Личностный рост как условие достижения профессионализма

Принадлежность человека к той или иной профессии проявляется в особенностях его деятельности и образе мышления. По классификации, предложенной Е.А. Климо­вым, педагогическая профессия относится к группе про­фессий, предметом которых является другой человек. Из ряда других ее выделяют, прежде всего по образу мыслей ее представителей, повышенному чувству долга и ответ­ственности. В связи с этим она стоит особняком, выделя­ясь в отдельную группу. Главное ее отличие от других про­фессий типа «человек — человек» заключается в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий одновременно. Имея в качестве цели своей деятельности становление и преобразование личности, учитель призван управлять процессом ее интел­лектуального, эмоционального и физического развития.

Особенность обучения и воспитания как деятельнос­ти по социальному управлению состоит в том, что она имеет как бы двойной предмет труда. С одной стороны, главное ее содержание составляют взаимоотношения с людьми: если у руководителя (а учитель таковым и явля­ется) не складываются должные отношения с теми людь­ми, которыми он руководит или которых убеждает, значит, в его деятельности нет самого важного. С другой — про­фессии этого типа всегда требуют от человека специаль­ных знаний, умений и навыков в какой-либо области (в зависимости от того, кем или чем он руководит). Учитель, как любой другой руководитель, должен знать и представ­лять деятельность учащихся, процессом развития кото­рых он руководит. Таким образом, педагогическая про­фессия требует двойной подготовки — человеческой и специальной.

В профессии учителя умение общаться — профессиональ­но необходимое качество. Изучение опыта начинающих учи­телей позволило исследователям, в частности В.А. Кан-Калику, выявить и описать наиболее часто встречающиеся «ба­рьеры» общения, затрудняющие решение педагогических задач: несовпадение установок, боязнь класса, отсутствие кон­такта, сужение функции общения, негативная установка на класс, боязнь педагогической ошибки, подражание. Однако если начинающие учителя испытывают психологические «барьеры» по неопытности, то учителя со стажем — по при­чине недооценки роли коммуникативного обеспечения пе­дагогических воздействий, что приводит к обеднению обра­зовательного процесса. В результате оказываются обеднен­ными и личные контакты с детьми, без которых невозможна продуктивная, одухотворенная положительными мотивами деятельность личности.

Значимым звеном содержания педагогического обра­зования является самообразование, способствующее станов­лению личности. В широком смысле слова — это совер­шенствование своих знаний и умений в различных облас­тях действительности, а в узком — совершенствование специальных знаний и умений в конкретной деятельнос­ти. Его содержание должно соответствовать профессиональ­ному уровню педагога, его интересам и склонностям.

Педагогическое самообразование — четко спланирован­ная логически стройная система, цель которой — реализа­ция достижений педагогической науки в школьной прак­тике. Главным условием педагогического самообразования является самоконтроль, а не контроль со стороны. Учитель должен уметь оценивать свои возможности совершенство­вать педагогические умения, навыки и использовать раз­личные формы самообразования.

Наиболее популярная его форма — работа с книгой. Си­стематическое изучение учителем педагогической, психо­логической, методической литературы помогает осмысле­нию своей работы на уроке, повышает профессиональный уровень. Успешному самообразованию способствует учас­тие учителей в научно-практических семинарах. Особенно важна их практическая направленность. Каждому участ­нику должны быть заранее известны цель и задачи данно­го семинара, тематика докладов. Посещение открытых уро­ков, обычно проводимых учителем-мастером по сложным или слабо разработанным темам, помогает начинающему учителю легче заняться самообразованием, которое нахо­дится в тесной взаимосвязи с самовоспитанием — созна­тельной и целенаправленной деятельностью по совершен­ствованию своей личности.

