Важнейшие социокультурные процессы ХХ века, повлиявшие на эволюцию форм воспитания. Развитиепедагогическоймысли в ХХ веке.

Роль наций-государств, столь сильная в двадцатом веке, постепенно отходит на второй план. Такое ослабление и видоизменение культурных национальных границ государств стало возможным в последнее время, благодаря трем взаимосвязанным причинам - глобализации, интеграции и регионализации, следствием чего является усиление социокультурных связей «поверх»национальных границ. Глобализация - это сложный, многослойный социальный феномен. Люди и территории во всем мире становятся все более связанными друг с другом вследствие увеличения транснациональных потоков капитала, информации, товаров, людей и идей. В контексте глобализации мира границы понимаются как символ прошлого, четко фиксированного мира или «пространства мест», который сегодня переконструируется и становится динамичным миром или «пространством потоков». В этой связи границы понимаются как нестабильный и видоизменяющийся элемент современного мира. Более того, происходит формирование и укрепление социокультурных связей, объединяющей характеристикой которых являются определенные местные особенности. Для обозначения глобального и локального взаимовлияния и взаимозависимости исследователи предпринимают попытки ввести объединяющую категорию, например, понятие З. Баумана «локалити» или Р. Робертсона «глокализация». Локалити можно определить как сообщество, которое обитает на особой территории, местности, объединенное особыми социальными связями. Глокализацией называется повсеместно распространённый вариант глобализации, проявляемый в способности основных мировых тенденций перевоплотиться в региональные формы, в силу того, что глобальные и локальные тенденции «в конечном счете, взаимно дополняются и взаимопроникают друг в друга». Новая фрагментация социокультурного пространства ведет к большей интенсификации, поэтому на границах активно формируются новые трансграничные региональные образования, более значимые и развивающиеся интенсивнее, чем районы, отдаленные от границы. Трансграничный регион - это потенциальный регион, разделенный суверенитетом соседствующих государств, обладающий комплексом национальных, региональных, зональных элементов с собственными характеристиками, отражающий их историкокультурное своеобразие, взаимодействующий между сопредельными регионами для сохранения, управления и развития своего «жизненного» пространства.
Отличительной особенностью данного региона является изменчивость границ данного образования. В каждом конкретном случае граница проявляется по-разному в силу динамики и подвижности трансграничья, в котором сосуществуют различные культурные, политические, социально-экономические, общественные явления. В конце 19 нач.20 в. Стало очевидным, что старая школа не способствует развитию у детей активности и самостоятельности мышления, не готовит к применению полученных теоретических знаний.Развивающаяся промышленность нуждается в квалифицированных рабочих, способных пользоваться новым оборудованием, быстро переключаться с 1 операции на другую. Противоречия между состоянием школьного дела и новыми экономическими условиями вызвали появление педагогических движений, требовавших реформирования школы всех ступеней.

В каждой из национальных систем образования возникли свои проблемы: в США – резкое отставание сельской народной школы от городской, в Англии – децентрация народного образования; переполняемость массовых школ, во Франции – заметное отставание от других западноевропейских стран в области развития профессионального образования. В общем перед школами стояла задача привести школу в соответствие с экономическими и политическими требованиями эпохи.

В начале ХХ века прослеживается 2 основные парадигмы: 1) пед. традиционализм – продолжение прежней пед. мысли (социальная педагогика, религиозная). 2) реформаторская педагогика. Отличается углубленным интересом к личности ребенка. Провозглашала идею развития личности прежде всего на основе врожденных способностей.

В результате этого возникли педагогические течения сторонников «свободного воспитания», «трудовой школы», «школы действия», «социальной педагогики», «прорегрессивного воспитания».

Наши рекомендации