Личностный рост как условие достижения профессионализма
Принадлежность человека к той или иной профессии проявляется в особенностях его деятельности и образе мышления. По классификации, предложенной Е.А. Климовым, педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которых является другой человек. Из ряда других ее выделяют, прежде всего по образу мыслей ее представителей, повышенному чувству долга и ответственности. В связи с этим она стоит особняком, выделяясь в отдельную группу. Главное ее отличие от других профессий типа «человек — человек» заключается в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий одновременно. Имея в качестве цели своей деятельности становление и преобразование личности, учитель призван управлять процессом ее интеллектуального, эмоционального и физического развития.
Особенность обучения и воспитания как деятельности по социальному управлению состоит в том, что она имеет как бы двойной предмет труда. С одной стороны, главное ее содержание составляют взаимоотношения с людьми: если у руководителя (а учитель таковым и является) не складываются должные отношения с теми людьми, которыми он руководит или которых убеждает, значит, в его деятельности нет самого важного. С другой — профессии этого типа всегда требуют от человека специальных знаний, умений и навыков в какой-либо области (в зависимости от того, кем или чем он руководит). Учитель, как любой другой руководитель, должен знать и представлять деятельность учащихся, процессом развития которых он руководит. Таким образом, педагогическая профессия требует двойной подготовки — человеческой и специальной.
В профессии учителя умение общаться — профессионально необходимое качество. Изучение опыта начинающих учителей позволило исследователям, в частности В.А. Кан-Калику, выявить и описать наиболее часто встречающиеся «барьеры» общения, затрудняющие решение педагогических задач: несовпадение установок, боязнь класса, отсутствие контакта, сужение функции общения, негативная установка на класс, боязнь педагогической ошибки, подражание. Однако если начинающие учителя испытывают психологические «барьеры» по неопытности, то учителя со стажем — по причине недооценки роли коммуникативного обеспечения педагогических воздействий, что приводит к обеднению образовательного процесса. В результате оказываются обедненными и личные контакты с детьми, без которых невозможна продуктивная, одухотворенная положительными мотивами деятельность личности.
Значимым звеном содержания педагогического образования является самообразование, способствующее становлению личности. В широком смысле слова — это совершенствование своих знаний и умений в различных областях действительности, а в узком — совершенствование специальных знаний и умений в конкретной деятельности. Его содержание должно соответствовать профессиональному уровню педагога, его интересам и склонностям.
Педагогическое самообразование — четко спланированная логически стройная система, цель которой — реализация достижений педагогической науки в школьной практике. Главным условием педагогического самообразования является самоконтроль, а не контроль со стороны. Учитель должен уметь оценивать свои возможности совершенствовать педагогические умения, навыки и использовать различные формы самообразования.
Наиболее популярная его форма — работа с книгой. Систематическое изучение учителем педагогической, психологической, методической литературы помогает осмыслению своей работы на уроке, повышает профессиональный уровень. Успешному самообразованию способствует участие учителей в научно-практических семинарах. Особенно важна их практическая направленность. Каждому участнику должны быть заранее известны цель и задачи данного семинара, тематика докладов. Посещение открытых уроков, обычно проводимых учителем-мастером по сложным или слабо разработанным темам, помогает начинающему учителю легче заняться самообразованием, которое находится в тесной взаимосвязи с самовоспитанием — сознательной и целенаправленной деятельностью по совершенствованию своей личности.
Профессия учителя немыслима без постоянного самосовершенствования: он должен быть образцом для своих учеников. Общеизвестно, что учитель способен воспитывать и образовывать своих учеников, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием. При постановке целей самовоспитания важно определить их подлинную необходимость, соотнеся себя реального с желаемым идеалом (результат самопознания). Здесь может помочь совет В. Леви: главное — не «что», а «зачем» (я хочу, например, преодолеть в себе лень: зачем? Чтобы больше успевать делать за день. Зачем? Чтобы...).
Постановка целей — самопроектирование, мощнейший стимул развития.
Самовоспитание начинается с момента появления плана-программы изменения своей личности. При этом используют различные приемы воздействия, которые можно разделить на три группы: самоинформирование, самопобуждение, самоорганизацию.