Профессия учителя немыслима без постоянного само­совершенствования: он должен быть образцом для своих учеников. Общеизвестно, что учитель способен воспиты­вать и образовывать своих учеников, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием. При постановке целей самовоспитания важно определить их подлинную необходимость, соотнеся себя реального с же­лаемым идеалом (результат самопознания). Здесь может помочь совет В. Леви: главное — не «что», а «зачем» (я хо­чу, например, преодолеть в себе лень: зачем? Чтобы боль­ше успевать делать за день. Зачем? Чтобы...).

Постановка целей — самопроектирование, мощнейший стимул развития.

Самовоспитание начинается с момента появления пла­на-программы изменения своей личности. При этом ис­пользуют различные приемы воздействия, которые можно разделить на три группы: самоинформирование, самопо­буждение, самоорганизацию.

Самоинформирование основывается на самопознании. Без точного знания и оценки своей личности учитель не мо­жет определить направление работы над собой. Самопо­знание как бы опирается на умение критически оцени­вать мнение окружающих: администрации школы, коллег, школьного психолога, учеников и их родителей.

Самопобуждение зависит от уровня развития конкрет­ной личности. Основными его формами являются само­ободрение и самоубеждение, которое помогает формиро­вать образы исходного и желаемого профессионально-зна­чимого качества личности. Тем учителям, у которых намечена программа самовоспитания, но которые испытывают зат­руднения в ее осуществлении, необходимо опираться на такие формы самоубеждения, как самоприказ и самопри­нуждение.

Непрерывное личностное и профессиональное самораз­витие современного учителя базируется на новой основе: он не может принять новые установки как обычные мето­дические инструкции, он должен «подойти к ним сам». Про­фессионализм учителя должен опираться на следующую схему: постоянно учиться самому, делиться своими наход­ками с коллегами, увлекать своим интересом к профессии, не спешить оценивать, а подсказывать и направлять. Именно такой подход стимулирует поиск новых идей, средств и способов деятельности.

Судить о профессиональных качествах учителя можно на основании изучения общественного мнения (учащихся, коллег, родителей). Введение рейтинговой системы управ­ления (применение балльной системы, ранжирование пред­метов по значимости, анкетирование стилей деятельности учителя) предполагает активное участие в учебно-воспи­тательном процессе не только учителей, но и родителей. Рейтинговую систему управления можно представить в виде цепочки: исследование — вычисление проблемы — коррекционная работа — результат. Для наблюдения за ростом профессионального мастерства учителя исследования необходимо повторять, сравнивая результаты, делая выво­ды.

В школах невозможна никакая инновационная деятель­ность, если у педагогов недостаточно развиты способнос­ти к саморазвитию, а самой школой не созданы условия для этого. Выявляя способности учителей к саморазвитию, исследователи И.М. Курдюмова и Н.И. Калиниченко ус­тановили, что больше всего учителя ценят уверенность в своих силах и интерес к работе. Среди факторов, препят­ствующих саморазвитию, чаще всего называют дефицит времени, состояние здоровья и ограниченные материаль­ные средства. Учителю нередко приходится преодолевать внешние и внутренние барьеры, в частности, информаци­онный, — отсутствие знаний о планировании и организа­ции экспериментально-исследовательской деятельности. Подобные трудности могут существенно снизить мотива­цию профессионального саморазвития. Будущие учителя, как правило, плохо представляют себе сильные и слабые стороны своей личности, не знают ее потенциальных воз­можностей. Чаще всего попытки саморазвития направле­ны только на накопление знаний, а не на развитие ка­честв, необходимых для повседневной педагогической де­ятельности.

Важное профессиональное качество учителя — уверен­ность в себе. Как правило, начинающие учителя этим каче­ством в должной мере не обладают. Недостаточная уверен­ность в себе чаще всего проистекает из слабого знания дела, низкого уровня компетентности, боязни выглядеть не так, как хочется. Рассмотрим тактику развития этого каче­ства у студента с повышенным самолюбием. Последова­тельность действий будет примерно такой: вначале — об­наружение фактора дискомфорта, фиксация в своем со­знании состояния робости и скованности в процессе педагогического общения; далее — определение эмоцио­нального отношения к нему, переживание его как непри­ятного. Однако зафиксированное состояние может закре­питься, если не победит стремление к преодолению его как недостатка. Студенту необходимо выработать установ­ку на самосовершенствование, поиск способов преодоле­ния недостатков, задав себе, например, такой вопрос: «Как бы на моем месте почувствовал себя мой идеал педагога?»

