Понятие о педагогической системе. проблема оптимизации педагогической системы. педагогические инновации.
В педагогике любой объект, независимо от своих масштабов, может быть представлен как система. Педагогическими системами являются: урок, школьный класс, учреждение образования, метод обучения, содержание образования, педагогическая деятельность и т.д. Но некоторым объектам мы изначально приписываем свойство системности; оно заложено уже в самом их названии. Это «система образования», «воспитательная система учреждения образования», «авторская педагогическая система».
Наиболее масштабная педагогическая система – система образования. Это один из основных социальных институтов общества, охватывающий все образовательные учреждения и органы управления ими (например, мы говорим: «национальная система образования Республики Беларусь»).
Воспитательная система учреждения образования– это такой способ организации жизнедеятельности учреждения образования (например, школы), который предполагает упорядоченность учебно-воспитательного процесса в соответствии с принятой педагогической концепцией, идеей.
Еще мы нередко говорим о педагогической системе того или иного педагога: педагогическая система Я.А. Коменского, И.Ф. Гербарта, К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и т.д. Здесь мы имеем в виду авторскую педагогическую систему.
Структурные компоненты педагогической системы (выделены крупнейшим российским специалистом в области педагогической психологии Н.В. Кузьминой):
1) цели обучения и воспитания (общие и частные цели образуют «древо целей»);
2) субъекты обучения и воспитания (педагоги, воспитанники, воспитательный коллектив);
3) объекты обучения и воспитания (те же самые – педагоги, воспитанники, воспитательный коллектив);
4) осваиваемый опыт, т.е. содержание образования – знания, навыки, умения, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностных отношений;
5) средства педагогической коммуникации (все многообразие методов, приемов, материально-технических средств обучения и воспитания).
Оптимизация в педагогической деятельности — это достижение максимально возможного качества обучения и воспитания в конкретных условиях среднего или высшего учебного заведения в определенный период. Оптимизируя учебный процесс, мы всегда должны четко представлять себе цель и стремиться ее добиться. Оптимизация обучения и воспитания студентов связана с сознательным выбором средств, приемов и методов, способных при наименьшей затрате сил и энергии, здоровья, времени и финансов дать наибольшие и наиболее прочные результаты, которые бы соответствовали поставленной цели.
Добиться оптимального процесса можно при выполнении трёх принципов, таких как:
1.Системность, предполагающая всестороннее взаимосвязанное развитие всех частей, компонентов процесса.
2.Конкретность, предусматривающая максимальность в достижении поставленных целей не вообще, а для реальных условий.
3.Мера, не допускающая гипертрофированного развития одного компонента в ущерб другим.
Ю. К. Бабанский обращает внимание, что на оптимизацию обучения существенно влияют личностные особенности преподавателя: творческий, неформальный, поисковый стиль, мобильность, конкретность и систематичность мышления при умении выделять главное; чувство меры в использовании тех или иных методов преподавания; эмоциональная отзывчивость; контактность в общении .
Для мотивации учения необходимо:
-создание четкой целевой установки, включающей в себя непосредственные и более отдаленные цели
-указание на необходимость данного учебного материала для изучения других тем курса или учебных дисциплин (межпредметные связи) и для будущей профессиональной деятельности специалиста
-отбор содержания обучения в соответствии с познавательными требованиями учащихся
-обеспечение профессиональной направленности этого содержания, т. е. математика для инженера, биолога и учителя должна преподаваться несколько по-разному
-обеспечение оптимального уровня требований по каждой дисциплине в соответствии с ее значимостью в Государственном стандарте образования.
Для активизации познавательных процессов внимания, восприятия, мышления важно:
-проводить занятия в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям
-давать учебную информацию с достаточно высокой избыточностью, что уменьшает возможность ее искажения при передаче и восприятии и облегчает сохранение устойчивости внимания;
-соблюдать при использовании средств наглядности норм яркости, освещенности, контрастности, величины изображения в зависимости от размеров аудитории
-полностью использовать возможности устной речи как средства управления вниманием и восприятием.
-учитывать возможность прямого управления
-учитывать эмоциональный фактор, за счет которого производительность интеллектуального труда значительно возрастает.
Умение оптимально организовывать учебный процесс является одним из важнейших признаков педагогического мастерства.
Педагогические инновации – это идеи, процессы, средства и результаты, взятые в единстве качественного совершенствования педагогической системы. Педагогическая система – это объединение компонентов (частей), которое остается устойчивым при изменениях. Если изменения (нововведения) превышают допустимый предел, система разрушается, на ее месте возникает новая система с другими свойствами. Более высокая продуктивность учебно-воспитательного процесса всегда следствие совершенствования педагогической системы.
Главных путей совершенствования педагогической системы два: интенсивный, экстенсивный.
Интенсивный путь предусматривает развитие педагогической системы за счет внутренних резервов.
Экстенсивный путь развития педагогической системы основывается на привлечении дополнительных мощностей (инвестиций) – новых средств, оборудования, технологий, капиталовложений и т. п.
Выход – так называемые «интегрированные инновации», открывающие возможности соединения интенсивного и экстенсивного путей развития педагогической системы.
Объектами инноваций являются следующие педагогические вопросы:
– повышение мотивации учебно-воспитательной деятельности;
– пути увеличения объема изучаемого на уроке материала;
– как ускорить темпы обучения;
– как устранить потери времени и т. д.
14.Воспитание как целенаправленная деятельность.
Воспитание – это процесс систематического и целенаправленного воздействия на человека, на его духовное и физическое развитие в целях подготовки его к производственной, общественной и культурной деятельности.
В образования главной цельюявляется развитие познавательных процессов индивида, его способностей, приобретения им знаний, воспитание ставит целью формирование человека как личности, его отношение к миру, обществу и взаимоотношений с ним. Таким образом, воспитание носит целенаправленный характер, который предполагает определенное направление воспитательной деятельности, осознание ее конечных целей, а также содержит средства и методы достижения этих целей.
Целями воспитания являются ожидаемые изменения в человеке. Главной целью воспитания является формирование и развитие ребенка как личности с теми качествами, которые необходимы ему для жизни в обществе.
Специальными целями сегодняшнего этапа развития общества и государства являются воспитание инициативного, предприимчивого, стремящегося к успеху человека.
Воспитание – целенаправленный процесс формирования личности с помощью специально организованных педагогических воздействий в соответствии с определенным социально-педагогическим идеалом.