В СИСТЕМЕ «УЧИТЕЛЬ — УЧЕНИК»

В личностно-ориентированных педагогических техно­логиях нашли отражение идеи гуманистической филосо­фии, психологии и педагогики. В центре их внимания — формирование уникальной целостной личности, способ­ной максимально реализовать свои возможности (самоактуализироваться), открытой для восприятия нового опыта, способной на осознанный и ответственный выбор в раз­нообразных жизненных ситуациях. Своеобразие целей та­ких технологий — ставка на личность, ее формирование и развитие не по чьему-то заказу, а в соответствии с природ­ными способностями.

Школьное личностно-ориентированное образование представляет собой среду, в которой происходят социализа­ция, становление и развитие личности ребенка, и характе­ризуется гуманистической направленностью, обращеннос­тью к человеку, гуманистическими нормами и идеалами.

Технологии личностной ориентации используют разно­образные и мощные методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каж­дого ребенка, изменяют отношения и организацию деятель­ности детей, перестраивают содержание образования.

Базовая ценность личностно-ориентированных техно­логий — личностный подход, т.е. совокупность взаимосвя­занных социальных установок на отношения учителя к уче­нику, самому себе и организации педагогического взаимо­действия.

Сущность личностного подхода: любить, понимать, при­нимать, сострадать, помогать!

Личностный (гуманно-личностный, личностно-ориентированный) подход к учащимся в учебно-воспитатель­ном процессе объединяет и воплощает следующие воспи­тательные идеи и принципы:

— идею развития личности или личностной направлен­ности в учебно-воспитательном процессе — ключевое по­нятие воспитания и образования;

— общечеловеческие принципы гуманизма;

— идею демократизации педагогических отношений как основы формирования демократической личности;

— углубление индивидуального подхода;

— принцип природосообразности обучения и воспита­ния;

— идею активизации и использования внутренних са­морегулирующих механизмов развития личности.

Развитие личности.Личностный подход ставит в центр школьной образовательной системы развитие всей целост­ной совокупности качеств личности: знаний, умений, на­выков, способов умственных действий, самоуправляющего механизма личности, сферы эстетики и нравственности и сферы действенно-практической. Мера этого развития про­возглашается главным результатом школьного образова­ния, критерием качества работы учителя, воспитателя, ру­ководителя, воспитательного учреждения в целом.

Демократизация отношений.Одним из решающих фак­торов воспитания сегодня выступает демократизация об­щества, которая должна пронизывать все стороны школь­ной жизни, выходя в конечном итоге на воспитание де­мократической личности. Однако в стенах школы ученик оказывается не в равных условиях с учителем, он стеснен в своей личной свободе и демократических проявлениях. Лич­ностный подход требует демократизировать педагогичес­кие отношения, предоставить школьнику личностное ра­венство с учителем и демократические возможности. Только при таких условиях можно сформировать у молодых лю­дей осознанную гражданскую позицию, готовность к со­циальному творчеству.

Углубление индивидуального подхода.Здесь составляю­щей личностного подхода выступает принцип природосо­образности обучения и воспитания, т.е. дальнейшее разви­тие дифференциации, фуркаций, различной профилизации школьной системы. Индивидуальный подход включает пси­хологическую диагностику, учет индивидуальных и возраст­ных особенностей личности, прогнозирование ее развития и внесение индивидуальных корректив в условиях группо­вой системы воспитания. Это означает отказ школы от ориентировки только на среднего ученика, стимулирование и развитие индивидуальных задатков и способностей лично­сти во всем многообразии жизнедеятельности учащегося.

Установки гуманизирующего образования — простота и открытость, жизнелюбознательность, доброжелательность, стремление к сотрудничеству. Таким должен быть весь педа­гогический процесс. В гуманизации отношения к ученикам, признания в них личности, полноправного субъекта, участ­ника педагогического процесса, а не его пассивного объекта, уже сейчас можно видеть довольно значительный прогресс. Однако, говоря о возрастании роли ученика в современном образовании, часто обходят вопрос о роли учителя. Было бы крайне вредным заблуждением не осознавать, что роль педа­гога при таком подходе еще более возрастает.

Воспитательную ценность несет в себе сама личность учителя. Общение с ним строится на авторитете не должно­сти, а личности, излучающей свет, власть и доверие одновре­менно. Такая власть является властью над умами. Джордано Бруно был отправлен на костер с формулировкой «за раз­вращение молодежи», т.е. за влияние на умы, освобождаю­щее от слепого доверия и страха перед догмами.

В процессе самостоятельной жизни у учеников возни­кают не столько конкретные сведения, переданные им учи­телем, а его личность, тот дух, который он им привил.

«Равноправие» участников педагогического процесса оз­начает лишь то, что ученик может и должен (а педагог ему поможет) чувствовать себя личностью, не бояться уметь высказать свое мнение (и не бояться его изменять и разви­вать). Даже экзамен вместо пытки может быть удовольстви­ем, средством самореализации, диалогом равных (один из которых больше знает, больше умеет). Счастливые мгнове­ния — неотделимость, недопустимость для ученика и учите­ля нахождения по разные стороны баррикад, воздвигнутых казенным образованием. Гуманизирующее образование дол­жно давать свободу выбора — вплоть до выбора учителя, учеников, предметов (конечно, в установленных рамках), форм их изучения, форм и сроков аттестации знаний. Только в таком случае возможно эффективное образование, творчес­кое сообщество учеников и учителей.

Нередко случается, что ученик может натолкнуть пре­подавателя на новую, интересную мысль, особенно в той области, где все «достаточно ясно».

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Наши рекомендации