Разрабатывая программу саморазвития, будущий учи­тель может воспользоваться такими установками, предло­женными В. Леви.

1. Самооздоровление. Суть не только и не столько в том, каких результатов вы добьетесь, а в том, как и зачем будете добиваться. Физическое здоровье — не самоцель, но одно из средств одухотворения жизни.

2. Самообщение. Переоценка ценностей. Обновление кредо. Пересмотреть и подвергнуть критическому разбору свои представления о том, «что такое хорошо» и «что такое пло­хо» вообще и для вас в частности.

3. Развитие самобытности, которая достигается не стрем­лением к оригинальности, а одержимостью быть собой — любимым возделыванием своего жизненного участка. Не­обязательно быть дипломированным ученым, прыгать выше других, писать стихи. Оригинальность возникает сама, само­бытность развивается, когда человек становится поэтом, ис­следователем и рекордсменом своей собственной жизни, и совершенно при этом неважно, отличается ли он от других внешней формой существования. В этом и только в этом случае человек становится воистину интересным.

4. Самообразование. Спросите себя: все ли вы делаете для своего образования? Питаете ли свой дух регулярно и пол­ноценно, умеете ли выбирать?

5. Выход из одиночества. Шесть замен. Есть только один путь выхода из одиночества. Есть только один способ най­ти настоящего друга. Способ заключается в том, чтобы са­мому стать таким человеком, которого вы хотели бы иметь другом... Постарайтесь произвести шесть замен в ваших привычных и таких понятных стремлениях; шесть замен, которые могут сотворить чудо в ваших взаимоотношениях с людьми.

Вся программа самообразования и самосовершенство­вания будущего учителя должна отражать основные тре­бования к педагогической профессии, к тому, что состав­ляет в ней общее, особенное и индивидуальное. Целенап­равленное, систематическое, успешное самообразование и самоусовершенствование учителя имеет двойной резуль­тат:

— педагогический (развивающий эффект, овладение са­мой способностью заниматься самовоспитанием);

— предметный (те изменения, которые происходят в ка­чествах личности учителя).

Для адаптации к быстро меняющейся жизни совре­менный человек должен обладать, среди прочих, навыка­ми саморазвития, эмоциональной гибкостью, терпимос­тью к чужому мнению, вере, культуре. В связи с этим сей­час, как никогда, важна способность учителя словом, поведением, образом ярко представить ребенку разные культуры, помочь сопоставить их и сориентировать на самостоятельную мыслительную активность, интенсив­ность эмоций и сферу продуктивного воображения.

Сегодня школе нужен учитель, личностно включен­ный в профессию, обладающий широким кругозором, вла­деющий многими нетрадиционными технологиями, не­сущий в себе привлекательный для ребенка гуманисти­ческий потенциал образовательного процесса. Он должен уметь выбирать способы мышления и действия, позво­ляющие проявить понимание и терпимость к чужим ми­ропониманию и мироотношению и способствующие со­хранению и развитию гуманистической культуры, а так­же должен быть способен к сотрудничеству со своими учениками. Уметь стать референтной для них личностью, неповторимой, нетипичной; учителем, который может вместе со знаниями, эмоциями и верой передать ребен­ку и свое мотивационно-ценностное отношение к ним. Для этого учитель должен обладать целым комплексом свойств, среди которых особо выделяется артистизм как важное профессиональное качество, позволяющее ока­зывать влияние на отношения и ценности учеников, ин­дуцировать их творчество.

Дать однозначное определение артистизму очень слож­но. Словарь современного русского литературного языка определяет артистизм, с одной стороны, как дар, а с дру­гой — как результат труда.