Самоинформирование основывается на самопознании. Без точного знания и оценки своей личности учитель не может определить направление работы над собой. Самопознание как бы опирается на умение критически оценивать мнение окружающих: администрации школы, коллег, школьного психолога, учеников и их родителей.
Самопобуждение зависит от уровня развития конкретной личности. Основными его формами являются самоободрение и самоубеждение, которое помогает формировать образы исходного и желаемого профессионально-значимого качества личности. Тем учителям, у которых намечена программа самовоспитания, но которые испытывают затруднения в ее осуществлении, необходимо опираться на такие формы самоубеждения, как самоприказ и самопринуждение.
Непрерывное личностное и профессиональное саморазвитие современного учителя базируется на новой основе: он не может принять новые установки как обычные методические инструкции, он должен «подойти к ним сам». Профессионализм учителя должен опираться на следующую схему: постоянно учиться самому, делиться своими находками с коллегами, увлекать своим интересом к профессии, не спешить оценивать, а подсказывать и направлять. Именно такой подход стимулирует поиск новых идей, средств и способов деятельности.
Судить о профессиональных качествах учителя можно на основании изучения общественного мнения (учащихся, коллег, родителей). Введение рейтинговой системы управления (применение балльной системы, ранжирование предметов по значимости, анкетирование стилей деятельности учителя) предполагает активное участие в учебно-воспитательном процессе не только учителей, но и родителей. Рейтинговую систему управления можно представить в виде цепочки: исследование — вычисление проблемы — коррекционная работа — результат. Для наблюдения за ростом профессионального мастерства учителя исследования необходимо повторять, сравнивая результаты, делая выводы.
В школах невозможна никакая инновационная деятельность, если у педагогов недостаточно развиты способности к саморазвитию, а самой школой не созданы условия для этого. Выявляя способности учителей к саморазвитию, исследователи И.М. Курдюмова и Н.И. Калиниченко установили, что больше всего учителя ценят уверенность в своих силах и интерес к работе. Среди факторов, препятствующих саморазвитию, чаще всего называют дефицит времени, состояние здоровья и ограниченные материальные средства. Учителю нередко приходится преодолевать внешние и внутренние барьеры, в частности, информационный, — отсутствие знаний о планировании и организации экспериментально-исследовательской деятельности. Подобные трудности могут существенно снизить мотивацию профессионального саморазвития. Будущие учителя, как правило, плохо представляют себе сильные и слабые стороны своей личности, не знают ее потенциальных возможностей. Чаще всего попытки саморазвития направлены только на накопление знаний, а не на развитие качеств, необходимых для повседневной педагогической деятельности.
Важное профессиональное качество учителя — уверенность в себе. Как правило, начинающие учителя этим качеством в должной мере не обладают. Недостаточная уверенность в себе чаще всего проистекает из слабого знания дела, низкого уровня компетентности, боязни выглядеть не так, как хочется. Рассмотрим тактику развития этого качества у студента с повышенным самолюбием. Последовательность действий будет примерно такой: вначале — обнаружение фактора дискомфорта, фиксация в своем сознании состояния робости и скованности в процессе педагогического общения; далее — определение эмоционального отношения к нему, переживание его как неприятного. Однако зафиксированное состояние может закрепиться, если не победит стремление к преодолению его как недостатка. Студенту необходимо выработать установку на самосовершенствование, поиск способов преодоления недостатков, задав себе, например, такой вопрос: «Как бы на моем месте почувствовал себя мой идеал педагога?»
Разрабатывая программу саморазвития, будущий учитель может воспользоваться такими установками, предложенными В. Леви.
1. Самооздоровление. Суть не только и не столько в том, каких результатов вы добьетесь, а в том, как и зачем будете добиваться. Физическое здоровье — не самоцель, но одно из средств одухотворения жизни.
2. Самообщение. Переоценка ценностей. Обновление кредо. Пересмотреть и подвергнуть критическому разбору свои представления о том, «что такое хорошо» и «что такое плохо» вообще и для вас в частности.
