Организация целостного педагогического процесса в ДОУ, его структура и особенности
Деятельность любого образовательного учреждения осуществляется как целостный педагогический (учебно-воспитательный, образовательный) процесс.
Педагогический процесс — целенаправленное, организованное, содержательное взаимодействие педагогической деятельности взрослых и детей. Слово «процесс» свидетельствует о растянутости во времени, а слово «педагогический» говорит о направленности на преобразование личности ребенка.
Педагогический процесс — система, в которой происходит интеграция процессов формирования, развития, воспитания и обучения. Целостная система педагогического процесса включает в себя подсистемы, внедренные одна в другую: учебный процесс, воспитательный процесс, процесс общения, процесс саморазвития и др.
В рамках педагогического процесса тесно взаимодействуют два взаимосвязанных и в то же время относительно самостоятельных процесса:
• обучение — передача подрастающему поколению совокупности знаний, умений и навыков, накопленных человечеством;
• воспитание — освоение подрастающим поколением норм и правил поведения, принятых в обществе.
Интеграция процессов обучения и воспитания в структуре целостного педагогического процесса выражается в нескольких аспектах:
• оба эти процесса протекают в рамках одного образовательного учреждения, осуществляются одним и тем же человеком (педагогом) и направлены на достижение общей цели — подготовку личности к активной жизнедеятельности в обществе;
• воспитание всегда содержит в себе элементы обучения, а обучение в свою очередь всегда носит воспитывающий характер.
Отличительные особенности процессов отчетливо проявляются при выборе форм и методов достижения цели.
Если в обучении используются преимущественно регламентированные формы работы и методы воздействия на познавательную сферу, то в воспитании доминируют разные виды детской деятельности (художественная, игровая, трудовая, общение) и воздействие осуществляется на мотивационную сферу.
Понятие «педагогический процесс» употребляется в узком и широком смысле. В широком смысле — это совокупность всех условий, средств, методов форм, направленных на реализацию цели дошкольного образования. В узком смысле, имеется ввиду совокупность всех условий, средств, методов, направленных на решение конкретной задачи.
Построение педагогического процесса в ДОУ основывается на следующих принципах:
• учет возрастных возможностей детей, опора на интересы ребенка;
• решение воспитательных и образовательных задач в единстве;
• учет положения о ведущей деятельности, смене деятельности и компенсаторной взаимосвязи разных видов деятельности в едином педагогическом процессе;
• осуществление взаимодействия воспитателя и детей при руководящей роли взрослого;
• создание развивающей среды.
По мнению И. П. Подласого, организация педагогического процесса предполагает три этапа: подготовительный, основной, заключительный.
На первом, подготовительном, этапе педагогического процесса определяются цель, конкретные задачи, выясняется состояние вопроса, планируются, прогнозируются результат, схема процесса, подбираются методы воздействия с учетом основной задачи, возраста детей и концепции воспитания. Завершается подготовительный этап планом перспективной работы, скорректированном не основе выяснения вопроса в практике и прогнозирования результата.
План реализуется на втором, основном, этапе педагогического процесса. Здесь же осуществляется педагогическое взаимодействие воспитанника и воспитателя, ведется постоянный оперативный контроль за промежуточными результатами, который позволяет обнаружить отклонения, ошибки и сразу же произвести коррекцию, ввести необходимые дополнения и изменения.
Третий, заключительный, этап предназначен для анализа результатов, в ходе которого проводится исчерпывающий анализ причин получения положительных результатов и образования недостатков.
Особенности педагогического процесса:
1) Педагогический процесс - процесс двусторонний. В нем и воспитатели, и воспитуемый ребенок является объектом и субъектом воспитания.
2) Педагогический процесс - процесс длительный и непрерывный. Результаты его проявляются не сразу (педагог, «трудясь в настоящем, растит будущее»).
3) Педагогический процесс не остаётся неизменным. Динамичность его обусловлена возрастом, индивидуальными особенностями детей, новыми теоретическими положениями физиологии.
В настоящее время наиболее оптимальным является выделение структуры педагогического процесса на основании типов взаимодействия взрослого с детьми.