Артистизм — особый образно-эмоциональный язык тво­рения нового; проникновенный стиль сотворчества педа­гога и ученика, ориентированный на понимание и диалог с Другим. Артистизм — способность почти мгновенно пе­реключаться на новые ситуации, оказываться в новом об­разе; богатство личностных проявлений, образный путь по­становки и решения проблем.

Актерский артистизм определяется как совокупность специальных способностей, связанных с физической орга­низацией актера, особенностями эмоционального аппара­та, своеобразным творческим мышлением. Артистизм учи­теля по наполненности своего содержания, вероятно, слож­нее, потому что он лишь компонент его творческой инди­видуальности и тесно связан с разными его сторонами. В педагогической литературе термин «артистизм» прибли­жен к понятиям «мастерство», «педагогическая техника». Под ним понимается способность яркой передачи педагогически целесообразного переживания; умение воплощать мысль в образе, поведении, слове; своеобразное подыгрывание ре­бенку как приспособление к нему; надевание «масок», игру роли.

В результате анализа литературых и собственных на­блюдений можно сделать следующие выводы.

1. Артистизм учителя — это способность перевоплощать­ся, обаяние «артистической стихийности», живость, остро­та, эмоциональность, экспрессия, богатство жестов и инто­наций, дар рассказчика, способность, не нравясь «по час­тям», нравиться в целом, одухотворенность, ощущение внутренней свободы особенности психики, тип нервной системы, акцентуация личности. К. Леонгард выделяет та­кие стимулирующие моменты артистической натуры: эмо­циональную возбудимость; демонстративные черты харак­тера; интровертированность; способность к органичному, естественному существованию в условиях педагогическо­го процесса.

2. Совокупность учебных приемов, «техник» заключает­ся в том, что урок «разыгрывается» по особым законам, еще не изученным наукой до конца. Здесь налицо искусст­во отбора наиболее эстетически яркой, а не только значи­мой, смысловой информации; «техника» задавания вопро­сов, втягивающих всех в игру-урок и позволяющих уроку запомниться; использование приемов искусства, в частно­сти — отстранения; поиск органичных выходов к теме урока и способов «погружения» в нее; выстраивание учительс­кого поведения (если это необходимо) в соответствии с определенными педагогическими задачами.

3. Концепцию педагогического творчества следует рас­сматривать не «запорошенным» взглядом, ведь вся окру­жающая действительность «работает» на него, а содержание урока не сводится до какого-то узкого аспекта — «по делу». События во время взаимодействия учителя и ученика разворачиваются по законам жизни, в которой все — главное. И тогда не тема «проходится», а жизнен­ные явления подводятся под какие-то закономерности, действительность переплавляется в яркую, самобытную картину жизни. Внешние движения в творческой манере педагога-артиста сопрягаются с глубинным оттенком мысли, переживаний, со всей структурой деятельности. Гармоничные отношения между педагогом и учеником достигаются естественностью обеих сторон, создающей­ся отсутствием строгой и сжатой внешней запрограм­мированности общения, жесткой схемы, которые неред­ко мешают ученику и учителю импровизировать, стро­ить догадки и неординарно мыслить, хотя внутри всего процесса общения проходит стержень, вокруг которого идет разговор. В импровизации, рожденной не стихий­ностью, а продуманностью первого шага, раскрывается внутреннее настроение учителя, что, по существу, являет­ся основой артистизма.

Педагогический артистизм — феномен, функциониру­ющий с той или иной степенью активности на всех ста­диях педагогического творчества. Роль и место артистиз­ма в преподавании могут меняться при совершенствова­нии профессиональной деятельности учителя: он может проявляться как качество личности, а по мере накопле­ния профессионального опыта интегрировать все состав­ляющие работы, синтезировать и делать целостной всю деятельность.

На наш взгляд, задача артистичного педагога — оказать на учеников эмоциональное воздействие, вызвать в душах отклик, определенные переживания, без которых осложня­ется глубинное восприятие жизни и ее понимание; утвер­дить веру в себя в сознании и сердцах детей, вызвать впе­чатление своим отношением, чувствами; заставить играть

воображение.