3. Развитие самобытности, которая достигается не стремлением к оригинальности, а одержимостью быть собой — любимым возделыванием своего жизненного участка. Необязательно быть дипломированным ученым, прыгать выше других, писать стихи. Оригинальность возникает сама, самобытность развивается, когда человек становится поэтом, исследователем и рекордсменом своей собственной жизни, и совершенно при этом неважно, отличается ли он от других внешней формой существования. В этом и только в этом случае человек становится воистину интересным.
4. Самообразование. Спросите себя: все ли вы делаете для своего образования? Питаете ли свой дух регулярно и полноценно, умеете ли выбирать?
5. Выход из одиночества. Шесть замен. Есть только один путь выхода из одиночества. Есть только один способ найти настоящего друга. Способ заключается в том, чтобы самому стать таким человеком, которого вы хотели бы иметь другом... Постарайтесь произвести шесть замен в ваших привычных и таких понятных стремлениях; шесть замен, которые могут сотворить чудо в ваших взаимоотношениях с людьми.
Вся программа самообразования и самосовершенствования будущего учителя должна отражать основные требования к педагогической профессии, к тому, что составляет в ней общее, особенное и индивидуальное. Целенаправленное, систематическое, успешное самообразование и самоусовершенствование учителя имеет двойной результат:
— педагогический (развивающий эффект, овладение самой способностью заниматься самовоспитанием);
— предметный (те изменения, которые происходят в качествах личности учителя).
Для адаптации к быстро меняющейся жизни современный человек должен обладать, среди прочих, навыками саморазвития, эмоциональной гибкостью, терпимостью к чужому мнению, вере, культуре. В связи с этим сейчас, как никогда, важна способность учителя словом, поведением, образом ярко представить ребенку разные культуры, помочь сопоставить их и сориентировать на самостоятельную мыслительную активность, интенсивность эмоций и сферу продуктивного воображения.
Сегодня школе нужен учитель, личностно включенный в профессию, обладающий широким кругозором, владеющий многими нетрадиционными технологиями, несущий в себе привлекательный для ребенка гуманистический потенциал образовательного процесса. Он должен уметь выбирать способы мышления и действия, позволяющие проявить понимание и терпимость к чужим миропониманию и мироотношению и способствующие сохранению и развитию гуманистической культуры, а также должен быть способен к сотрудничеству со своими учениками. Уметь стать референтной для них личностью, неповторимой, нетипичной; учителем, который может вместе со знаниями, эмоциями и верой передать ребенку и свое мотивационно-ценностное отношение к ним. Для этого учитель должен обладать целым комплексом свойств, среди которых особо выделяется артистизм как важное профессиональное качество, позволяющее оказывать влияние на отношения и ценности учеников, индуцировать их творчество.
Дать однозначное определение артистизму очень сложно. Словарь современного русского литературного языка определяет артистизм, с одной стороны, как дар, а с другой — как результат труда.
Артистизм — особый образно-эмоциональный язык творения нового; проникновенный стиль сотворчества педагога и ученика, ориентированный на понимание и диалог с Другим. Артистизм — способность почти мгновенно переключаться на новые ситуации, оказываться в новом образе; богатство личностных проявлений, образный путь постановки и решения проблем.
Актерский артистизм определяется как совокупность специальных способностей, связанных с физической организацией актера, особенностями эмоционального аппарата, своеобразным творческим мышлением. Артистизм учителя по наполненности своего содержания, вероятно, сложнее, потому что он лишь компонент его творческой индивидуальности и тесно связан с разными его сторонами. В педагогической литературе термин «артистизм» приближен к понятиям «мастерство», «педагогическая техника». Под ним понимается способность яркой передачи педагогически целесообразного переживания; умение воплощать мысль в образе, поведении, слове; своеобразное подыгрывание ребенку как приспособление к нему; надевание «масок», игру роли.
В результате анализа литературых и собственных наблюдений можно сделать следующие выводы.
1. Артистизм учителя — это способность перевоплощаться, обаяние «артистической стихийности», живость, острота, эмоциональность, экспрессия, богатство жестов и интонаций, дар рассказчика, способность, не нравясь «по частям», нравиться в целом, одухотворенность, ощущение внутренней свободы особенности психики, тип нервной системы, акцентуация личности. К. Леонгард выделяет такие стимулирующие моменты артистической натуры: эмоциональную возбудимость; демонстративные черты характера; интровертированность; способность к органичному, естественному существованию в условиях педагогического процесса.
2. Совокупность учебных приемов, «техник» заключается в том, что урок «разыгрывается» по особым законам, еще не изученным наукой до конца. Здесь налицо искусство отбора наиболее эстетически яркой, а не только значимой, смысловой информации; «техника» задавания вопросов, втягивающих всех в игру-урок и позволяющих уроку запомниться; использование приемов искусства, в частности — отстранения; поиск органичных выходов к теме урока и способов «погружения» в нее; выстраивание учительского поведения (если это необходимо) в соответствии с определенными педагогическими задачами.
3. Концепцию педагогического творчества следует рассматривать не «запорошенным» взглядом, ведь вся окружающая действительность «работает» на него, а содержание урока не сводится до какого-то узкого аспекта — «по делу». События во время взаимодействия учителя и ученика разворачиваются по законам жизни, в которой все — главное. И тогда не тема «проходится», а жизненные явления подводятся под какие-то закономерности, действительность переплавляется в яркую, самобытную картину жизни. Внешние движения в творческой манере педагога-артиста сопрягаются с глубинным оттенком мысли, переживаний, со всей структурой деятельности. Гармоничные отношения между педагогом и учеником достигаются естественностью обеих сторон, создающейся отсутствием строгой и сжатой внешней запрограммированности общения, жесткой схемы, которые нередко мешают ученику и учителю импровизировать, строить догадки и неординарно мыслить, хотя внутри всего процесса общения проходит стержень, вокруг которого идет разговор. В импровизации, рожденной не стихийностью, а продуманностью первого шага, раскрывается внутреннее настроение учителя, что, по существу, является основой артистизма.
Педагогический артистизм — феномен, функционирующий с той или иной степенью активности на всех стадиях педагогического творчества. Роль и место артистизма в преподавании могут меняться при совершенствовании профессиональной деятельности учителя: он может проявляться как качество личности, а по мере накопления профессионального опыта интегрировать все составляющие работы, синтезировать и делать целостной всю деятельность.
На наш взгляд, задача артистичного педагога — оказать на учеников эмоциональное воздействие, вызвать в душах отклик, определенные переживания, без которых осложняется глубинное восприятие жизни и ее понимание; утвердить веру в себя в сознании и сердцах детей, вызвать впечатление своим отношением, чувствами; заставить играть
воображение.
При этом основная задача педагога — способствовать формированию у ученика личностной позиции на основе системы убеждений, которые не сводятся к сумме знаний; определенного отношения к объектам окружающего мира, а в целом — положительного отношения детей к учебному процессу и, следовательно, ко всем воздействиям, организуемым школой; выбора учеником собственных средств для самореализации.
Основной жанр уроков артистичных педагогов — соимпровизация, абсолютная творческая свобода каждого в русле заданной темы и совместной ансамблевой работы. Урок не разыгрывается «по нотам», его «партитура» создается каждый раз заново. Отсюда — импровизация. А так как в ней участвуют все, то она становится соимпровизацией.
Главным результатом труда артистичных педагогов является то, что процесс творчества протекает с активным участием учеников, ориентируясь на их желание раскрыться, поделиться тем, что есть внутри, на их способность рефлексировать от знаний на себя через другого, переводить знания в личностный план, видеть их смысл.
Развитие творческой индивидуальности учителя — неповторимое своеобразие человека, совокупность только ему присущих особенностей, которые могут проявляться в чертах темперамента, характера, специфике интересов, предпочтений личности, в качестве психических процессов, в особенностях деятельности и творчества. Каждый человек отличается от другого, прежде всего своим внутренним, субъективным миром, и этот мир определяет индивидуальность личности намного сильнее, чем ее внешность, физические качества.
Когда говорят о творческой индивидуальности личности, имеют в виду, во-первых, сформированность у нее способностей, наличие потенциала, потребность в труде на пользу общества в целях самореализации, самоутверждения; во-вторых, дифференциацию творческой деятельности, ее определенность в чем-либо конкретном; в-третьих, определенный уровень творческих достижений человека; в-четвертых, личностный стиль творчества; в-пятых, наличие особой иерархии мотивов, среди которых творческое самоутверждение занимает место смыслообразующего.
