Методология и методы научно-педагогического исследования.
Наука развивается тогда, когда она пополняется все новыми и новыми фактами. Для их накопления и интерпретации нужны научно обоснованные методы исследования. Последние базируются на совокупности теоретических принципов, получивших в науковедении название методологических.
Методология - учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности. Методология педагогики- система знаний об основаниях и структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания педагогических знаний, деятельность по получению таких знаний и обоснование исследовательской работы.
Структура методологического знания = четыре уровня:
1) Философский = общие принципы познания и категориальный строй науки в целом. Вся система философского знания.
2) Общенаучная методология = теоретические концепции, применяемые ко всем или к большинству научных дисциплин.
3) Конкретно-научная методология = совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в педагогике.
Методы педагогического исследования— это сами способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий.
Методы педагогического исследования: - теоретические (анализ, синтез, сравнение, индукция, дедукция, классификация, моделирование и др.); - эмпирические (наблюдение, изучение документов, результатов педагогической деятельности, изучение и обобщение педагогического опыта, педагогический эксперимент, педагогический консилиум, метод рейтинга, метод компетентных судей);психологические методы в педагогическом исследовании (психодиагностика, тестирование); социологические методы в педагогическом исследовании (опрос: беседа, интервью, анкетирование; социометрия; контент-анализ).Методика исследования представляет собой комплекс теоретических и эмпирических методов, сочетание которых дает возможность с наибольшей достоверностью исследовать образовательный процесс.3.Личность как предмет воспитания. Внешние и внутренние факторы её развития.
. Факторы и условия формирования личности.
Личность- чел. способн. самостоят. принимать обдуман. решения, нести
ответствен., независимо дей-ть. Индивидом рождаются, личн. становятся. Разв-
ие- процесс, характеризующ-ся новообраз. в психике чел-ка. Развитие
происходит по 3 направлениям: биолог., психологич., соц. Развитие человека
детерминировано внутренними противоречими, психофизическими особенностями
индивида, соц. ситуациями, мерой его собственной активности.
Ананьев: «Чел. Развитие обусловлено взаимодействием многих факторов:
наследственности, среды, воспитания, собств. практич. деятельности чел.» В
этом контексте фактор рассматривается как движущая сила процесса развития,
а условие – как обстоятельство, от которого зависит развитие, обстановка, в
кот. Происходит развитие ребенка. Условия – те составные части или
характеристики среды, в кот. развивается учащийся. сист. всех усл.
жизнедеятельности образует среду обитания чел. В ней можно выделить
подсистемы биологих., психологич. и соц. усл. Усл. биологич. развития явл.:
сбалансир. питание, режим дня, благоприят природные и соц. факторы.
Средовые факторы формирования личности: макроф-ры (страна, общество, гос-
во), мезоф-ры (этнос, регион, город, радио, ТВ), микроф-ры (семья,
сверстники, учеб. организации)
Биологические ф-ры: природно обусловленные психич. особенности.
Но по наследству передаются не качества личности, а определенные задатки –
природная расположенность к той или иной деятельности. Разовьются ли
задатки, зависит от соц. условий, обучения и воспитания. Характер развития
каждой личности, широта, глубина этого развития при одинаковых усл. обуч. и
воспит. зависят от ее собственных усилий, работоспособности.
4.Система образования и воспитания в Республике Беларусь. Кодекс «Об образовании Республике Беларусь».
Современная система образования в Республике Беларусь : структура и принципы.
Республика Беларусь:
Развитие национальной системы образования базируется на следующих основных принципах:
- приоритете общечеловеческих ценностей;
- национально-культурной основе;
- научности;
- ориентации на мировой уровень образования;
- гуманизме;
- связи с общественной практикой;
- экологической направленности;
Структура национальной системы образования базируется на Конституции Республики Беларусь, законе «Об образовании в Республике Беларусь» и других нормативно-правовых документах. Она включает:
1) дошкольное образование и воспитание;
2) общее среднее образование;
3) внешкольные формы образования и воспитания;
4) профессионально-техническое образование;
5) среднее специальное образование;
6) высшее образование;
7) подготовку научных и научно-педагогических кадров;
8) повышение квалификации и переподготовку кадров;
9) самообразование взрослых.