При этом основная задача педагога — способствовать формированию у ученика личностной позиции на основе системы убеждений, которые не сводятся к сумме знаний; определенного отношения к объектам окружающего мира, а в целом — положительного отношения детей к учебному процессу и, следовательно, ко всем воздействиям, организуемым школой; выбора учеником собственных средств для самореализации.

Основной жанр уроков артистичных педагогов — соимпровизация, абсолютная творческая свобода каждого в русле заданной темы и совместной ансамблевой работы. Урок не разыгрывается «по нотам», его «партитура» созда­ется каждый раз заново. Отсюда — импровизация. А так как в ней участвуют все, то она становится соимпровизацией.

Главным результатом труда артистичных педагогов яв­ляется то, что процесс творчества протекает с активным участием учеников, ориентируясь на их желание раскрыться, поделиться тем, что есть внутри, на их способность реф­лексировать от знаний на себя через другого, переводить знания в личностный план, видеть их смысл.

Развитие творческой индивидуальности учителя — не­повторимое своеобразие человека, совокупность только ему присущих особенностей, которые могут проявляться в чер­тах темперамента, характера, специфике интересов, пред­почтений личности, в качестве психических процессов, в особенностях деятельности и творчества. Каждый человек отличается от другого, прежде всего своим внутренним, субъективным миром, и этот мир определяет индивиду­альность личности намного сильнее, чем ее внешность, фи­зические качества.

Когда говорят о творческой индивидуальности личнос­ти, имеют в виду, во-первых, сформированность у нее спо­собностей, наличие потенциала, потребность в труде на пользу общества в целях самореализации, самоутвержде­ния; во-вторых, дифференциацию творческой деятельно­сти, ее определенность в чем-либо конкретном; в-треть­их, определенный уровень творческих достижений чело­века; в-четвертых, личностный стиль творчества; в-пятых, наличие особой иерархии мотивов, среди которых твор­ческое самоутверждение занимает место смыслообразующего.

Важность индивидуально-творческого развития будущих учителей обусловлена личностно-неповторимым характе­ром усвоения культуры, профессионального и творческого опыта.

Творчество, оригинальность мышления возникают при стремлении личности разобраться во всем самостоятельно, не ориентируясь на авторитеты и чужие мнения, при постоянном сомнении в незыблемости научных истин и всеми разделяемого мнения, при наличии установки про­верять все на практике, на личном опыте.

Индивидуально-творческое развитие предполагает не за­поминание и механическое воспроизведение информации, а творческое преобразование ее, усмотрение в ней иного смысла, нахождение оригинальной интерпретации, форми­рование личностного отношения к ней, оценку важности и эффективности идей, теорий, методических рекоменда­ций, способность будущего учителя вести диалог с авто­ром, дискутировать с ним.

Творческий, личностный характер усвоения проявляет­ся и в том, что каждое средство обучения и воспитания испытывается на эффективность в личном опыте, т.е. личностно «присваивается».

Основная цель и главный смысл образовательной дея­тельности — развитие личности, создание условий для твор­ческого ее саморазвития, раскрытие всех ее дарований, са­мореализации в труде. В этом, собственно, заключается и смысл жизни человека.

Основное качество, которое существенным образом ска­зывается на эффективности формирования творческих про­фессиональных способностей, — внутреннее единство, цель­ность личности. У личности, обладающей данным качеством, четко выстраивается иерархия мотивов, определяющих ее направленность. Эта направленность, по выражению Б.М. Теплова, характеризуется доминирующими стратеги­ческими целями и задачами, которые ставит перед собой человек, ее «руководящей идеей». Процесс развития твор­ческой индивидуальности будущего учителя становится наи­более оптимальным, если такой «руководящей идеей» вы­бирается мечта — стать профессионалом, «настоящим педа­гогом», «известным педагогом».

