Общие возрастные особенности ребенка и особенности его развития в дошкольном детстве.
Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяются. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей.
Психическое развитие детей дошкольного возраста обусловлено противоречиями, которые возникают у них в связи с развитием многих потребностей: в общении, игре, движениях, во внешних впечатлениях.
От того, как будут развиваться потребности ребенка, зависит развитие и становление его личности. Рассматривая процесс развития ребенка, возрастная психология ребенка дает характеристику разных возрастных периодов и, следовательно, оперирует такими понятиями, как «возраст» и «детство».
Возраст и возрастной период – это цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику.
Как же происходит сам процесс развития, каковы его особенности?
Л. С. Выготский установил четыре основных закона – особенности детского развития:
Цикличность. Развитие имеет сложную организацию во времени. Ценность каждого года или месяца жизни ребенка определяется тем, какое место он занимает в циклах развития: отставание в интеллектуальном развитии на 1 год будет очень большим, если ребенку 2 года, и незначительным если ему 15 лет. Это связано с тем, что темп и содержание развития изменяются на протяжении детства.
Собственно, возраст как стадия развития и представляет собой цикл, со своим особым темпом и содержанием. Периоды подъема, интенсивного развития сменяются периодами замедления, затухания. Такие циклы развития характерны для отдельных психических функций (памяти, речи, интеллекта и др.) и для развития психики в целом.
В психологии есть понятие «сензитивные периоды развития» - это периоды наибольшей чувствительности к определенного рода воздействиям. Так, сензитивный период развития речи – от года до 3 лет, и если он будет упущен, компенсировать потри в дальнейшем практически невозможно. Сензитиный период совпадает с оптимальными сроками обучения.
Неравномерность развития. Разные стороны личности, в том числе психические функции, развиваются неравномерно, непропорционально на каждом возрастном этапе. Поэтому происходит перестройка их связей, изменение соотношение между ними.
Дифференциация функций начинается с раннего детства. Сначала выделяются и развиваются основные функции, прежде всего восприятие, затем более сложные, так что в самой последовательности становления функций есть свои закономерности. Восприятие, интенсивно развиваясь, становится доминирующим психическим процессом, как бы выдвигаясь в центр сознания. Причем само восприятие еще недостаточно дифференцировано: оно слито в эмоциями.
Отдельные функции оказываются на периферии сознания, они зависят от доминирующей. Другие функции как бы обслуживают восприятие, и оно развивается максимально в благоприятных условиях. Период, когда функция доминирует, - это период ее наиболее интенсивного, оптимального развития. Каждый возрастной период связан с перестройкой междуфункциональных связей – сменой доминирующей функции, зависимостью от нее остальных функций, установление новых отношений между ними. Перестройка старой системы и перерастание ее в новую становится путем развития психических функций.
Метаморфозы. Развитие не сводится к количественным изменениям, это цепь изменений качественных, превращение одной формы в другую. Ребенок не похож на маленького взрослого, который мало знает и умеет, он постепенно приобретает нужный опыт. Психика ребенка своеобразна на каждой возрастной ступени, она качественно отлична от того, что было раньше, и того, что будет потом.
Сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии ребенка. То, что развивалось на предыдущем этапе, отмирает или преобразуется. Например, ребенок научился говорить, перестает лепетать. Если же инновационные процессы запаздывают, наблюдается инфантилизм: ребенок, переходя в новый возраст, сохраняет старые черты.
1.2. Новообразования психического развития ребенка-дошкольника
Определив общие закономерности развития психики ребенка, Л. С. Выготский рассматривает также динамику перехода от одного возраста к другому. На разных этапах изменения в детской психике могут происходить медленно и постепенно, а могут – быстро и резко. Соответственно выделяют стабильные и кризисные стадии развития.
Для стабильно периода характерно плавное течение процесса развития, без резких сдвигов и перемен в личности ребенка. Незначительные, минимальные изменения, происходящие на протяжении длительного времени, обычно незаметны для окружающих. Но они накапливаются и в конце периода дают качественный скачок в развитии: появляются возрастные новообразования.
Стабильные периоды составляют большую часть детства. Они делятся, как правило, по несколько лет. А новообразования оказываются устойчивыми, фиксируются в структуре личности. Кроме стабильных периодов развития, существуют кризисные периоды развития. Кризисы длятся не долго, несколько месяцев, при неблагоприятном стечении обстоятельств растягиваются до года или двух лет. Это краткие, но бурные стадии, в течение которых происходят значительные сдвиги в развитии ребенка и он резко меняется во многих своих чертах. Кризис начинает и завершается незаметно, его границы размыты, неотчетливы.
Детское развитие – сложный процесс, который в силу ряда своих особенностей приводит к изменению всей личности ребенка на каждом возрастном этапе. В развитии ребенка наступает момент, когда его возросшие возможности, его знания, умения, психическое качества начинают противоречить сложившейся системе взаимоотношений, образу жизни и вида деятельности. Возникает противоречие между новыми потребностями ребенка и старыми условиями их удовлетворения.
Для Л. С. Выготского развитие – это проявление нового. Стадии развития характеризуются возрастными новообразованиями, т. е. качествами или свойствами, которых не было раньше в готовом виде. Но новое не падает с «неба», а появляется закономерно, подготовленное всем ходом предшествующего развития.
Наиболее полно структура психологического возраста включающая в себя и личностные новообразования, представлена в теории культурно-историчксого развития Л. С. Выготского и его школы. Каждый возраст характеризуется своей социальной ситуацией развития; ведущей деятельность, в которой преимущественно развивается мотивацонно-потребностная или интеллектуальная сфера личности; возрастными новообразованиями, формирующимися в конце периода, среди них выделяется центральное, наиболее значимое для последующего развития. Границами возрастов является кризисы – переломные момерты в развитии ребенка.
Л. С. Выготский определил социальную ситуацию развития как «своеобразное, специфическое для данного возраста отношения между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной». А. Н. Леонтьев отмечал, что «ведущей может называться только та деятельность, в связи с которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой высшей ступени его развития».