Основные принципыразвития системы образования РБ:
— доступность образования;
— равенство прав граждан на получение образования;
— единство образовательных и воспитательных задач;
— обеспечение образовательных запросов личности с учетом индивидуальных особенностей и возможностей;
— разнообразие образовательных учреждений;
Типы высших учебных заведений в Беларуси:
1) классический университет;
2) профильный университет или академия;
3) институт;
4) высший колледж.
Этапы реформирования системы образования Республики Беларусь:
1) программно-организационный (1999-2000 гг.)
2) организационно-внедренческий (2001-2005 гг.)
3) коррекционно-завершающий (2005-2010)
Планируется постепенный переход на двухступенчатую систему подготовки специалистов.
- На первом уровне (4-5 лет) готовятся специалисты с высшим образованием, возможно получение выпускниками академической степенибакалавра.
- На втором уровне (1-2 года) осуществляется специализированная углубленная подготовка специалистов, возможно получение академической степени магистра.
Общая характеристика системы образования РБ
В соответствии с действующим законодательством руководство образованием в Республике Беларусь осуществляют органы государственного управления (законодательство — Верховный Совет республики, исполнение законов — Кабинет Министров), а также местные органы управления.
Система управления образованием в Республике Беларусь имеет государственно-общественный характер. В сфере законодательства она осуществляется Национальным собранием (Парламентом), в выполнении законов и непосредственном управлении — Кабинетом Министров и Министерством образования, а также местными органами управления образованием.
Министерство образования и науки Республики Беларусь руководит непосредственно подчиненными ему высшими и средними специальными учебными заведениями, подведомственными научными и учебно-методическими организациями, институтами повышения квалификации, республиканскими учреждениями и организациями. Осуществляет общее организационно-методическое руководство работой управлений и отделов образования исполкомов местных Советов народных депутатов, в ведении которых находятся детские дошкольные и внешкольные учреждения, общеобразовательные школы, профессионально-технические и педагогические училища и колледжи.
В соответствии с существующим законодательством национальная система образования должна обеспечиваться государственным финансированием в объеме не менее 10% национального дохода.
Национальная система образования РБ включает:
дошкольное образование;
общее среднее образование;
внешкольные формы образования;
профессионально-техническое образование;
среднее специальное образование;
высшее образование;
подготовку научных и научно-педагогических кадров;
повышение квалификации и переподготовку кадров;
самостоятельное образование граждан.
В систему образования Республики Беларусь входят различные типы учебных и учебно-воспитательных заведений: детские дошкольные (сад, ясли) и внешкольные учpеждения; общеобpазовательные (базовая и средняя школа, гимназия, лицей); специальные и интернатные учреждения (дома ребенка, школы- интернаты, исправительно-трудовые колонии для несовершеннолетних правонарушителей и т.п.); пpофессионально-технические и высшие пpофессионально-технические училища; сpедние специальные (училища, техникумы и колледжи) и высшие учебные заведения (специализированные вузы, университеты и академии); научно-исследовательские институты и институты повышения квалификации и переподготовки кадров, а также органы управления системой образования — Министерство образования, управления и отделы образования исполкомов местных советов и подведомственные им учебно-методические учреждения [1].
КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОБ ОБРАЗОВАНИИ
13 января 2011 г. № 243-З
Принят Палатой представителей 2 декабря 2010 года
Одобрен Советом Республики 22 декабря 2010 года
Изменения и дополнения:
Закон Республики Беларусь от 13 декабря 2011 г. № 325-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 140, 2/1877) <H11100325>;
Закон Республики Беларусь от 26 мая 2012 г. № 376-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012 г., № 62, 2/1928) <H11200376>
Система образования и воспитания. Кодекс Республики Беларусь Об образовании.