Другая важнейшая личностная черта, влияющая на фор­мирование творческой индивидуальности учителя, — по­знавательная потребность и вызываемая ею интеллекту­альная активность. Постоянное удивление, восхищение мастерством, эмоциональное восприятие явлений и про­цессов педагогической деятельности, любовь к детям и стремление понять их, общаться с ними, увлеченность де­лом и приложение всех усилий для того, чтобы каждое порученное дело было выполнено на высоком уровне мас­терства, постоянное размышление над тем, как это лучше сделать, активность в организации интересной жизни в детском коллективе — вот те позиции, на которых форми­руется познавательная потребность и развивается творчес­кая индивидуальность будущего учителя.

Еще одним интегральным личностным качеством, су­щественным образом влияющим на формирование твор­ческой индивидуальности личности, является способность к профессиональной рефлексии.

Под рефлексией понимают процесс самопознания и са­моанализа и осознание своей деятельности и отношений как бы со стороны, глазами других людей. Интенсивность процесса саморазвития личности и ее качественные осо­бенности во многом зависят от умения человека правиль­но оценить свои потребности и возможности, интересы в той или иной ситуации. Заниженная самооценка своих воз­можностей, как правило, тормозит развитие творческих спо­собностей личности. Много проблем возникает при высо­ком уровне притязаний и завышенной самооценке. Наи­более благоприятные условия для творческого развития создаются при адекватной самооценке и наличии неболь­шого «зазора» между уровнем притязаний и сформированностью к этому моменту возможностей личности. Уро­вень притязаний как бы «ведет за собой» развитие спо­собностей.

Основными механизмами развития индивидуальности Е.А. Климов считает адаптацию, компенсацию и коррек­цию. Исходя из этого, механизм развития творческой ин­дивидуальности педагога можно представить следующим образом.

Во-первых, целенаправленно организуется формирую­щая среда, центральной областью которой выступает школь­ная жизнь. Длительное включение в многообразные отно­шения, связанные с профессиональной деятельностью, вы­зывает приспособление, адаптацию личности к этим условиям, требованиям, осознанному или неосознанному проявлению ее сильных сторон, своего творческого потен­циала для достижения успеха.

Во-вторых, к деятельности и отношениям будущих учи­телей предъявляются требования, соответствующие уров­ню качественного преподавания и воспитания современного школьника. Требования к деятельности возникают по­степенно, по мере адаптации к ним будущих учителей. Но каждый раз уровень требований соответствует этапу бли­жайшего развития личности.

В-третьих, целенаправленно ведется работа по фор­мированию операционально-технологического фонда для осуществления личностной учебно-профессиональной деятельности: ознакомление будущих преподавателей с разными технологическими системами, стилем деятель­ности разных учителей; расширение форм, методов и приемов работы с детьми; накопление методических , разработок, диагностических методик, дидактических материалов, наглядных пособий, популярного материала и др. И на фоне этого каждому будущему преподавателю предоставляется возможность выбора тех средств обуче­ния и тех технологических систем, методов и форм ра­боты, которые наиболее соответствуют его индивидуаль­ным особенностям.

Таким образом, работа ведется по двум параллельным и взаимосвязанным направлениям: расширяется простран­ство для выбора за счет повышения потенции будущего преподавателя, практического освоения им приемов, мето­дов и форм работы с детьми, ознакомления с разными ди­дактическими системами и одновременно предоставляет­ся возможность выбора своего решения учебно-профес­сиональных задач. Такой подход позволяет будущим учителям постоянно учиться компенсировать слабые сто­роны своей личности за счет сильных ее качеств.

В-четвертых, особое внимание обращается на своевре­менную помощь, коррекцию действий будущего специа­листа при реализации намеченной им индивидуальной про­граммы деятельности, чтобы обеспечить ее успех и каче­ственно сформировать основные профессиональные

умения и навыки.