По отношению к детям взрослый может занимать принципиально разные позиции:
1) позиция «учителя», который ставит определенные задачи, выбирает способы и средства их решения, оценивает правильность взаимодействия ребенка. Какими бы демократическими не были формы общения при такой позиции воспитатель находиться как бы «над» ребенком;
2) позиция «включенного в деятельность равного партнера», который изнутри этой деятельности вносит свои предложения и демонстрирует разные способы взаимодействие, решает возникшие проблемы «вместе» с детьми;
3) позиция «создателя развивающей среды», когда воспитатель предоставляет ребёнку свободу деятельности в созданном окружающем предметном мире;
4) позиция «психотерапевта», которая заключается в создании условий для комфортного душевного самочувствия ребенка.
Пед. процесс – специально организованное целенаправленное взаимодействие педагога и воспитанника, направленное на решение образовательных задач.
Взаимодейст. субъектов пед. процесса, своей конечной целью имеет присвоение воспитанниками опыта накопленного человечеством во всём его многообразии.
Успешное освоение опыта осуществляется в спец. организов. условиях, при наличии хорошей материальной базы, включающей разнообразные дидакт. средства.
Взаимодействие педагога и воспитанника на содержательной основе с использованием разнообразных средств, есть сущностная характеристика пед. процесса.
В реальной пед. деят. в результате взаимодейств. педагога и воспитанника возникают разнообразные ситуации. Пед. ситуация соотнесённая с целью и условиями её осуществления, есть педагогическая задача.
Пед. задача – основная единица пед. процесса. Основными «кирпичиками» пед. задачи явл. оперативные задачи. Цепочка решённых оперативных задач всегда приводит к решению тактических и стратегических задач.
Главное интегративное свойство пед. процесса, это способность к выполнению социально обусловлен. функций. Это возможно при условии целостности пед. процесса, т.е. целостная. гармоничная личность может быть сформирована. только в целостном пед. процессе.
Целостность – синтетическое качество пед. процесса, характеризующ. высший уровень его развития. Это результат стимулирующих, сознательных действий и деятельности субъекта. Целостность пед. процесса предполагает такую организацию жизнедеятельности воспитанников, которая отвечала бы их жизненным интересам, потребностям и оказывала бы сбалансированное воздействие на все сферы личности, т.е. сознание, чувства, волю.
Основные аспекты целостности пед. процесса.
В содержательном плане целостность пед. процесса обеспечивается отражением цели и содержания образования, опыта накопленного человечеством, во взаимосвязи его 4-х элементов: 1) Знания, в том числе и знания о способах выполнен. действий.2) Умения и навыки. 3) Опыт творческой деятельности. 4) Опыт эмоционально целостного и волевого отношения к окруж. миру.
Принципы построения педагогического процесса:
1) Учёт социальных целей стоящих перед ДУ.
2) Учёт требований программы.
3) Единство семейного и общественного воспитания.
4) Создание условий для овладения детьми социальным опытом.
5) Оценка достижений в обучении, воспитании, развитии детей. Своевременная диагностика, отслеживание результатов развития.
6) Учёт возрастных возмож. и опора на интересы ребёнка.
7) Создание естественной, непринуждённой обстановки для развития творческой личности.
8) Обеспечение защиты прав ребёнка.
9) Учёт ведущего вида деятельности.
10) Приемственность, последовательность, систематичность, т.е. планирование.
11) Эстетизация всей детской жизни.
Варианты построения пед. процесса:
1) построение пед. проц-са по организующим моментам (Учеб. год делится на 4 квартала и в каждом из них должно быть по 3-4 организационных момента. Например, создание уголка природы; оздоровление быта и т.д.).
2) тематическая форма организации пед. процесса.(В качестве основы определяется какая нибудь тема, содержание этой темы расскрыв. в цикле игр, бесед и т.д.).
3) комплексная форма построен. пед. процесса (при которой устанавливается логическая взаимосвязь между всеми разделами программы, всеми видами деятельности).
4) организуется на основе выделения доминирующих воспитательно-образовательных целей. (в качестве ведущей выдвигается та или иная воспит. задача, которая определяет взаимосвязь и соподчинение воспитательных и образовательных задач.)
Планирование, его значение в организации педагогического процесса
Основной функцией организации педагогического процесса ДОУ, обеспечивающей планомерную, систематическую, рациональную и эффективную работу всех его подразделений, является планирование.
Планированию предшествует всесторонний и глубокий анализ состояния воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении, выявление сильных и слабых ее сторон, определение актуальных задач на предстоящий период.