[В начало]
Система образования представляет совокупность учреждений образования, которые позволяют решать проблему воспитания и образования, как младших так и взрослых людей, повышать уровень их квалификации и обеспечивать необходимый для общества уровень знаний, умений и навыков.
Существуют различные уровни образования и преемственность между ними:
1) Дошкольное (ясли, детсад);
2) школа (начальная, базовая, общеобразовательная, гимназии, лицеи);
3) профессиональное (ПТУ, техникумы, колледжи, ВУЗы);
4) внешкольные учреждения (центры творчества, студии и т.д.);
5) переподготовки и повышения квалификации(ГИУ);
6) управление системой образования (РОНО);
7) педагогическая наука (научные разработки).
БГПУ им. М. Танка подготовил концепцию подготовки педагогических кадров в РБ.
Система образования:
1) Президент;
2) Парламент;
3) Совет Министров;
4) Министерство образования;
5) Областные управления образования;
6) Районные, городские отделы образования.
Существует система средств информации: газеты, журналы и т.д.
Органы аттестации присваивают звания: магистра, кандидата, доктора наук и управляют процессом научного поиска.
Управление учебным заведениями осуществляется в соответствии с их уставами на основе широкого участия педагогических работников, учащихсяся, студентов, представителей общественности.
Предпринимаются меры по реформированию в РБ в средней общеобразовательной школе путем деления ее на основную, 9-летнюю, создание над ней 11-летних, и лицейских классов для подготовки учащихся для поступления в ВУЗы, углубленная дифференциация школьного обучения в соответствии со склонностями, способностями учащихся: модернизация образования и придание ему более практического направления; создание условий для обучения и развития более способных учащихся.
Принципы: приоритет общечеловеческих ценностей, национально-культурная основа, научность, ориентация на мировой уровень образования, гуманизм, связь с общественной практикой, демократизм и светский характер, обязательность базового образования.
Общие положения включают следующие артикулы: законодательство РБ об образовании, задачи законодательства РБ, принципы государственной политики в области образования, цели образования, право на образование, язык обучения, образование и наука, экология, политическая деятельность, и др.
Государственная политика в сфере образования (статья 1). Основные принципы: приоритет образования, обязательное базовое образование, доступность дошкольного, проф-технического и, на конкурсной основе, среднего специального и высшего образования, национально-культурная основа, приоритет общечеловеческих ценностей, прав человека и гуманный характер образования, научность, эколог направленность, демократический характер.
Право на образование (статья 2) обеспечивается: развитием сети учреждений, созданием социально-экономических условий для бесплатного образования, с частичным или полным финансированием из республиканского или местного бюджетов, платное образование, кредитование граждан получающих платное образование.
Статья 3. Органы, обеспечивающие защиту прав и интересов ребенка. Координация деятельности государственных и негосударственных организаций по реализации настоящего Закона.
Стандарты в сфере образования (статья 11): содержат общее требование об уровни образования и срокам обучения, типам учреждений образования, классификация специальных и профессиональных документов об образовании.
Учреждения, обеспечивающие общее среднее образование (статья 23): начальная школа, базовая, средняя, вечерняя, гимназия, лицей, школа-интернат, санаторная.
5.Проблема целеполагания в истории педагогики. Система ценностей педагога. Цель воспитания в современной школе.
Проблема целеполагания.
Проф. деятельность педагога предваряется осознанием цели, отсутствие
которой не позволяет классифицировать работу педагога как деятельность
профессионала. Однако широкий и всесторонний анализ повседневности
воспитания свидетельствует о том, что проблема целеполагания решается
крайне слабо, плохо, либо вовсе не решается, что приводит к тому, что
продуктивность проф. деятельности крайне низка. Проблемы:
1. Цель – исходный момент, первый элемент проф. деятельности педагога. Цель
воспитания – процесс воспитания – Результат воспитания. Цель определяет
содержание воспит. проц., обусловливает воспит. результат, служит критерием
оценки проф. деятельности педагога. Проблематичность выстраивания и
постановки целей – противоречие между целесообраз. х-ром любой деятельности
и неосознанностью субъектом деятельности целесообраз. х-ра деятельности.