В-пятых, будущие учителя целенаправленно включают­ся в общение, совместную работу с творческими препода­вателями, расширяя интересный опыт профессиональной деятельности. В процессе такого общения происходит «творческое заражение», возникает вдохновение, появляется же­лание творить самому.

В-шестых, процесс учебно-профессиональной деятель­ности будущих учителей строится таким образом, чтобы они не только брали для себя все лучшее, что есть в школе, но и пробовали усовершенствовать существующий про­цесс обучения и воспитания учащихся, совместно с мето­дистами, а затем и самостоятельно проектировали бы и испытывали на практике новые формы и методы работы с детьми, необычные обучающие средства, которые позволя­ли бы получить лучшие результаты.

Главное в развитии творческой индивидуальности спе­циалиста — формирование у него творческих способнос­тей, в результате которого появляется объективно новый продукт, вносится объективная новизна в технологию, орга­низацию трудовой деятельности, конструкцию или пред­мет труда. Результат в трудовой деятельности может быть нов для всего общества в целом или же для отдельного образовательного учреждения, предприятия. В то же вре­мя продукт творчества обладает и субъективной новиз­ной, является новым для личности самого творца. Его со­здатель не встречал подобных решений в своей практи­ческой деятельности, в своем субъективном опыте, а пришел к ним на основе размышления, собственной идеи, догадки, интуиции, воображения. Продукты творческой деятельности будущих учителей чаще обладают лишь субъективной новизной. Но ценность такого творчества заключается в том, что оно по психологическому меха­низму не отличается от творчества с объективной новиз­ной. На основе решения данных творческих задач усваи­вается опыт творческой деятельности, и личность стано­вится способной творчески решить профессиональные задачи с объективной новизной. Как показывает практи­ка, все творческие личности проделывают один путь — от открытия истин, новых лишь для них самих, к откры­тию истин, известных немногим, и, наконец, созданию ис­тин, новых для всех.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Что такое образование? Назовите функции образования.

2. Дайте характеристику структуры личности педагога и че­тырех подструктур.

3. Раскройте сущность показателя эффективности процесса формирования индивидуального стиля педагогической деятель­ности.

4. Перечислите правила, необходимые для создания в коллек­тиве благоприятного психологического климата, способствующего

творческой деятельности.

5. В чем состоят два подхода к пониманию педагогического мастерства, исторически сложившиеся в педагогической теории?

6. Посетите уроки в школе. Пронаблюдайте стиль преподава­ния учителей-предметников. Свойственна ли им творческая ак­тивность, какие методы в их работе можно считать креативны­ми?

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Аксиология(от греч. axios — ценный + logos — наука) — философское учение о духовных, моральных, эстетических и других ценностях.

Анкетирование— метод массового сбора материалов с помощью анкеты.

Аннотирование— краткая запись общего содержания книги или статьи.

Беседа— самостоятельный или дополнительный метод исследования, применяемый с целью получения необхо­димой информации или разъяснения того, что не было до­статочно ясным при наблюдении. Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, тре­бующих выяснения. Она ведется в свободной форме без записи ответов собеседника.

Библиография— перечень источников, отобранных для работы в связи с исследуемой проблемой.

Взгляды— знание о каком-либо явлении, предмете, це­лом мире в единстве с выраженным отношением личнос­ти к этим явлениям, предметам.

Воспитание— специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образо­вания в условиях педагогического процесса.

Воспитательная работа— педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и уп­равление разнообразными видами деятельности воспитан­ников с целью решения задач гармоничного развития лич­ности.

Воспитательные задачи,цель которых — решение цен­ностных проблемных ситуаций.

Герменевтика— теория и искусство истолкования тек­стов (рукописей, книг, памятников).

Гносеология(от греч. gnosis— познание и logos — слово, учение) — раздел философии, изучающий источники, фор­мы и методы научного познания, условия его истинности, способности человека познавать действительность.

Гуманистический— развивающий личность, творческую индивидуальность.