В работе дошкольного учреждения используется годовое и текущее планирование.
Годовое планирование
План работы дошкольного учреждения на учебный год разрабатывается на основе нормативных документов министерств образования федерального и регионального уровня, «Программы воспитания и обучения в детском саду», а также на основе анализа работы дошкольного учреждения за истекший период.
Годовой план охватывает все стороны учебно-воспитательной работы ДОУ и предусматривает ее непрерывность и последовательность.
В составлении годового плана принимают участие профсоюзная организация, педагогический коллектив, медицинские работники детского сада. Обсуждается и утверждается годовой план работы на августовском педсовете.
Структура годового плана работы. Вводная часть, в которой дается краткий всесторонний анализ работы дошкольного учреждения за предшествующий период по следующим направлениям: эффективность работы по охране жизни и укреплению здоровья детей;
уровень и эффективность учебно-воспитательного процесса и его результатов в целом и по возрастным группам, уровень подготовленности детей к школе; уровень деловой квалификации педагогов; уровень и эффективность работы с родителями и т. д.
I. Основные задачи работы дошкольного учреждения. В этом разделеопределяются ведущие задачи воспитания и обучения, обусловленные уровнем педагогического мастерства воспитателей, типом дошкольного учреждения, состоянием воспитательно-образовательной работы в нем. Намеченные задачи должны быть подтверждены конкретными мероприятиями в разделах годового плана.
II. Организационно-педагогическая работа. Руководство и контроль за воспитательно-образовательной работой. Этот раздел включает работу педсовета, теоретических семинаров, семинаров-практикумов, консультаций, коллективных просмотров педагогического процесса, работу кабинета по изучению, обобщению и распространению передового опыта лучших работников дошкольных учреждений. Здесь же намечаются основные направления контроля, его содержание и виды, указываются сроки и формы подведения итогов.
III. Работа с кадрами. В этом разделе предполагается подбор и расстановка кадров и повышение уровня деловой квалификации педагогов.
IV. Работа с родителями. Планируется совместная работа детского сада с семьями воспитанников, деятельность различных кружков, изучение опыта семейного воспитания, работа с неблагополучными семьями, консультации для родителей по актуальным вопросам семейного воспитания др.
V. Административно-хозяйственная работа. Раздел включает мероприятия, направленные на создание наилучших условий для организации жизни, воспитания и обучения дошкольников.
Годовой план хранится в методическом кабинете.
Текущее планирование
Перспективное планирование осуществляется воспитателями и предполагает планирование педагогического процесса в конкретной группе на длительный отрезок времени (квартал, полгода, год). В перспективном плане отражены все разделы «Программы».
Календарное планирование предполагает знание уровня психофизиологического развития детей, программы воспитания и обучения в детском саду и позволяет воспитателю равномерно распределить программный материал в течение года, предусмотреть постепенное усложнение содержания обучения и воспитания, подобрать оптимальное сочетание коллективных и индивидуальных форм организации жизни и деятельности детей.
Основой планирования воспитательно-образовательного процесса в группах является «Программа воспитания и обучения в детском саду», в которой задачи и содержание работы воспитателя представлены в двух разделах: «Организация жизни и воспитание детей» и «Обучение на занятиях».
По первому разделу планированию подлежат содержание, методы и приемы воспитания культуры поведения детей и формирования у них культурно-гигиенических навыков; содержание, методы и приемы руководства играми детей; методы и приемы руководства трудом.
По второму разделу планированию подлежат содержание, методы и приемы образовательной работы и формы ее организации.
Планирование педагогического процесса в группе ДОУ затрагивает утренний отрезок времени, прогулки (утреннюю и вечернюю), занятия и втору половину дня.
Планирование содержания утреннего отрезка времени включает игровую деятельность, беседы, рассматривание предметов и иллюстраций, наблюдение в природе и явлений общественной жизни, трудовую деятельность и разнообразную избирательную деятельность детей по их желанию и вкусу. Целесообразно планировать в это время индивидуальную работу с детьми по различным видам деятельности. Намечая конкретные мероприятия, важно учитывать характер предстоящих занятий.