2. Цель – идеальное представление о результате деятельности. Будучи
объективной по своему происхождению, цель субъективна: педагоги,
декларирующие одну и ту же цель, подразумевают разные варианты этой цели.
Поэтому проблема целеполагания требует не только серьёзного внимания, но и
времени, и проф. усилий по выявлению возможного общего варианта цели. Цель
воспитания подрастающего поколения – прерогатива гос-ва. Формулирование
гос. целей воспитания детерминировано экономич., политич., науч., правовыми
и организационными условиями. Общ. х-р цели позволяет быть ей реализованной
при самых разноообразных вариациях обстоятельств.
3. Цель как продукт идеальный оч. подвижна, динамична. Подвижность цели
предполагает недостижимость ее, если иметь в виду постоянное развитие
человека. Цель развивается вместе с субъектом, который ее ставит.
4. Проблема целеполагания связана с проблемой образовательных стандартов. В
стандартах закрепляются цели воспитания и образования. Сложным вопросом
целей и стандартов образования считается совмещение стандартов как
принудительных критериев профессианализма, с неповторимостью личности
школьника, студента, учителя.
5. Неумение педагогов переводить глобальные цели образования в цели
собств. пед. деятельности. Достижение цели происходи решением сист. задач,
в проц. выполнения, кот. цель отодвигается на второй план. Забвение цели
означает потерю стратегии деятельности, и тогда задачи как тактическая
сторона деятельности теряют свою значимость. В момент выполнения задачи,
она выступает целью и обрастает рядом других задач – уровнем ниже.
Искусство пракического целеполагания сост. В умении определять задачи,
исчерпывающие целиком содержание цели.
Профессия педагога – одна из самых замечательных, но в тоже время - иодна из самых трудных. Настоящий педагог – это учитель и воспитатель водном лице. Педагогическому процессу свойственны противоречивость,динамичность, скачкообразность, и поэтому стать педагогом в полном смыслеэтого слова может не каждый. Педагог – это призвание, призыв, внутреннееосознание того, что это твой путь. Педагогика, как наука заключает в себе многолетний опыт воспитания иобучения подрастающего поколения. Эта наука является результатоммноговековых исследований закономерностей формирования личности. Знаниеэтой науки освобождает педагога от различных проб и ошибок. На сегодняшний день одной из самых актуальных проблем педагогикиявляется проблема постановки цели воспитания. Определение целей и задачвоспитания имеет большое теоретическое и практическое значение, так какнепосредственным образом влияет на разработку педагогической теории. Этотмомент подчеркивает актуальность темы нашего мини-исследования. Сегодня многие ученые-теоретики, а так же практикующие педагоги сходятся вомнении, что основной целью педагогического процесса является воспитание иформирование всесторонне развитой, творческой, активной, физически здоровойи высоконравственной личности. На таком мнении сходятся многие педагоги, ноне все. Гипотеза заключается в следующем: мы предполагаем, что всестороннееразвитие личности есть главная цель педагогики, будь она античной илисовременной. Как добиться этого результата, т.е. как воспитать такую личность,т.е. с помощью каких способов и методик – это очень важный вопрос, но все-таки его освещение выходит за рамки нашего мини-исследования. Поэтому мычетко обозначим цель нашей работы: Подробно исследовать проблемуопределения цели в педагогике и доказать, что формирование всестороннеразвитой личность является основной целью педагогической науки. Для достижения поставленной задачи в нашем исследовании использованыследующие методы: изучение литературы, анализ и обобщение полученнойинформации, анкетирование преподавателей Евразийского НациональногоУниверситета и построения диаграммы, основанной на данных опроса, а так жеобобщение и подведение итогов исследования. Говоря, в общем, в работеосуществлен анализ одного из ключевых моментов в деятельности любой школыили вуза и любого педагогического коллектива – цели воспитания и обучения. 