Важность индивидуально-творческого развития будущих учителей обусловлена личностно-неповторимым характером усвоения культуры, профессионального и творческого опыта.
Творчество, оригинальность мышления возникают при стремлении личности разобраться во всем самостоятельно, не ориентируясь на авторитеты и чужие мнения, при постоянном сомнении в незыблемости научных истин и всеми разделяемого мнения, при наличии установки проверять все на практике, на личном опыте.
Индивидуально-творческое развитие предполагает не запоминание и механическое воспроизведение информации, а творческое преобразование ее, усмотрение в ней иного смысла, нахождение оригинальной интерпретации, формирование личностного отношения к ней, оценку важности и эффективности идей, теорий, методических рекомендаций, способность будущего учителя вести диалог с автором, дискутировать с ним.
Творческий, личностный характер усвоения проявляется и в том, что каждое средство обучения и воспитания испытывается на эффективность в личном опыте, т.е. личностно «присваивается».
Основная цель и главный смысл образовательной деятельности — развитие личности, создание условий для творческого ее саморазвития, раскрытие всех ее дарований, самореализации в труде. В этом, собственно, заключается и смысл жизни человека.
Основное качество, которое существенным образом сказывается на эффективности формирования творческих профессиональных способностей, — внутреннее единство, цельность личности. У личности, обладающей данным качеством, четко выстраивается иерархия мотивов, определяющих ее направленность. Эта направленность, по выражению Б.М. Теплова, характеризуется доминирующими стратегическими целями и задачами, которые ставит перед собой человек, ее «руководящей идеей». Процесс развития творческой индивидуальности будущего учителя становится наиболее оптимальным, если такой «руководящей идеей» выбирается мечта — стать профессионалом, «настоящим педагогом», «известным педагогом».
Другая важнейшая личностная черта, влияющая на формирование творческой индивидуальности учителя, — познавательная потребность и вызываемая ею интеллектуальная активность. Постоянное удивление, восхищение мастерством, эмоциональное восприятие явлений и процессов педагогической деятельности, любовь к детям и стремление понять их, общаться с ними, увлеченность делом и приложение всех усилий для того, чтобы каждое порученное дело было выполнено на высоком уровне мастерства, постоянное размышление над тем, как это лучше сделать, активность в организации интересной жизни в детском коллективе — вот те позиции, на которых формируется познавательная потребность и развивается творческая индивидуальность будущего учителя.
Еще одним интегральным личностным качеством, существенным образом влияющим на формирование творческой индивидуальности личности, является способность к профессиональной рефлексии.
Под рефлексией понимают процесс самопознания и самоанализа и осознание своей деятельности и отношений как бы со стороны, глазами других людей. Интенсивность процесса саморазвития личности и ее качественные особенности во многом зависят от умения человека правильно оценить свои потребности и возможности, интересы в той или иной ситуации. Заниженная самооценка своих возможностей, как правило, тормозит развитие творческих способностей личности. Много проблем возникает при высоком уровне притязаний и завышенной самооценке. Наиболее благоприятные условия для творческого развития создаются при адекватной самооценке и наличии небольшого «зазора» между уровнем притязаний и сформированностью к этому моменту возможностей личности. Уровень притязаний как бы «ведет за собой» развитие способностей.
Основными механизмами развития индивидуальности Е.А. Климов считает адаптацию, компенсацию и коррекцию. Исходя из этого, механизм развития творческой индивидуальности педагога можно представить следующим образом.
Во-первых, целенаправленно организуется формирующая среда, центральной областью которой выступает школьная жизнь. Длительное включение в многообразные отношения, связанные с профессиональной деятельностью, вызывает приспособление, адаптацию личности к этим условиям, требованиям, осознанному или неосознанному проявлению ее сильных сторон, своего творческого потенциала для достижения успеха.
Во-вторых, к деятельности и отношениям будущих учителей предъявляются требования, соответствующие уровню качественного преподавания и воспитания современного школьника. Требования к деятельности возникают постепенно, по мере адаптации к ним будущих учителей. Но каждый раз уровень требований соответствует этапу ближайшего развития личности.
