В СИСТЕМЕ «УЧИТЕЛЬ — УЧЕНИК»
В личностно-ориентированных педагогических технологиях нашли отражение идеи гуманистической философии, психологии и педагогики. В центре их внимания — формирование уникальной целостной личности, способной максимально реализовать свои возможности (самоактуализироваться), открытой для восприятия нового опыта, способной на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Своеобразие целей таких технологий — ставка на личность, ее формирование и развитие не по чьему-то заказу, а в соответствии с природными способностями.
Школьное личностно-ориентированное образование представляет собой среду, в которой происходят социализация, становление и развитие личности ребенка, и характеризуется гуманистической направленностью, обращенностью к человеку, гуманистическими нормами и идеалами.
Технологии личностной ориентации используют разнообразные и мощные методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка, изменяют отношения и организацию деятельности детей, перестраивают содержание образования.
Базовая ценность личностно-ориентированных технологий — личностный подход, т.е. совокупность взаимосвязанных социальных установок на отношения учителя к ученику, самому себе и организации педагогического взаимодействия.
Сущность личностного подхода: любить, понимать, принимать, сострадать, помогать!
Личностный (гуманно-личностный, личностно-ориентированный) подход к учащимся в учебно-воспитательном процессе объединяет и воплощает следующие воспитательные идеи и принципы:
— идею развития личности или личностной направленности в учебно-воспитательном процессе — ключевое понятие воспитания и образования;
— общечеловеческие принципы гуманизма;
— идею демократизации педагогических отношений как основы формирования демократической личности;
— углубление индивидуального подхода;
— принцип природосообразности обучения и воспитания;
— идею активизации и использования внутренних саморегулирующих механизмов развития личности.
Развитие личности.Личностный подход ставит в центр школьной образовательной системы развитие всей целостной совокупности качеств личности: знаний, умений, навыков, способов умственных действий, самоуправляющего механизма личности, сферы эстетики и нравственности и сферы действенно-практической. Мера этого развития провозглашается главным результатом школьного образования, критерием качества работы учителя, воспитателя, руководителя, воспитательного учреждения в целом.
Демократизация отношений.Одним из решающих факторов воспитания сегодня выступает демократизация общества, которая должна пронизывать все стороны школьной жизни, выходя в конечном итоге на воспитание демократической личности. Однако в стенах школы ученик оказывается не в равных условиях с учителем, он стеснен в своей личной свободе и демократических проявлениях. Личностный подход требует демократизировать педагогические отношения, предоставить школьнику личностное равенство с учителем и демократические возможности. Только при таких условиях можно сформировать у молодых людей осознанную гражданскую позицию, готовность к социальному творчеству.
Углубление индивидуального подхода.Здесь составляющей личностного подхода выступает принцип природосообразности обучения и воспитания, т.е. дальнейшее развитие дифференциации, фуркаций, различной профилизации школьной системы. Индивидуальный подход включает психологическую диагностику, учет индивидуальных и возрастных особенностей личности, прогнозирование ее развития и внесение индивидуальных корректив в условиях групповой системы воспитания. Это означает отказ школы от ориентировки только на среднего ученика, стимулирование и развитие индивидуальных задатков и способностей личности во всем многообразии жизнедеятельности учащегося.
Установки гуманизирующего образования — простота и открытость, жизнелюбознательность, доброжелательность, стремление к сотрудничеству. Таким должен быть весь педагогический процесс. В гуманизации отношения к ученикам, признания в них личности, полноправного субъекта, участника педагогического процесса, а не его пассивного объекта, уже сейчас можно видеть довольно значительный прогресс. Однако, говоря о возрастании роли ученика в современном образовании, часто обходят вопрос о роли учителя. Было бы крайне вредным заблуждением не осознавать, что роль педагога при таком подходе еще более возрастает.
Воспитательную ценность несет в себе сама личность учителя. Общение с ним строится на авторитете не должности, а личности, излучающей свет, власть и доверие одновременно. Такая власть является властью над умами. Джордано Бруно был отправлен на костер с формулировкой «за развращение молодежи», т.е. за влияние на умы, освобождающее от слепого доверия и страха перед догмами.
В процессе самостоятельной жизни у учеников возникают не столько конкретные сведения, переданные им учителем, а его личность, тот дух, который он им привил.
«Равноправие» участников педагогического процесса означает лишь то, что ученик может и должен (а педагог ему поможет) чувствовать себя личностью, не бояться уметь высказать свое мнение (и не бояться его изменять и развивать). Даже экзамен вместо пытки может быть удовольствием, средством самореализации, диалогом равных (один из которых больше знает, больше умеет). Счастливые мгновения — неотделимость, недопустимость для ученика и учителя нахождения по разные стороны баррикад, воздвигнутых казенным образованием. Гуманизирующее образование должно давать свободу выбора — вплоть до выбора учителя, учеников, предметов (конечно, в установленных рамках), форм их изучения, форм и сроков аттестации знаний. Только в таком случае возможно эффективное образование, творческое сообщество учеников и учителей.
Нередко случается, что ученик может натолкнуть преподавателя на новую, интересную мысль, особенно в той области, где все «достаточно ясно».
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