1. Цель, как компонент педагогической деятельности. Выяснить цель воспитания и доказать способыдостижения этой целиесть, во всяком случае,дело науки… В.М.Бехтерев Издавна в педагогике обсуждалась проблема постановки цели воспитания,т.к. она является одним из основных компонентов педагогическойдеятельности. Вообще, прежде чем начать обсуждение проблемы целеполагания,необходимо сначала определить, что же такое цель. В словаре Ожегова даетсяследующее определение цели. Цель – это то, к чему стремятся, что нужноосуществить. Обычно, само понятие цель (какой либо деятельности) трактуетсякак идеальное мысленное предвосхищение результата, являющееся главныммотивационным компонентом для субъекта, который действует. С одной стороны, цель имеет черты несбыточного, нереального -идеализированного результата, к которому возможно только стремится, сдругой – цель может быть чем-то весьма реальным, достигаемым и планируемым.Для каждого вида деятельности, возможно, определить целый диапазон целей,от самых несбыточных, до вполне выполнимых. В педагогике под целью воспитания следует понимать те заранееопределяемые (прогнозируемые) результаты в подготовки подрастающихпоколений к жизни, в их личностном развитии и формировании, которыхстремятся достигнуть в процессе воспитательной работы. Рассматривая цель, как компонент педагогической деятельности, преждевсего, стоит заметить, что с точки зрения достижимости цели могут бытьконкретными и абстрактными. Иной ракурс изучения целей - их мотивирующая сущность. Целидеятельности должны побуждать человека действовать, стремится, планировать,преодолевать страх возможной неудачи и выполнять все прочие необходимыеоперации. С этой точки зрения становится различимой проблема абстрактныхцелей, которые не достижимы по определению. Известен некий психологическийбарьер, который возникает у человека, когда он осознает, что никогда недостигнет желаемого результата свой деятельности, либо не ощутит, не увидитего. Для большинства видов продуктивной деятельности человека этот барьернепреодолим, так как деятельность теряет всякий смысл, и нет достаточноймотивации для ее выполнения. Так обстоит дело со многими видамичеловеческого труда. И лишь в воспитании отказ от недостижимых,абстрактных, целей ведет к прагматизму, который никогда в историивоспитания не приносил достойных результатов. Для поиска решения необходимо принимать во внимание эти структурныепараметры цели воспитания. Одна из основных проблем, по-видимому, кроетсяименно в количественном и качественном соотношении абстрактного иконкретного в единой цели. Помимо абстрактного и конкретного в структуре целей воспитанияприсутствует компонент, при помощи которого цель придает воспитаниюнаправленность на оси «личность-общество». Этот важнейший аспект целивоспитания часто трактуется слишком односторонне и поэтому неверно. Действительно, возможно предположить перекос на данной оси в ту лииную сторону, заявив, что воспитание может служить, например, толькосредством развития личности, а интересы общества в этой связи будутпопросту игнорироваться. Либо наоборот, возможно предположить существованиецели воспитания, игнорирующей интересы личности. Существование такихподходов в практике воспитания человеку постсоветского времени известныочень хорошо. Марксистская педагогика действительно во многом стремиласьигнорировать интересы человека в ущерб обществу и идеологии. Из материаловXXVII съезда КПСС. Успешное решение задач ускорения социально-экономического развития страны партия связывает с повышением роличеловеческого фактора. В программе КПСС говорится, что надо обеспечить: «…дальнейшее упрочнение в сознании советских людей социалистическойидеологии; полное утверждение моральных принципов социализма, духаколлективизма и товарищеской взаимопомощи …» Но сразу стоит сказать, что кпедагогической науке это не имеет прямого отношения. Марксизм – это непедагогика, которая всегда направляет свой изыскания, прежде всего, напоиск путей гармонизации отношений человека и общества, не стремясь к«переделыванию» ни человека, ни общества. Марксистская педагогика явлениене научное, как и марксистская математика, марксистская физика и т.