При планировании прогулки основная задача воспитателя состоит в обеспечении активной, содержательной, разнообразной и интересной для детей деятельности: игры, труда, наблюдений. При планировании содержания прогулки воспитатель предусматривает равномерное чередование спокойной и двигательной деятельности детей, правильное распределение физической нагрузки в течение всей прогулки. Последовательность и продолжительность разных видов деятельности изменяется с учетом конкретных условий: времени года, погоды, возраста детей и характера их предшествующей деятельности. Содержание вечерних прогулок планируется с учетом всей предшествующей деятель-ности детей.
Планирование обучения на занятияхвключаетсодержание знаний, навыков и умений, которые должны быть сформированы у детей на занятиях по различным разделам учебной деятельности. В календарном плане записываются тема, программное содержание занятия, методические приемы, пособия и наглядный материал, индивидуальная работа с детьми.
Основное место в планирование второй половины дня занимает разнообразная игровая и трудовая деятельность детей. Рекомендуется также устраивать и различные зрелищные мероприятия, развлечения: кукольный, настольный, теневой театры; концерты; спортивные, музыкальные и литературные досуги; слушание грампластинок и многое другое. Для расширения кругозора детей можно планировать художественное чтение с продолжением, рассказывание сказок, просмотр репродукций картин классиков и современных художников.
Педагогическим процессом называют целостный процесс осуществления воспитания в его широком смысле, путем обеспечения единства обучения и воспитания (в его узком специальном смысле).
В широком смысле – это совокупность всех условий, средств, методов и т.д. направленных на решение одной глобальной задачи.
В узком смысле педагогический процесс рассматривается, как сосредоточенное содержание обучения, его средств, методов, форм организации на какой-то более конкретной задаче. Он так же может рассматриваться и с позиции ограничения компонентов воздействия. Например, как сочетание разных видов деятельности: труда, игры, учебной, спортивной, художественной деятельности, направленных на решение этой конкретной задачи.
Синонимом понятия «педагогический процесс» является широко используемый термин «учебно-воспитательный процесс».
В современной педагогической науке существуют разные точки зрения на понимание сущности педагогического процесса. В самом общем виде педагогический процесс - это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение поставленных целей образования, воспитания, обучения. Педагогический (учебно-воспитательный) процесс, поэтому является органическим единством процессов обучения, воспитания, формирования и развития.
Педагогический процесс так же обладает целостностью и общностью. Под целостностью понимают неразрывное единство процессов воспитания, обучения, а также развития и формирования личности. Воспитание и обучение зависят друг от друга и имеют много общего, хотя наука их различает. Содержание обучения составляют в основном научные знания о мире.
В содержании воспитания преобладают нормы, правила, ценности, идеалы. Обучение влияет преимущественно на интеллект, воспитание обращено в первую очередь к потребностно - мотивационной сфере личности. Оба процесса влияют на сознание, поведение, эмоции личности и ведут к ее развитию. Поскольку, при всей близости, это специфические процессы, наука рассматривает их отдельно в теории воспитания и в дидактике. При этом целостность педагогического процесса, единство воспитания и обучения, является методологическим принципом, что особенно актуально в настоящих условиях.
Несмотря на некоторые различия, в развитии всех педагогических процессов можно выделить однотипные этапы: подготовительный, основной и заключительный (И.П. Подласый).
На подготовительном этапе педагогического процесса определяются цель, конкретные задачи, выясняется состояние вопроса, планируется, прогнозируется результат и схема процесса, подбираются методы воздействия с учетом основной задачи, возраста детей и концепции воспитания. Завершается подготовительный этап планом перспективной работы.
На основном этапе осуществляется педагогическое взаимодействие воспитанника и воспитателя, ведется постоянный оперативный контроль за промежуточными результатами. Оперативный контроль помогает обнаружить отклонения, ошибки и тут же произвести коррекцию, внести необходимые дополнения или изменения. Этот этап потому и называется основным, что именно в процессе его реализации решаются поставленные воспитательно-образовательные задачи. Важно на этом этапе постоянно поддерживать и учитывать обратную связь – ответную реакцию ребенка на воздействия.
На заключительном этапе проводится исчерпывающий анализ причин получения положительных результатов и образования недостатков.
Еще раз рассматриваются правомерность поставленных задач, адекватность избранных средств, методов, форм организации. Выявляется то, что дало наилучший результат, и то, что оказалось малодейственным.