В-третьих, целенаправленно ведется работа по формированию операционально-технологического фонда для осуществления личностной учебно-профессиональной деятельности: ознакомление будущих преподавателей с разными технологическими системами, стилем деятельности разных учителей; расширение форм, методов и приемов работы с детьми; накопление методических , разработок, диагностических методик, дидактических материалов, наглядных пособий, популярного материала и др. И на фоне этого каждому будущему преподавателю предоставляется возможность выбора тех средств обучения и тех технологических систем, методов и форм работы, которые наиболее соответствуют его индивидуальным особенностям.
Таким образом, работа ведется по двум параллельным и взаимосвязанным направлениям: расширяется пространство для выбора за счет повышения потенции будущего преподавателя, практического освоения им приемов, методов и форм работы с детьми, ознакомления с разными дидактическими системами и одновременно предоставляется возможность выбора своего решения учебно-профессиональных задач. Такой подход позволяет будущим учителям постоянно учиться компенсировать слабые стороны своей личности за счет сильных ее качеств.
В-четвертых, особое внимание обращается на своевременную помощь, коррекцию действий будущего специалиста при реализации намеченной им индивидуальной программы деятельности, чтобы обеспечить ее успех и качественно сформировать основные профессиональные
умения и навыки.
В-пятых, будущие учителя целенаправленно включаются в общение, совместную работу с творческими преподавателями, расширяя интересный опыт профессиональной деятельности. В процессе такого общения происходит «творческое заражение», возникает вдохновение, появляется желание творить самому.
В-шестых, процесс учебно-профессиональной деятельности будущих учителей строится таким образом, чтобы они не только брали для себя все лучшее, что есть в школе, но и пробовали усовершенствовать существующий процесс обучения и воспитания учащихся, совместно с методистами, а затем и самостоятельно проектировали бы и испытывали на практике новые формы и методы работы с детьми, необычные обучающие средства, которые позволяли бы получить лучшие результаты.
Главное в развитии творческой индивидуальности специалиста — формирование у него творческих способностей, в результате которого появляется объективно новый продукт, вносится объективная новизна в технологию, организацию трудовой деятельности, конструкцию или предмет труда. Результат в трудовой деятельности может быть нов для всего общества в целом или же для отдельного образовательного учреждения, предприятия. В то же время продукт творчества обладает и субъективной новизной, является новым для личности самого творца. Его создатель не встречал подобных решений в своей практической деятельности, в своем субъективном опыте, а пришел к ним на основе размышления, собственной идеи, догадки, интуиции, воображения. Продукты творческой деятельности будущих учителей чаще обладают лишь субъективной новизной. Но ценность такого творчества заключается в том, что оно по психологическому механизму не отличается от творчества с объективной новизной. На основе решения данных творческих задач усваивается опыт творческой деятельности, и личность становится способной творчески решить профессиональные задачи с объективной новизной. Как показывает практика, все творческие личности проделывают один путь — от открытия истин, новых лишь для них самих, к открытию истин, известных немногим, и, наконец, созданию истин, новых для всех.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Что такое образование? Назовите функции образования.
2. Дайте характеристику структуры личности педагога и четырех подструктур.
3. Раскройте сущность показателя эффективности процесса формирования индивидуального стиля педагогической деятельности.
4. Перечислите правила, необходимые для создания в коллективе благоприятного психологического климата, способствующего
творческой деятельности.
5. В чем состоят два подхода к пониманию педагогического мастерства, исторически сложившиеся в педагогической теории?
6. Посетите уроки в школе. Пронаблюдайте стиль преподавания учителей-предметников. Свойственна ли им творческая активность, какие методы в их работе можно считать креативными?
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
Аксиология(от греч. axios — ценный + logos — наука) — философское учение о духовных, моральных, эстетических и других ценностях.
Анкетирование— метод массового сбора материалов с помощью анкеты.
Аннотирование— краткая запись общего содержания книги или статьи.
Беседа— самостоятельный или дополнительный метод исследования, применяемый с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении. Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. Она ведется в свободной форме без записи ответов собеседника.
Библиография— перечень источников, отобранных для работы в связи с исследуемой проблемой.
