Гуманистические идеи Возрождения и их отражение в произведениях, включивших педагогическую проблематику. Ценность педагогического эксперимента В. Де Фельтре.
На смену раннему средневековью в Западную Европу пришла новая эпоха позднего европейского Средневековья, прошедшая под знаком гуманистических идей Возрождения (конец XIV - начало XVII вв.).
Деятели эпохи Возрождения – гуманисты провозглашали человека главной ценностью на земле и прокладывали новые пути его воспитания, стремясь раскрыть в человеке все самое лучшее. Гуманисты заново открыли, как много сделали античные народы Греции и Рима. Стремясь подражать им, они и назвали свое время «Возрождением», то есть восстановлением античной традиции. Новая эпоха выдвигала новые педагогические идеалы, искала адекватные им механизмы образования. Если раннее средневековье выработало модель авторитарного, патриархального воспитания с опорой на традицию, авторитет и волю, то в эпоху Возрождения наметилась тенденция к переосмыслению на принципиально иных основаниях. В последующие столетия центр тяжести стал смещаться в сторону индивида с его способностями и потребностями, стремлениями и мотивами поведения. Маятник качнулся в сторону личных интересов детей, самостоятельности их мышления. Внимание гуманистов к педагогической проблематике во многом объяснялось их стремлением исправить и улучшить человека и общество, а это, если не исключительно, то преимущественно, связывалось с воспитанием и обучением. Гуманистический идеал образованного человека включал в себя представления о человеке культурном, умеющем хорошо говорить, убеждать собеседника. Гуманисты призывали к нравственному воздействию на ум воспитанников, и на их сердце, чувства, волю. Свои идеи педагоги-гуманисты отыскивали не только в классическом наследии. Они взяли много от рыцарского воспитания, когда говорили о физическом совершенстве человека. Отвечая на вызов времени, педагоги-гуманисты ставили задачу формирования общественно полезной личности. В результате педагогическая триада Возрождения (классическое образование, физическое развитие и гражданское воспитание) складывалась из трех основных слагаемых: античности, средневековья и будущих идей Нового времени. Социальную цель образования, выражавшуюся в стремлении содействовать более тесным связям человека с другими людьми, гуманисты соединяли с идеей его обязательного интеллектуального, нравственного и эстетического развития. По мнению гуманистов, в условиях усилившегося разделения труда и возросшей мобильности образование было призвано, прежде всего, помочь человеку осознать свое призвание, правильно оценить собственные силы, занять соответствующее место в обществе. Гуманисты Возрождения, видевшие в образовании способ развития и восполнения природных задатков людей, ставили задачу и искали пути воспитания личности активной, разумной, образованной, преисполненной гражданского долга, следующей христианским ценностям, способной к служению обществу и достижению жизненного успеха. По их мнению, образование обеспечивало «шлифовку» природы человека, формировало его ум, чувства и волю, делало поступки человека сообразными культуре и гражданскозначимыми, обеспечивало счастливую личную жизнь в общении с другими людьми.
Значительным вкладом в педагогику эпохи Возрождения явились труды ранних социалистов-утопистов Т. Мора (1478-1535) и Т. Кампанеллы (1568-1639). Томас Мор в своей знаменитой книге «Утопия» (1516) выдвинул идею соединения теоретического обучения с трудом. В государстве Утопия, созданном фантазией автора, все граждане обязаны трудиться по 6 часов в день. Продукты общественного труда распределяются между всеми поровну. В этом государстве всеобщим и обязательным является также и обучение будущих граждан, причем и здесь сохраняется полное равенство независимо от пола ребенка. Очень важной для современников Мора была идея об обучении детей исключительно на родном языке, о преимущественно естественнонаучном содержании получаемого ими образования.
Педагогические идеи Томазо Кампанеллы, выраженные им в книге «Город Солнца», в определенной мере явились развитием идей, предшествовавших ему мыслителей, в том числе и Т. Мора. «Город Солнца» — это государство, которое, подобно Утопии, построено на принципах общественной собственности, обязательного и всеобщего труда и предоставления возможности всем гражданам заниматься науками и искусствами. Кампанелла более полно, чем Мор, излагал систему воспитания детей в совершенном обществе. Он считал, что государство должно контролировать даже подбор супругов с тем, чтобы «сочетание мужчин и женщин давало наилучшее потомство. И они смеются над тем, что мы, заботясь усердно об улучшении пород собак и лошадей, пренебрегаем в то же время породой человеческой».
Значительной личностью среди гуманистов эпохи Возрождения был Эразм Роттердамский (1466—1536). В своем главном труде — «О первоначальном воспитании детей» — Э. Роттердамский заявил о необходимости сочетания античной и христианской традиций при выработке педагогических идеалов, выдвинул принцип активности воспитанника (врожденные способности могут быть реализованы лишь через напряженный труд). Определенным шагом вперед были его взгляды на женское образование. Эразм отстаивал широкое светское образование — не только для мужчин, но и для женщин, он требовал реформы школьного обучения.
Одним из виднейших представителей педагогической мысли эпохи Возрождения был французский писатель-гуманист Франсуа Рабле (1494-1553). В знаменитом романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» он дал блестящую сатиру на схоластическое средневековое воспитание и противопоставил ему гуманистическое воспитание с продуманным режимом для ребенка, многосторонним образованием, развитием самостоятельного мышления, творчества и активности.
Витторино да Фельтре создал школу для подростков и юношей – «Дом радости» и руководил ею на протяжении 22 лет. Школа была открыта в прекрасном дворце, на лоне природы. Все здание было специально переоборудовано для нужд школы. В отличие от средневековых школ в новой школе было много света и воздуха. В «Доме радости» наряду с детьми маркиза обучались наследники других знатных фамилий, а также дети горожан Мантуи, а позднее дети из других городов Италии, Греции, Франции, Германии. Выходцы из богатых семей обучались за плату, бедняки – бесплатно.
Витторино в «Доме радости», пытался реализовать основные принципы гуманистического образования своего времени: бережное отношение к личности ученика, гармоническое соединение умственного, нравственного и физического воспитания, неразрывную связь обучения и воспитания, воспитание религиозного благочестия, освоение античного наследия, энциклопедический характер образования, позволявший впоследствии избрать любую университетскую специализацию (право, медицину, теологию). Он стремился сформировать у своих учеников уважение к другим людям, трудолюбие, умение преодолевать трудности. Витторино, которого современники называли «Сократом нашего времени», являл собой «живой образец» того, как должно себя вести. Он создал стиль жизни и отношений в школе, способствовавший реализации его педагогических установок. Для обучения Витторино считал необходимым развивать природные задатки, которые надо возделывать, и науку, которая делает людей лучше и дает им убежища на все случаи жизни. Он стремился индивидуализировать занятия, сделать их интересными. Пробудить активность и самостоятельность учеников, применял самые различные методы, широко использовал игры. Пытаясь делать жизнь детей радостной и интересной, Витторино редко применял наказания, делал упор на одобрение и похвалу. Витторино установил в «Доме радости» распорядок, способствующий здоровому образу жизни. В школе существовали строгие и очень умеренные нормы еды и питья. Учеников приучали к труду и отвращали от бездействия, их закаляли, с ними проводили физические занятия. Успех педагогической деятельности Витторино да Фельтре объяснялся продуктивностью тех принципов, на которых она базировалась, талантом, самоотверженностью и преданностью самого Витторино, а также той общественной поддержкой, которую он сумел получить.