Можно выделить несколько принципов построения педагогического процесса в ДОУ:
• учитывать возрастные возможности детей, опираться на интересы ребенка;
• решать воспитательные и образовательные задачи в их единстве;
• учитывать положение о ведущей деятельности, смене деятельности и компенсаторной взаимосвязи разных видов деятельности в едином педагогическом процессе;
• осуществлять взаимодействие воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;
• создавать естественную, непринужденную обстановку, в которой будет развиваться свободная творческая личность;
• стимулировать в педагогическом процессе воспитателя и воспитанников к взаимному уважению и соблюдению «Декларации прав ребенка».
В современной педагогической науке существуют разные точки зрения на понимание сущности педагогического процесса. В самом общем виде педагогический процесс — это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение поставленных целей образования, воспитания, обучения. В дошкольном возрасте дети открывают мир для себя и одновременно раскрывают себя миру. Поэтому цели педагогического процесса детского сада в первую очередь связаны с развитием целостной природы ребенка, его уникальности, индивидуального своеобразия.
Собственно педагогический процесс становится совокупностью или комплексом педагогических условий, направленных на развитие личности ребенка, раскрытие его индивидуального мира, способностей и склонностей, накопление опыта общения и взаимодействия с миром людей и культурой.
Планирование, его значение в организации педагогического процесса.
й образовательного процесса является планирование. План — это проект педагогической деятельности всех участников образовательного процесса.
План работы является обязательной педагогической документацией воспитателя. Единых правил ведения этого документа нет, поэтому он может быть составлен в любой удобной для педагога форме. Однако существует несколько важных условий, которые необходимо соблюдать при планировании:
• объективная оценка уровня своей работы в момент планирования;
• выделение целей и задач планирования на определенный период работы, соотнесение их с примерной общеобразовательной программой, по которой организуется воспитательно-образовательный процесс, возрастным составом группы детей и приоритетным направлением образовательного процесса ДОУ;
• четкое представление результатов работы, которые должны быть достигнуты к концу планируемого периода;
• выбор оптимальных путей, средств, методов, помогающих добиться поставленных целей, а значит получить планируемый результат.
План может корректироваться и уточняться в процессе его реализации. Однако число поправок можно свести к минимуму, если соблюдать принцип перспективного и календарного планирования.
И еще: любой план не является действенным без методического сопровождения, которое может быть представлено в виде перспективных планов, методических указаний, книг, картотек.
56. Календарное планирование: основные требования.
Календарный план – это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления программы воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов работы.
Деятельность дошкольного образовательного учреждения всегда выполняется по четко определенному, заранее подготовленному плану. Основным является годовой план работы детского сада, составляемый старшим воспитателем. В нем указывается ведущие направления деятельности дошкольного учреждения сообразно общим задачам воспитания и образования детей.
От воспитателей групп обычно требуется составление календарного плана воспитательно-образовательной работы, который вызывает больше всего затруднений, особенно у молодых специалистов.
В первую очередь педагоги должны понимать, что такое календарный план и в каких целях он составляется.
В плане отражаются конкретные задачи воспитательно- образовательной работы, основные виды работы, основные виды деятельности и способы их организации, средства решения поставленных задач на конкретный отрезок времени. В нем предусматриваются характер связи и взаимодействия различных средств, форм и методов обучения и воспитания, сочетание деятельности детей, организуемой воспитателем. с их самостоятельной деятельностью, деятельностью коллективной, совместной индивидуальной и т.д.
Основная цель планирования – обеспечение выполнение Программы воспитания и обучения в детском саду. Календарный план работы в группах детей дошкольного возраста составляется на 5 – 10 дней (в зависимости от решения педагогического совета).
К планированию воспитательно-образовательной работы предъявляются определенные педагогические требования.
Во-первых. В плане должно быть отражено единство цели, задач, содержания, методов и организационных форм воспитательно - образовательного процесса. Данное педагогическое требование основано на идее целостного подхода к обучению и воспитанию детей. В соответствии с уровнем развития дошкольников, их воспитанности педагог конкретизирует воспитательные задачи на определенный отрезок времени. Они должны быть направлены на реализацию общей цели воспитания – разностороннее развитие личности. Реализуются выдвинутые воспитательные задачи не изолированно друг от друга, а в комплексе, в едином педагогическом процессе.