д.Идеологическое влияние на науку возможно, но нельзя допускать, чтобыидеология в корне определяла цели воспитания. Так как многие из нас вбольшей или меньшей степени ощутили на себе влияние марксизма, поэтому мыпосчитали важным осветить этот вопрос. В своей работе. Вообще, равновесие на оси «человек-общество» на уровнецелей достигается корректировкой в соответствии с динамикой развитияобщества. Общество в своем развитии постоянно как бы «обгоняет» воспитаниеи образование, подталкивает их к научному переосмыслению, а затем и креформированию. Задача педагогической деятельности на каждом этапе –установление соответствия воспитания уровню развития общества по всемосновным и надстрочным направлениям и параметрам. Т.е. цели, содержание,методы и формы педагогической деятельности зависят не только отпотребностей, но и от возможностей общества, от условий, в которыхпротекает этот процесс. Говоря, о цели, как компоненте педагогической деятельности сначаласледует отметить основные компоненты педагогического процесса вообще: V цель V содержание V формы V методы Управление целостным педагогическим процессом начинается спроектирования его целей и задач, которые всегда должны опираться на общиецели и потребности общества и личности. Это еще раз подчеркивает важностьцели, как компонента педагогической деятельности. Задачи деятельностиконкретизируются в тактических, стратегических и оперативных задачахобразовательного, воспитательного и развивающего характера. Еще более важно то, что цели закономерно определяют остальные элементыпедагогического процесса – содержание, формы и методы деятельностипреподавателя, воспитателя и воспитуемого. Содержание педагогическогопроцесса должно максимально ориентироваться на поставленные задачи, какможно точнее решать их, не пропуская ни одну. Если методы, формы и средстванаилучшим образом будут доносить до сознания учеников суть содержанияуроков, формировать у них необходимые умения и навыки, то рассматриваемаязакономерная связь обеспечит желаемые результаты. Содержание должнонаправлять педагогов и воспитуемых на такую деятельность, которая быпозволяла достигнуть главной цели педагогики. Проанализировав цель как компонент педагогической деятельности,следует подчеркнуть: несмотря на центральное положения цели впедагогической деятельности, необходимо отметить, что оптимальноефункционирование и получение желаемого результата достигается только путемзакономерной взаимосвязи всех компонентов педагогической деятельности. 2. Иерархия целей в педагогике Цели воспитания менялись и очень резко в зависимости от времени иобщественного строя, и еще из-за ряда других факторов. Прежде, чемобсуждать иерархию целей в педагогике, еще раз напомню, что же такое цель.Словарь Вебстера определяет цель как завершение, окончательный результатработ того, на что были направлены усилия и стремления, вызвавшие образдействия. Цель – это ответ на вопрос: «Что вы хотите?». Цели – это источникмотивации, они могут стимулировать мощные процессы самоорганизации, которыемобилизуют одновременно сознательные и бессознательные ресурсы. Целиявляются центральным фокусом, «мишенью» всей деятельности, связанной слюбой стратегией. Здесь уместно напомнить, что если вы ничего не хотите, тоцель не представляет для вас не какой ценности. В связи с этим для педагогаочень важноым является в первую очередь поставить адекватные и значимыецели, определить среди них примат и второстепенное. Это является творческимпроцессом. Но в отличие от творчества в других сферах, творчество педагогане имеет своей целью создание социально ценного, нового, оригинального,поскольку его продуктам всегда остается развитие личности. В современнойлитературе педагогическое творчество понимается как процесс решенияпедагогических задач в меняющихся условиях. Педагог строит своюдеятельность в соответствии с общими правилами эвристического поиска: . анализ педагогической ситуации; . проектирование результатов в соответствии с исходными данными; . анализ имеющихся средств, необходимых для проверки предположения и достижения искомого результата; . оценка полученных данных; . формулировка новых задач. Однако творческий характер педагогической деятельности нельзя сводитьтолько к решению педагогических задач, хотя это является главным. Как уже было сказано, воспитательный процесс в значительной степениносит целенаправленный характер. Он предполагает определенное направлениевоспитательных усилий, осознание их конечных целей, а также включает в себясодержательную сторону и средство достижения этих целей. Цели же воспитанияопределяются идейными и ценностными установками, которые провозглашают тоили иной общество. В нашей стране долгое время господствовалаидеологическая установка на воспитание человека в духе коммунистическихидеалов, которые утратили свою привлекательность, а новые ориентации покане сложились. В педагогике давно сложилось мнение, что воспитательныйпроцесс не должен быть заложником каких-то конъюнктурных ситуации,находится в зависимости от взглядов и убеждении стоящих у власти.Воспитание молодого поколения должно базироваться на постоянных,непреходящих идеях и ценностях. Поэтому в качестве идейной основы всейсистемы воспитания должны быть выработанные и проверенные многовековойпрактикой принципы гуманизма. Понятие гуманизм оформляется как системаценностных ориентации, в центре которых лежит признание человека в качествевысшей ценности. Гуманизм - это совокупность идей и ценностей, утверждающихуниверсальную значимость человеческого бытия в целом и отдельной личности вчастности. Гуманизм при такой трактовке получает значение общественного идеала.Человек рассматривается как высшая цель общественного развития, в процессекоторого обеспечивается создания необходимых условий для полной реализациивсех его потенции, достижения гармонии в социально-экономической и духовнойсфере жизни, наивысшего расцвета конкретной человеческой личности. Ссовременной трактовке гуманизма акцент делается на целостное, универсальноестановление человеческой личности. Это универсальность осмысливается какгармоническое развития ее интеллектуальных, духовно-нравственных иэстетических потенции. Таким образом, с позиций гуманизма конечная цельвоспитания состоит в том, чтобы каждый человек мог стать полноценнымсубъектом деятельности, познания и общение, то есть свободным,самодеятельным существом, ответственным за все происходящее в этом мире.Следовательно, мера гуманизации воспитательного процесса определяется тем,насколько этот процесс создает предпосылки для самореализации личности,раскрытия всех заложенных в ней природных задатков, ее способность ксвободе, ответственности и творчеству. С содержательной стороны реализация принципов гуманизма ввоспитательном процессе означает проявления общечеловеческих ценностей. Вэто понятие вкладывается два смысла. Во-первых, общечеловеческие ценности –это ценности значимые не для какого-то узкого ограниченного круга людей, акак-то, что имеет значение для всего человечества. Особенности выраженияэтих ценностей зависят от культурно-исторического развития той или инойстраны, ее религиозных традиций, типа цивилизации. Поэтому подход квоспитательному процессу с этих позиции означает его деидеологизацию, тоесть отказ навязывания позиции какой-то социальной силы, акцент наинтеллектуальное духовно-нравственное и эстетическое развитие личности, наоснове освоения ее всего культурного богатства накопленного в историичеловечества. Гуманизм отдает приоритет общечеловеческому началу, противоречитидеологии индивидуализма. Гуманизм предполагает признание данной личностьюв качестве ценности личности всех других людей. Гуманистический подход требует, чтобы в качестве главной цели учебно-воспитательного процесса должно рассматриваться создание предпосылок длясамореализации личности. Гуманистическая ориентация образования может быть реализованнаятолько в соответствующих формах учебно-воспитательного процесса. Речь идето гуманистической педагогике. В самом общем плане это педагогикапредполагает высокую степень индивидуализма