трость для обеспечения возможности
самостоятельного передвижения, грифель и приборы для измерений, специальные пишущие машинки для незрячих и др. Имеются
специальные приборы для рельефного черчения и рисования. Существует
специальная система «Говорящая книга», представляющая собой
тиражированные на грампластинках и магнитофонных лентах записи книг и
специальные устройства для проигрывания. охранных анализаторов.
Гигиенические рекомендации к организации условий проведения уроков включают в себя требования:
§ к освещению и учебному оборудованию;
§ к организации учебных занятий, имея в виду минимизацию вреда, который может быть причинен используемыми на занятиях техническими средствами обучения, например, компьютерами.
Офтальмологические рекомендации к организации условий проведения уроков включают в себя:
§ рекомендации к формам организации учебно-воспитательной работы;
§ специальные мероприятия по профилактике нарушений зрения.