Во-вторых, в плане должно быть предусмотрено сочетание словесных методов педагогического воздействия с организацией деятельности воспитанников. То есть воспитательная работа будет эффективной в том случае, если в план будет включено использование метода приучения, упражнений, рассказов, бесед и т.д. в сочетании с активным привлечением дошкольников к трудовой, художественно-этической деятельности.
Еще одно требование – соответствие содержания, форм и методов воспитательной работы возрастным и индивидуальным особенностям детей.
Предполагается, что воспитатель хорошо знает содержание избранной им программы обучения, воспитания и развития детей и строит свою работу в соответствии с этим содержанием. Кроме того при планировании деятельности дошкольников он должен учитывать уровень развития каждого ребенка, предусматривать конкретную работу с тем или иным воспитанником. Содержание воспитательной работы должно в определенной степени опережать развитие дошкольника. Эту особенность воспитателю следует принимать во внимание, планируя коллективную, групповую и индивидуальную деятельность детей.
Работая над планом, нужно так же учитывать реальность его выполнения, систематичность и последовательность. Педагогу необходимо продумывать правильную насыщенность его разнообразными делами. Дошкольники в силу своего возраста не могут сами осуществить сюжетно-ролевую игру, постановку сказки, организовать работу с природным материалом и т.д. Везде нужна помощь взрослых. Поэтому педагог планирует количество интересных, творческих дел с таким расчетом, чтобы быть в состоянии помочь воспитанникам. Уже в младшем дошкольном возрасте дети должны с радостью ожидать любого праздника, утренника, встречи со старшими детьми.
Каждое запланированное дело должно быть целесообразным, нести в себе воспитательный элемент. Последовательность и систематичность плана работы педагога помогают ему реализовать выдвинутые воспитательные задачи и соблюдать непрерывность самого воспитательного процесса.
Наконец, одним из важнейших условий составления плана является его согласованность с годовым планом работы ДОУ.
Помимо педагогических существуют определенные требования к оформлению плана.
Он должен быть написан аккуратно, крупным и понятным почерком. Формы работы по решению годовых задач выделяются каким либо значком (например, национальное воспитание – тюбетейка, экология – елочка, ПДД – светофор, патриотическое воспитание – флажок).
На первой странице размещаются: заглавие, номер группы, фамилии имена и отчества обоих воспитателей, а так же даты начала и окончания выполнения плана.
На второй странице указываются годовые задачи ДОУ.
Третью страницу занимает сетка занятий (с указанием времени проведения).
На четвертой странице располагается список детей данной группы с указанием даты их рождения (под списком указывается, сколько мальчиков и девочек в группе).
На последней странице перечисляется использованная литература.
Ко всем составляемым планам прилагается тетрадь, в которой старший воспитатель делает отметки об их проверке, а так же составляет свои рекомендации.
План каждого календарного дня
· утренний отрезок времени
· занятие
· прогулка
· вечерний отрезок времени
· комплекс утренней гимнастики
Планирование утреннего отрезка времени.
Все утренние мероприятия проводятся с целью создания у детей положительного эмоционального настроя на весь день и побуждения их к активному участию в жизни группы.
В этот период целесообразно планировать следующие виды деятельности:
· наблюдение или рассматривание предметов, картинок, альбомов (рекомендуется проводить с одним ребенком, подгруппой детей, со всеми детьми наблюдения за явлениями природы и социальной деятельности, трудом взрослых и т.д.);
· беседа (об окружающем мире, о том что видел ребенок по дороге в детский сад, о любимых игрушках, телепередачах, семье, Родине и т.д.);
· игры (сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические, строительные, малой подвижности и т.д.);
· труд (хозяйственно-бытовой, поручения в столовой, в уголке природы и т.д.);
· индивидуальная работа (воспитание культурно-гигиенических навыков; звуковая культура речи; закрепление имеющихся знаний, умений, навыков; работа с часто болеющими и одаренными детьми; коррекция поведения агрессивных, застенчивых, жадных детей и т.д.);
· самостоятельная деятельность детей (внесение игрушек, строительного, трудового инвентаря);
· работа с родителями (беседы о ребенке, его самочувствии, о делах группы, деятельности детского сада).
В плане указывается:
· название вида деятельности;
· форма организации (с кем проводится: со всей группой или индивидуально, при этом указываются имена детей);
· цель работы;
· оборудование;
· вопросы к беседе.
Планирование занятий в группе.