Гуманитаризация— насыщение содержания образова­ния гуманитарными предметами, ориентация на освоение содержания независимо от его уровня и типа, позволяющее с готовностью решать главные социальные проблемы на благо и во имя человека свободно общаться с людьми раз­ных национальностей и народов, любых профессий и спе­циальностей; хорошо знать родной язык, историю и культу­ру; свободно владеть иностранными языками; быть эконо­мически и юридически грамотным человеком.

Дедуктивные методы— логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных, предполагающие движение мыслей от общего суждения к частному выводу.

Детерминизм(от лат. determine — определяю) — мате­риалистическое учение о причинной обусловленности всех явлений (природных, общественных, психических).

Деятельность— активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо высту­пает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности; осно­ва, средство и решающее условие развития личности.

Диагноз в практической педагогике— оценка общего состояния педагогического процесса или его отдельных компонентов в тот или иной момент его функционирова­ния на основе всестороннего, целостного обследования.

Диагностика— определение на основании исследова­ния.

Дидактические задачи— призваны управлять учебно-познавательной деятельностью, т.е. учением.

Дидактический материал— система объектов, каждый из которых предназначен для использования в процессе обучения в качестве материальной или материализован­ной модели той или иной системы, выделяемой в рамках общественного знания и опыта; служит средством реше­ния некоторой дидактической задачи.

Догматизм— некритическое мышление, опирающееся

на догмы.

Замечание— выговор, указание на ошибку.

Знание— продукт познания (представление, понятие)

людьми.

ЗУН— знания, умения и навыки.

Идея— мысль, получившая концептуальное оформле­ние.

Индуктивные методы— логические методы обобще­ния полученных эмпирическим путем данных, предполагающие движение мыслей от частных суждений к обще­му выводу.

Инновация— нововведение, новшество; главным пока­зателем является прогрессивное начало в развитии школы и вуза по сравнению со сложившимися традициями и мас­совой практикой.

Интеллект— система психологических механизмов, обусловливающих возможность строить внутри индивида адекватную модель окружающего мира и оптимально орга­низовывать свое поведение и деятельность в нем, создавая порядок из хаоса на основе приведения в соответствие ин­дивидуальных потребностей с объективными требования­ми реальности.

Интервью— наиболее гибкий метод сбора информации, предполагающий проведение беседы (по определенному пла­ну), основанной на непосредственном личном контакте.

Интериоризация(от лат. interior — внутренний) — фор­мирование внутренних структур человеческой психики бла­годаря усвоению структур внешней социальной деятель­ности.

Информационные технологии— методы и средства по­лучения, преобразования, передачи, хранения и использо­вания информации.

Коллективизм— чувство глубокой солидарности с кол­лективом, осознание себя его частью, готовность ставить общие интересы выше личностных.

Конспектирование— ведение более детальных записей, основу которых составляет выделение главных идей и по­ложений работы.

Конфликтная ситуация— позиционное различие в вос­приятии объективности; потенциальный конфликт, когда наметившееся противоречие еще завуалировано, скрыто от

субъекта.

Косность— тяготение к чему-нибудь привычному, не­восприимчивость к новому, отсталость.

Креативность— творческие возможности человека, ко­торые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности; способность порождать множество разнообразных оригинальных идей в условиях деятельности.

Кругозор —объем интересов, знаний.

Личностный подход— ориентация при конструирова­нии и осуществлении педагогического процесса на лич­ность как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности; настоятельно требует признания уникаль­ности личности, ее интеллектуальной и нравственной сво­боды, право на уважение; предполагает опору в образова­нии на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создания для этого со­ответствующих условий.

Личность— человек как субъект социальных отноше­ний и сознательной деятельности.

Мастерство учителя— синтез личностно-деловых ка­честв и свойств личности, определяющий высокую эффек­тивность педагогического процесса.

Методика(от греч. metodike — часть грамматики, описы­вающая правила речи) — совокупность методов, исполь­зующихся на практике.

Методология(от греч. metodos — путь, исследование, про­слеживание) — совокупность способов, приемов и опе­р

Наши рекомендации