и дифференциации обучения,акцент на пробуждения активности и инициативности обучаемого применение вотношениях преподавателя и студента основных принципов педагогикисотрудничества. Итак, цель воспитания нельзя выдумать и выдвинуть произвольно. Онадолжна соответствовать представлению общества об идеале человеческойличности. Идеал человеческой личности - это представление о совершенномчеловеке, которое живет в произведения литературы и искусства в народномтворчестве. Идеал личности у разных народов очень близки друг другу. Ониобязательно включают в себя такие качества как ум, трудолюбие, физическаясила, красота, выносливость. Сейчас идея всестороннего развития личности как высшей целивоспитания признается всем миром. И, тем не менее, ни одна страна не можетпохвастаться ее достаточно полной реализацией. Следует иметь в виду, что любом обществе существуют двапедагогических идеала личности. Один – высокий, широко рекламируемый, нозаведомо не достижимый. Его предназначение - быть маяком, ориентиром,высшим образцом, к которому следует подвести воспитуемого как можно ближе.Другой идеал достаточно приземленный. Он, как правило, имеет реальноевоплощение, явно не пропагандируется. Это герой своего времени, это тоткоторому все завидуют, на месте которого каждый хотел бы оказаться, чьюсудьбу если не все, то очень многие желают своим детям. 3. Цели воспитания в мировой практике Воспитание – явление социальное. Оно возникло вместе с человеческимобществом и прошло вместе с ним длительный путь развития. Поэтомупедагогика и является одной из древнейших наук, которая изучаетзакономерности передачи старшим поколением и активного усвоения младшимипоколениями социального опыта, необходимого для жизни и труда. В Древней Греции педагогом назывался раб, приставленный к ребенку, тоесть «детоводитель», целью которого было сопровождать ребенка в школу,прислуживать ему во всем. Сегодня педагогами называют людей, имеющихсоответствующую подготовку и профессионально занимающихся педагогическойдеятельностью, то есть вопросами воспитания, обучения и образования. ИСоответственно цель сегодняшнего педагога резко отлична от цели«детоводителя». Давайте, в общем, проследим прогресс педагогических целейсо времен давно минувших дней до современного этапа и кратко раскроемсущность педагогических идей великих теоретиков этой науки. Выдающийся греческий философ Платон считал первейшей цельюгосударства воспитание совершенных членов общества. «Законодатель не должендопускать, чтобы воспитание детей было чем-то второстепенным и шло, какпопало. Напротив это первое, с чего должен начать законодатель, » - находиммы в трудах Платона. Целью воспитания является добродетель, высшим изкоторых Платон считал разум. Наряду с разумностью он требует воспитаниесправедливости и совестливости, составляющих стержень добродетели. «Незолото надо завешать детям, а высокую совестливость». Его же последовательПлотин проектировал город Платонополь, в котором будут воспитыватьсясовершенные люди. Педагогические идей великих греческих философов (Аристотель, Платон,Сократ, Демокрит) оказали огромное влияние на все последующее развитиетеории воспитания. Несколько иной характер имело воспитание в древнем Риме. До третьеговека до нашей эры здесь господствовало семейное воспитание, унаследованноеот эпохи родового строя. Целью отца, было, обучит сына видению хозяйства,владению оружием, он заботился о выработке у него таких высоко ценимых вРиме нравственных качеств, как преданность родине, послушание, скромность.Из отдельных упоминаний римских и греческих историков «Ливий, Плутарх»можно заключить, что в пятом веке до нашей эры в Риме существовали частныеэлементарные школы, где обучали чтению, письму и счету. Во второй половинеэпохи сюда проникает влияние греческой культуры. Высшей ступеньюобразования в эту эпоху считалось риторская школу, в которой юношиовладевали ораторским искусством и изучали закон. Здесь очень уместно указать на различие в целях воспитания греков иримлян. В отличие от афинского воспитания, на всех ступенях которогообращалось внимани