Противоречия процесса воспитания и его основные закономерности.
Воспитательный процесс – это профессионально организованный целостный учебно-воспитательный процесс, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством, культурным содержанием и методами освоения культуры.
Основные компоненты воспитательного процесса: 1) Целевой компонент (цели, задачи и социализация личности). 2) Содержательный компонент (соответствие потребностям личности; стандарт образования). 3) Операционно-деятельностный компонент (организация деятельности детей на уроках и во внеурочное время). 4) Аналитико-результативный компонент (анализ результатов педагогической деятельности).
Закономерность – совокупность взаимосвязанных законов, обеспечивающих устойчивую тенденцию.
Закономерности:
- Ориентация на развитие личности,
- Природосообразность воспитания.
- Зависимость развития личности от ценностных оснований воспитания.
- Основание воспитания на общечеловеческих ценностях и с учетом особенностей этнической и региональной культур.
- Единство в реализации деятельностного и личностного подходов.
- Индивидуализация и творческая направленность воспитательного процесса.
- Взаимная готовность принять на себя заботы о будущем общества, о судьбах людей.
Закономерности воспитательного процесса:
· взаимосвязь форм организации и содержания педагогического процесса;
· единство действий участников педагогического процесса;
· зависимость организации педагогического процесса от возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
· взаимосвязь процесса образования, обучения, воспитания;
· гармонизация личных и общественных интересов;
· обусловленность содержания педагогического процесса.
.
Система принципов воспитания.
Принципы воспитания - основополагающие идеи или ценностные основания воспитания человека. Исходные положения, определяющие основные требования к процессу воспитания, его содержанию, формам и методам.
Принципы воспитательного процесса - три группы:
1. Требования к целям и содержанию воспитания: принцип гуманистической направленности воспитания, принцип направленности на освоение культуры, ценностей общества, норм поведения, принцип связи воспитания с жизнью.
2. Методические принципы: принцип воспитания в деятельности, принцип воспитания с опорой на положительное, принцип воспитания в коллективе и через коллектив, принцип единства требования и уважения к ребенку.
3. Социопсихологические принципы: учет возрастных и индивидуальных особенностей, принцип единства требований школы, семьи, общественности.
Современные принципы воспитания
принцип гуманизации воспитания. Принимать ребенка таким, каким он есть, проявлять живой интерес к нему, принимать равным себе в духовном смысле;
· принцип демократизации воспитания: провозглашение права на свободный выбор, защита личности каждого ребенка;
· принцип педагогического оптимизма: опора на положительные качества ребенка, культивирование его достоинств, создание в процессе воспитания оптимистического климата;
· принцип единства и целостности воспитательного процесса: единство педагогических позиций и воспитательного взаимодействия с ребенком, единство общего и индивидуального развития ребенка, единство основных направлений базовой культуры личности;
· принцип целенаправленности воспитания: определение программы жизни детей;
· принцип коллективного воспитания: коллектив является реальной средой и отражает модель отношений, существующих в обществе;
· принцип «параллельного педагогического действия»: подчеркивает единство процессов индивидуализации и социализации, которые специально направляются воспитанием.
Метапринципы (очень общие):
- Целенаправленность воспитания.
- Целесообразность воспитания.
- Природосообразность воспитания.
- Деятельностный подход к воспитанию (воспитание в деятельности).
- Личностно-развивающий подход.
- Индивидуально-творческий подход.
- Профессионально-этическая взаимоответственность.
- Принцип незавершимости воспитания.
- Принцип вариативности социального воспитания.
- Непрерывность, системность и комплексность
Педагогический цикл самовоспитания.
Самовоспитание постепенно подводит учащегося к активизации и внутреннему принятию более широкого круга стремлений, и, в первую очередь, стремлений культурных, развивает вкус к созданию собственной личности.
Самовоспитание - добровольное дело. Нельзя требовать от школьников обязательного участия в нем. Педагог лишь предлагает какую-то область, в которой ребята могут ставить себе самозадачи.
Проводятся 1 - 2 дневные и неделые циклы самовоспитания с ориентацией учащихся на постановку самозадач в следующих областях:
а) развитие волевых качеств (выдержка, целеустремленность,решительность);
б) гармонизация стремлений (умеренность, широта, гибкость в смене стремлений и в способах их реализации);
в) освоение специальных навыков (необходимых для основной деятельности в кружке, в секции);
г) совершенствование стиля общения в группе (чистая, спокойная речь, терпимость, эмоциональная выразительность и др.);
д) развитие навыков планирования своих дел (планирование дня, дел недели, реалистичность задач, планирование усилий).
В ходе организации самовоспитания педагог с помощью методик изучения личности и наблюдений определяет индивидуальные психологические особенности своих подопечных, входит в курс жизненной ситуации подростка, сложившейся дома и в школе.
1. На первом этапе педагог создает доверительные отношения с ребятами, атмосферу доброжелательности в кружке, проводит беседу о пользе самовоспитания и изучает особенности личности своих подопечных, определяет слабые места в личности каждого.
2. На втором этапе предлагается самостоятельно ставить самозадачи в свободных областях на один - два дня.
3. На третьем этапе предлагается ставить самозадачи в областях наиболее слабого проявления личности на неделю с ведением дневника, в котором в течении недели дети будут вести записи о самозадачах дома, в школе, в кружке, на улице, трудностях их выполнения.
Педагог увязывает работу по самовоспитанию с интересной и важной для ребят деятельностью, например, с прохождением сложного похода или с подготовкой себя к будущей профессии. В ходе проводимой работы ведется обсуждение встретившихся трудностей, корректируются самозадачи в сторону большей самореалистичности и значимости.
Одним из циклов недельного самовоспитания может стать цикл выдвижения творческих самозадач дома, в деятельности кружка, в школе. Например, педагог предлагает придумать и сделать интересное дело, которое ребята еще никогда не делали.