Прием воспитания - составная часть метода, один из его « кирпичиков».

По средствам воспитания методы делятся на 6 групп:

1. Воспитание словом.

2. Воспитание ситуацией.

3. Воспитание делом.

4. Воспитание игрой.

5. Воспитание общением.

6. Воспитание отношениями.

Средства воспитания –это богатейший набор объектов и явлений, предметов окружающей действительности + достижения духовной и материальной культуры своего народа, с помощью которых осуществляется воспитание.

Определяющими являются различные виды деятельности: игра, учебная, личностное общение).

Средства обучения и воспитания:

1) Слово – «живое» слово, аудиозапись, печатное слово.

2) Образ – иллюстрации, макеты, видеопродукция, натуральные объекты.

3) Орудия и приспособления: здания, мебель, оборудование; ЭВМ, компьютерная техника, аудио-видеотехника, материалы, инструменты, лабораторное оборудование

18.Формирование научного мировоззрения учащихся.

Воспитание умственной культуры.

Задачи

1. Формирование мотивации учебно-познавательной деятельности,

2. Развитие познавательных интересов, потребностей в самообразовании.

3. Формирование опыта познавательной деятельности,

4. Развитие способности к творчеству, к принятию нестандартных решений,

5. Развитие мышления, эрудиции, овладение системой научных знаний,

6. Формирование мировоззрения, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, к себе, к другим.

Пути осуществления

1. Учебный процесс.

2. Самообразование.

3. Совместная деятельность и общение с другими людьми.

4. Средства массовой информации.

19.Формирование основ нравственной и эстетической культуры личности.

Воспитание нравственной культуры.

Нравственная культура - система ценностных отношений к моральным нормам, принципам, идеалам, принятым в обществе, и на их основе отношений к другим людям и самому себе.

Нравственная позиция конкретизируется такими качествами, как дисциплинированность, принципиальность, справедливость, честность, добросердечность, отзывчивость. Она проявляется в саморегуляции человеком своего поведения, помощи другим людям, скромном поведении, отстаивании правоты, нетерпимости к несправедливости, стяжательству, грубости, наглости.

Одним из направлений нравственного воспитания является семейное воспитание, в основе которого - формирование ценностного восприятия представителей противоположного пола и семьи как основной сферы жизнедеятельности человека.

Задачи

1. Формирование нравственного сознания, основными категориями которого являются: нравственный идеал, нравственные и этические ценности, нормы, этическая оценка, мотивация.

2. Развитие нравственных чувств и качеств: гуманизма, совести, чести, достоинства, долга, товарищества, доброты, стыда, коллективизма, милосердия, принципиальности.

3. Формирование поведения, соответствующего принятым нормам; выработка нравственных привычек.

Пути осуществления

1. Потенциал учебных предметов.

2. Нравственное просвещение во внеклассной работе.

3. Семейное воспитание.

4. Средства массовой информации.

Воспитание эстетической культуры.

Эстетическая культура – способность личности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности.

Оценка явлений и предметов действительности как "прекрасное - безобразное" осуществляется через восприятие гармонии в них. Гармония - соразмерность и упорядоченность,согласованность формы и содержания.

Эстетическая позиция личности проявляется через отношения к природе, достижениям искусства, здоровью, внешнему облику человека, быту. Содержание - возможность и способность оценивать эти явления с позиции прекрасного, наличие эстетического вкуса.

Направления - экологическое, художественное, физическое.

Задачи

1. Формирование эстетического сознания: знание основ эстетики, мировой и отечественной культуры, участие в народно-художественном творчестве.

2. Формирование эстетического вкуса и чувств. Корректировка псевдокультуры, развитие интереса к творчеству.

3. Формирование способов художественно-творческой деятельности, поддержка Одаренных детей, выработка опыта организации среды обитания с учетом эстетических норм.

Пути осуществления:

1. 1. Эстетика детской жизни.

2. 2. Эстетическое восприятие природы.

3. 3. Эстетическое воспитание через художественно-эстетические предметы и средства искусства.

4. 4. Приобщение к художественно-творческой деятельности через систему дополнительного образования (самодеятельность, студии, кружки, клубы, секции).

5. Семейное воспитание.

20.Гражданское воспитание в системе формирования базовой культуры личности.

Наши рекомендации