Сущность педагогического менеджмента его системный характер.
Исходя из того, что менеджмент – совокупность принципов, методов, средств и форм управления, т.е. – сплав науки и искусства управления людьми и социальными процессами можно сказать, что педагогический менеджмент – комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления педагогическими системами, направленный на повышение эффективности их функционирования и развития.
Специфика педагогического менеджмента выражается в своеобразии предмета продукта, орудия и результата труда менеджера. Предметом труда является деятельность управляемого субъекта, продуктом труда – информация, а орудием труда - слово, язык, речь. Результатом труда является качество образования.
Каковы же принципы, лежащие в основе педагогического менеджмента? Разные ученые предлагают различные варианты. Вот, например, какие принципы лежат в основе управления современной школой по мнению П.И.Третьякова:
Демократизация. Этот принцип предполагает распределение прав, полномочий и ответственности между всеми участниками процесса управления, его децентрализацию.
Гуманизация. Она обеспечивает равнодоступный для каждой личности выбор уровня, качества, направленности образования, способа, характера и формы его получения, удовлетворения культурно- образовательных потребностей в соответствии с индивидуальными ценностными ориентациями. Переориентация учебного процесса на личность ученика.
Гуманитаризация образовательных программ, т.е. такое соотношение и сочетание учебных предметов и информации, применение таких дидактических подходов, методов и технологий обучения, которые обеспечивают приоритет общечеловеческих ценностей, целостность, последовательность, преемственность и опережающий характер обучения.
Дифференциация, мобильность и развитие. Эти принципы предполагают многоуровневость, многопрофильность, полифункциональность образовательных программ всех многообразных видов образовательных учреждений. Они обеспечивают детям, подросткам, юношеству по мере их взросления, социального становления и самоопределения возможности передвижения по горизонтали, (смена класса, профиля, направленности образования), а также по вертикали (смене уровня, типа, вида образовательного учреждения). Открытость образования, т.е. представления возможности как непрерывного образования в различных формах, так и общего образования на любой ступени, любом уровне (базисном и дополнительном). Многоукладность образовательной системы, т.е. качественный рост и развитие государственной школы, а также открытие элитарных образовательных учреждений.
Стандартизация. Этот принцип предполагает соблюдение федеральных стандартов качества образования, учитывающих национальные и другие особенности региона.
Несколько иначе трактуются принципы педагогического менеджмента (основные правила поведения субъекта менеджмента при взаимодействии его с управляемыми субъектами (объектами)) в книге В.И.Симонова “Педагогиче-ский менеджмент”.
Принцип научной организации труда в структуре и содержании педагогического менеджмента, главное условие развития способностей обучающихся в организованном учебно-воспитательном процессе.
Оптимальность - основной принцип НОТ в структуре и содержании педагогического менеджмента, условие необходимости и достаточности количества требований (предписаний, указаний), предъявляемых субъектом менеджмента к деятельности исполнителя (оптимальности количества разделов плана работы, количества планируемых мероприятий и т.п.).
Принципы аналитической деятельности - основные правила, которых должен придерживаться менеджер при наблюдении, анализе и оценке эффективности деятельности.
Принцип конкретного целеполагания - основа и планирования, и контроля, т.е. основа содержания деятельности менеджера любого уровня управления. Этот принцип отражает требование ставить цели с учетом их оптимальности и реальности, социальной значимости и перспективности. Неопределенно сформулированная цель уже на начальном этапе управления является дезоргани-зующим, дезориентирующим фактором.
Принцип кооперации и разделения труда отражает важнейшее требование к управленческой деятельности. Недопустимо стремление руководителя все сделать самому. При таком положении инициатива и творчество исполнителя постепенно снижается, а руководитель все более утопает в “текучке”, поэтому необходима опора на общественные организации, на коллективное творчество и коллективный разум.
Принцип функционального подхода предполагает совершенствование управленческой деятельности на основе постоянного обновления, уточнения и конкретизации функций исполнителей.
59. Сущность и особенности образовательных услуг.
В сущности, образовательная услуга заключается в обеспечении овладения обучающимся тем или иным уровнем подготовки к различным видам деятельности.
Образовательную услугу следует рассматривать как процесс овладения обучающимся определенным уровнем подготовки к деятельности в соответствии с выбранной образовательной программой. Предоставление учреждением выбора образовательной программы и выбор ее потребителем во многом осуществляются на основе доверия друг к другу.
Образовательная услуга обладает рядом характерных особенностей, которые оказывают непосредственное воздействие на процесс формирования комплекса образовательных услуг.
Основное и наиболее распространенное определение рассматривает «образовательную услугу» как совокупность знаний, умений и навыков и информации, которые используются для удовлетворения многообразных потребностей человека, общества и государства.
Образовательные услуги обладают специфическими, динамическими, конкретными качественными характеристиками и не поддаются непосредственному денежному измерению, здесь цепочка обменных операций ограничена, поскольку, как правило, образовательные услуги нельзя перепродавать.
Образовательные услуги представляют собой типичное доверительное благо. Действительно, их качество, проявляющееся в изменившемся уровне знаний, умений и навыков учащегося, может быть реально оценено экономически только на рынке труда - в форме того дохода, который будет получен работником после занятия того или иного рабочего места.
Характерная черта образовательной услуги - конкурсный характер представления. Большинство вузов предоставляют образование на конкурсной основе, т.е. потребителю, желающему воспользоваться услугами вуза, таковые будут оказаны, только если он обладает определенными знаниями, умениями и навыками, наличие которых осуществляется при помощи тестов, экзаменов или собеседований.
Следует отметить, что получение ряда профессий и специальностей в вечерней и заочной формах не разрешается (например, стоматология, актерское искусство, ветеринария, пожарная безопасность).
Конкуренция между работниками заставляет служащих осваивать новые, но смежные с основной работой профессии, т. е. расширять поле профессиональной деятельности.
Основные требования, которые они предъявляют к подобного рода курсам - это непродолжительный срок обучения, низкие затраты на обучение
На рынок образовательных услуг высшего профессионального образования существенно влияет общая социально-экономическая и демографическая ситуация в стране. Среди факторов, оказывающих наибольшее влияние на объем совокупного спроса домашних хозяйств на образовательные услуги вузов, выделяют ситуацию на рынке труда (цена квалифицированного труда, уровень безработицы, напряженность и т.д.), половозрастную структуру населения (демографические факторы), уровень доходов населения, уровень развития предшествующих ступеней образования, предпочтения домашних хозяйств.