Противоречия процесса воспитания и его основные закономерности.

Воспитательный процесс – это профессионально организованный целостный учебно-воспитательный процесс, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством, культурным содержанием и методами освоения культуры.

Основные компоненты воспитательного процесса: 1) Целевой компонент (цели, задачи и социализация личности). 2) Содержательный компонент (соответствие потребностям личности; стандарт образования). 3) Операционно-деятельностный компонент (организация деятельности детей на уроках и во внеурочное время). 4) Аналитико-результативный компонент (анализ результатов педагогической деятельности).

Закономерность – совокупность взаимосвязанных законов, обеспечивающих устойчивую тенденцию.

Закономерности:

- Ориентация на развитие личности,

- Природосообразность воспитания.

- Зависимость развития личности от ценностных оснований воспитания.

- Основание воспитания на общечеловеческих ценностях и с учетом особенностей этнической и региональной культур.

- Единство в реализации деятельностного и личностного подходов.

- Индивидуализация и творческая направленность воспитательного процесса.

- Взаимная готовность принять на себя заботы о будущем общества, о судьбах людей.

Закономерности воспитательного процесса:

· взаимосвязь форм организации и содержания педагогического процесса;

· единство действий участников педагогического процесса;

· зависимость организации педагогического процесса от возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;

· взаимосвязь процесса образования, обучения, воспитания;

· гармонизация личных и общественных интересов;

· обусловленность содержания педагогического процесса.

.

Система принципов воспитания.

Принципы воспитания - основополагающие идеи или ценностные основания воспитания человека. Исходные положения, определяющие основные требования к процессу воспитания, его содержанию, формам и методам.

Принципы воспитательного процесса - три группы:

1. Требования к целям и содержанию воспитания: принцип гуманистической направленности воспитания, принцип направленности на освоение культуры, ценностей общества, норм поведения, принцип связи воспитания с жизнью.

2. Методические принципы: принцип воспитания в деятельности, принцип воспитания с опорой на положительное, принцип воспитания в коллективе и через коллектив, принцип единства требования и уважения к ребенку.

3. Социопсихологические принципы: учет возрастных и индивидуальных особенностей, принцип единства требований школы, семьи, общественности.

Современные принципы воспитания

принцип гуманизации воспитания. Принимать ребенка таким, каким он есть, проявлять живой интерес к нему, принимать равным себе в духовном смысле;

· принцип демократизации воспитания: провозглашение права на свободный выбор, защита личности каждого ребенка;

· принцип педагогического оптимизма: опора на положительные качества ребенка, культивирование его достоинств, создание в процессе воспитания оптимистического климата;

· принцип единства и целостности воспитательного процесса: единство педагогических позиций и воспитательного взаимодействия с ребенком, единство общего и индивидуального развития ребенка, единство основных направлений базовой культуры личности;

· принцип целенаправленности воспитания: определение программы жизни детей;

· принцип коллективного воспитания: коллектив является реальной средой и отражает модель отношений, существующих в обществе;

· принцип «параллельного педагогического действия»: подчеркивает единство процессов индивидуализации и социализации, которые специально направляются воспитанием.

Метапринципы (очень общие):

- Целенаправленность воспитания.

- Целесообразность воспитания.

- Природосообразность воспитания.

- Деятельностный подход к воспитанию (воспитание в деятельности).

- Личностно-развивающий подход.

- Индивидуально-творческий подход.

- Профессионально-этическая взаимоответственность.

- Принцип незавершимости воспитания.

- Принцип вариативности социального воспитания.

- Непрерывность, системность и комплексность

Педагогический цикл самовоспитания.

Самовоспитание постепенно подводит учащегося к активизации и внутреннему принятию более широкого круга стремлений, и, в первую очередь, стремлений культурных, развивает вкус к созданию собственной личности.

Самовоспитание - добровольное дело. Нельзя требовать от школьников обязательного участия в нем. Педагог лишь предлагает какую-то область, в которой ребята могут ставить себе самозадачи.

Проводятся 1 - 2 дневные и неделые циклы самовоспитания с ориентацией учащихся на постановку самозадач в следующих областях:

а) развитие волевых качеств (выдержка, целеустремленность,решительность);

б) гармонизация стремлений (умеренность, широта, гибкость в смене стремлений и в способах их реализации);

в) освоение специальных навыков (необходимых для основной деятельности в кружке, в секции);

г) совершенствование стиля общения в группе (чистая, спокойная речь, терпимость, эмоциональная выразительность и др.);

д) развитие навыков планирования своих дел (планирование дня, дел недели, реалистичность задач, планирование усилий).

В ходе организации самовоспитания педагог с помощью методик изучения личности и наблюдений определяет индивидуальные психологические особенности своих подопечных, входит в курс жизненной ситуации подростка, сложившейся дома и в школе.

1. На первом этапе педагог создает доверительные отношения с ребятами, атмосферу доброжелательности в кружке, проводит беседу о пользе самовоспитания и изучает особенности личности своих подопечных, определяет слабые места в личности каждого.

2. На втором этапе предлагается самостоятельно ставить самозадачи в свободных областях на один - два дня.

3. На третьем этапе предлагается ставить самозадачи в областях наиболее слабого проявления личности на неделю с ведением дневника, в котором в течении недели дети будут вести записи о самозадачах дома, в школе, в кружке, на улице, трудностях их выполнения.

Педагог увязывает работу по самовоспитанию с интересной и важной для ребят деятельностью, например, с прохождением сложного похода или с подготовкой себя к будущей профессии. В ходе проводимой работы ведется обсуждение встретившихся трудностей, корректируются самозадачи в сторону большей самореалистичности и значимости.

Одним из циклов недельного самовоспитания может стать цикл выдвижения творческих самозадач дома, в деятельности кружка, в школе. Например, педагог предлагает придумать и сделать интересное дело, которое ребята еще никогда не делали.

Наши рекомендации