Ведущая форма обучения дошкольников – занятия. В плане должна быть учтена его сложность. Поэтому занятия, требующие высокой умственной активности детей, не рекомендуется проводить в понедельники пятницу. Наиболее высокий уровень умственной работоспособности дошкольников отмечается во вторник, среду, четверг. Именно в эти дни целесообразнее планировать и проводить занятия по развитию речи, математике, обучению грамоте и сочетать их с занятиями двигательного характера (музыкальными, физкультурными).
В плане указываются следующие сведения:
· тема занятия;
· программное содержание (образовательные, развивающие, воспитательные задачи, словарная работа);
· методические приемы;
· индивидуальная работа;
· материал и оборудование;
· вопросы к детям;
· краткий ход занятия с последовательным указанием частей занятия.
Занятия со специалистами помимо этой общей информации требуют некоторых дополнений. Так, в плане должны быть указаны основные виды движений на физкультурном занятии и репертуар музыкального занятия. А занятия по родному ( в нашем случае - татарскому языку) словарь.
Планирование прогулки.
В календарном плане обязательно фиксируется и подробно освещается проведение прогулки. Указываются ее цели, которое могут быть следующими:
· активизация двигательной деятельности детей;
· осуществление закаливания организма;
· физическое развитие каждого ребенка;
· расширение представлений о явлениях и предметах окружающей среды.
· формирование у детей трудовых навыков;
· нравственное воспитание;
· повышение эмоционального настроя.
Для того чтобы правильно распланировать прогулку, нужно помнить, что она может состоять из нескольких частей.
На улице можно наблюдать живые и неживые объекты: птиц, насекомых, животных, солнце, снег, воду, песок, глины и т.д. Следить за явлениями окружающей деятельности, а так же указывается, с кем эти мероприятия проводятся.
Прогулка может включать в себя трудовую деятельность.
Обязательным компонентом прогулки являются подвижные игры. Их выбор зависит от времени года, погоды, предшествующего проводимого занятия, времени проведения прогулки (вечером или утром). Планируя подвижные игры, следует указывать их название и цель.
На воздухе может осуществляться индивидуальная работа с некоторыми детьми. Она направлена на совершенствование физических и нравственных качеств каждого ребенка и развитие у него психических процессов. В плане нужно указывать вид деятельности, ее цель и конкретного воспитанника, с которым индивидуально работает воспитатель.
На прогулке необходимо планировать самостоятельную деятельность детей. Для ее организации должны быть подготовлены соответствующие предметы: атрибуты к играм, орудия труда, спортивный инвентарь, материал для изобразительной деятельности.
В плане отображается название вида деятельности, ее цель и форма организации, используемое оборудование.
Наконец, можно планировать целевую прогулку (к общественным объектам), либоэкскурсию (природоведческую: на луг, водоем, парк, сквер или к сельскохозяйственным объектам. За пределы детского сада планируется экскурсии с детьми, начиная со среднего дошкольного возраста.
Планирование вечернего отрезка времени.
Деятельность в вечернее время также необходимо подробно планировать. Указываются цели проводимых мероприятий:
· Закрепление программного материала, запланированного в течение дня;
· воспитание морально – волевых качеств через игровую деятельность;
· формирование дружеских взаимоотношений между детьми;
· создание благоприятного климата в группе, условий для активного отдыха;
· организация подготовки детей к предстоящим занятиям.
Также обязательны указание вида деятельности, формы ее организации и персональное перечисление тех, с кем она проводиться.
Используются следующие формы работы с детьми:
· фронтальные (коллективный труд, развлечения, игры-забавы, подвижные игры, игры-драматизации);
· с подгруппой (дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, самостоятельная деятельность);
· индивидуальные (заучивание стихотворений, песен, трудовые поручения).
Виды деятельности могут быть такими: игры, трудовая деятельность, развлечения, прогулка, предварительная работа перед занятием, работа с родителями, самостоятельная деятельность детей, индивидуальная работа с детьми.
57. Место и роль тематического планирования в организации педагогического процесса в ДОУ
58. Взаимодействие ДОУ и школы как условие обеспечения преемственности между двумя звеньями образования
Цель:обеспечение преемственности и непрерывности в организации образовательной, воспитательной, учебно-методической работы между дошкольным и начальным звеном образования.
Задачи:
• Согласовать цели и задачи дошкольного и школьного начального образования.
• Создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие сохранность и укреплен