Прием воспитания - составная часть метода, один из его « кирпичиков».
По средствам воспитания методы делятся на 6 групп:
1. Воспитание словом.
2. Воспитание ситуацией.
3. Воспитание делом.
4. Воспитание игрой.
5. Воспитание общением.
6. Воспитание отношениями.
Средства воспитания –это богатейший набор объектов и явлений, предметов окружающей действительности + достижения духовной и материальной культуры своего народа, с помощью которых осуществляется воспитание.
Определяющими являются различные виды деятельности: игра, учебная, личностное общение).
Средства обучения и воспитания:
1) Слово – «живое» слово, аудиозапись, печатное слово.
2) Образ – иллюстрации, макеты, видеопродукция, натуральные объекты.
3) Орудия и приспособления: здания, мебель, оборудование; ЭВМ, компьютерная техника, аудио-видеотехника, материалы, инструменты, лабораторное оборудование
18.Формирование научного мировоззрения учащихся.
Воспитание умственной культуры.
Задачи
1. Формирование мотивации учебно-познавательной деятельности,
2. Развитие познавательных интересов, потребностей в самообразовании.
3. Формирование опыта познавательной деятельности,
4. Развитие способности к творчеству, к принятию нестандартных решений,
5. Развитие мышления, эрудиции, овладение системой научных знаний,
6. Формирование мировоззрения, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, к себе, к другим.
Пути осуществления
1. Учебный процесс.
2. Самообразование.
3. Совместная деятельность и общение с другими людьми.
4. Средства массовой информации.
19.Формирование основ нравственной и эстетической культуры личности.
Воспитание нравственной культуры.
Нравственная культура - система ценностных отношений к моральным нормам, принципам, идеалам, принятым в обществе, и на их основе отношений к другим людям и самому себе.
Нравственная позиция конкретизируется такими качествами, как дисциплинированность, принципиальность, справедливость, честность, добросердечность, отзывчивость. Она проявляется в саморегуляции человеком своего поведения, помощи другим людям, скромном поведении, отстаивании правоты, нетерпимости к несправедливости, стяжательству, грубости, наглости.
Одним из направлений нравственного воспитания является семейное воспитание, в основе которого - формирование ценностного восприятия представителей противоположного пола и семьи как основной сферы жизнедеятельности человека.
Задачи
1. Формирование нравственного сознания, основными категориями которого являются: нравственный идеал, нравственные и этические ценности, нормы, этическая оценка, мотивация.
2. Развитие нравственных чувств и качеств: гуманизма, совести, чести, достоинства, долга, товарищества, доброты, стыда, коллективизма, милосердия, принципиальности.
3. Формирование поведения, соответствующего принятым нормам; выработка нравственных привычек.
Пути осуществления
1. Потенциал учебных предметов.
2. Нравственное просвещение во внеклассной работе.
3. Семейное воспитание.
4. Средства массовой информации.
Воспитание эстетической культуры.
Эстетическая культура – способность личности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности.
Оценка явлений и предметов действительности как "прекрасное - безобразное" осуществляется через восприятие гармонии в них. Гармония - соразмерность и упорядоченность,согласованность формы и содержания.
Эстетическая позиция личности проявляется через отношения к природе, достижениям искусства, здоровью, внешнему облику человека, быту. Содержание - возможность и способность оценивать эти явления с позиции прекрасного, наличие эстетического вкуса.
Направления - экологическое, художественное, физическое.
Задачи
1. Формирование эстетического сознания: знание основ эстетики, мировой и отечественной культуры, участие в народно-художественном творчестве.
2. Формирование эстетического вкуса и чувств. Корректировка псевдокультуры, развитие интереса к творчеству.
3. Формирование способов художественно-творческой деятельности, поддержка Одаренных детей, выработка опыта организации среды обитания с учетом эстетических норм.
Пути осуществления:
1. 1. Эстетика детской жизни.
2. 2. Эстетическое восприятие природы.
3. 3. Эстетическое воспитание через художественно-эстетические предметы и средства искусства.
4. 4. Приобщение к художественно-творческой деятельности через систему дополнительного образования (самодеятельность, студии, кружки, клубы, секции).
5. Семейное воспитание.
20.Гражданское воспитание в системе формирования базовой культуры личности.