Взгляды— знание о каком-либо явлении, предмете, целом мире в единстве с выраженным отношением личности к этим явлениям, предметам.
Воспитание— специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса.
Воспитательная работа— педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач гармоничного развития личности.
Воспитательные задачи,цель которых — решение ценностных проблемных ситуаций.
Герменевтика— теория и искусство истолкования текстов (рукописей, книг, памятников).
Гносеология(от греч. gnosis— познание и logos — слово, учение) — раздел философии, изучающий источники, формы и методы научного познания, условия его истинности, способности человека познавать действительность.
Гуманистический— развивающий личность, творческую индивидуальность.
Гуманитаризация— насыщение содержания образования гуманитарными предметами, ориентация на освоение содержания независимо от его уровня и типа, позволяющее с готовностью решать главные социальные проблемы на благо и во имя человека свободно общаться с людьми разных национальностей и народов, любых профессий и специальностей; хорошо знать родной язык, историю и культуру; свободно владеть иностранными языками; быть экономически и юридически грамотным человеком.
Дедуктивные методы— логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных, предполагающие движение мыслей от общего суждения к частному выводу.
Детерминизм(от лат. determine — определяю) — материалистическое учение о причинной обусловленности всех явлений (природных, общественных, психических).
Деятельность— активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности; основа, средство и решающее условие развития личности.
Диагноз в практической педагогике— оценка общего состояния педагогического процесса или его отдельных компонентов в тот или иной момент его функционирования на основе всестороннего, целостного обследования.
Диагностика— определение на основании исследования.
Дидактические задачи— призваны управлять учебно-познавательной деятельностью, т.е. учением.
Дидактический материал— система объектов, каждый из которых предназначен для использования в процессе обучения в качестве материальной или материализованной модели той или иной системы, выделяемой в рамках общественного знания и опыта; служит средством решения некоторой дидактической задачи.
Догматизм— некритическое мышление, опирающееся
на догмы.
Замечание— выговор, указание на ошибку.
Знание— продукт познания (представление, понятие)
людьми.
ЗУН— знания, умения и навыки.
Идея— мысль, получившая концептуальное оформление.
Индуктивные методы— логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных, предполагающие движение мыслей от частных суждений к общему выводу.
Инновация— нововведение, новшество; главным показателем является прогрессивное начало в развитии школы и вуза по сравнению со сложившимися традициями и массовой практикой.
Интеллект— система психологических механизмов, обусловливающих возможность строить внутри индивида адекватную модель окружающего мира и оптимально организовывать свое поведение и деятельность в нем, создавая порядок из хаоса на основе приведения в соответствие индивидуальных потребностей с объективными требованиями реальности.
Интервью— наиболее гибкий метод сбора информации, предполагающий проведение беседы (по определенному плану), основанной на непосредственном личном контакте.
Интериоризация(от лат. interior — внутренний) — формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности.
Информационные технологии— методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации.
Коллективизм— чувство глубокой солидарности с коллективом, осознание себя его частью, готовность ставить общие интересы выше личностных.
Конспектирование— ведение более детальных записей, основу которых составляет выделение главных идей и положений работы.
Конфликтная ситуация— позиционное различие в восприятии объективности; потенциальный конфликт, когда наметившееся противоречие еще завуалировано, скрыто от
субъекта.
Косность— тяготение к чему-нибудь привычному, невосприимчивость к новому, отсталость.
Креативность— творческие возможности человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности; способность порождать множество разнообразных оригинальных идей в условиях деятельности.
Кругозор —объем интересов, знаний.
Личностный подход— ориентация при конструировании и осуществлении педагогического процесса на личность как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности; настоятельно требует признания уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, право на уважение; предполагает опору в образовании на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создания для этого соответствующих условий.
Личность— человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.
Мастерство учителя— синтез личностно-деловых качеств и свойств личности, определяющий высокую эффективность педагогического процесса.
Методика(от греч. metodike — часть грамматики, описывающая правила речи) — совокупность методов, использующихся на практике.
Методология(от греч. metodos — путь, исследование, прослеживание) — совокупность способов, приемов и опер