Глава 6 творческая деятельность педагога
Творчество характеризуется получением нового, ранее не известного качества, в то время, как «не творчество» дает в принципе известный, стандартный, серийный (принципиально схожий с ранее полученным) экземпляр (продукт).
По способу (структуре) реализации творчество неповторимо по пути своего движения к результату (неповторимость выступает либо как создание принципиально нового способа, либо как неповторимая комбинация известных приемов действия, либо как повторимая комбинация неизвестных приемов); «не творчество» характеризуется повторяемостью (шаблонностью) приема достижения результата.
Творческая деятельность выступает как непосредственный двигатель прогресса, качественно определяющий различные ее ступени, «не творчество» оказывается лишь средством количественного накопления условий для коренных изменений. Таким образом, творчество и «не творчество» — неразрывные стороны деятельности, влияющие друг на друга.
Творческая деятельность осуществляется благодаря мышлению — познавательной деятельности личности, характеризующейся обобщенным и опосредованным отражением действительности.
Творческое мышление представляет собой один из видов мышления, который характеризуется созданием субъективно или объективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок, смыслов. Творческое мышление отличается от процессов применения готовых знаний и умений, называемых мышлением.
Ведущими формами творческой деятельности являются кружки, творческие объединения, факультативы, практические занятия в творческих мастерских, физкультурных секциях. К сопутствующим формам творческой деятельности относятся читательские, зрительские, слушательские конференции, защита самостоятельных докладов, ученические симпозиумы и диспуты, массовые литературные, музыкальные, театральные праздники. В качестве вспомогательных форм используются краеведческие и другие экспедиции и экскурсии.
Основные функции всех форм — обеспечение развития способностей и дарований детской личности и индивидуальности путем вовлечения ее в разнообразные свободно избираемые виды деятельности. Они призваны заполнить духовный мир ребенка общественно ценными увлечениями, обогатить духовными ценностями, научить глубоким коллективным и индивидуальным переживаниям, способствовать личностному самоутверждению, придать оптимистический и эмоциональный тон детской жизни, постоянно формировать позитивную жизненную перспективу.
Вышесказанное позволяет сделать вывод: творческая деятельность — составляющая продуктивного мышления.
Гуманизация образования в значительной степени зависит от ориентации учителя на творчество в его деятельности. Уровень творчества показывает меру реализации учителем своих возможностей и является важнейшей характеристикой его личности, обусловливающей авторский педагогический стиль.
Эвристика в широком смысле — наука о творчестве; в узком — теория и практика организации избирательного поиска при решении сложных интеллектуальных задач. Эвристические программы для компьютера отличаются от программ систематического поиска, поскольку они содержат критерии ограничения поиска в пространстве большого количества возможностей («эвристики») и не гарантируют обязательного решения задач. Эвристики человека не сводятся к формальным правилам, они включают в себя мотивационно-эмоциональные процессы, обеспечивающие избирательность поиска у человека. В настоящее время еще не найдены способы воплощения всего богатства человеческих эвристик в машинных программах.
Как элемент творческого мышления эвристическая деятельность предполагает:
— чувствительность к проблеме;
— склонность к задачам дивергентного типа, поиск разных подходов к решению задачи;
— гибкость мышления;
— логическую память;
— способность к оценке, самокритичность;
— стремление к самосовершенствованию.
Творческая деятельность педагога связана со способами формирования доминантной мотивации, направленностью на решение оригинальных задач, настойчивостью в достижении цели, целеустремленностью, устойчивостью и широтой познавательных интересов.
Применение эвристических методов обучения основано на эвристических правилах и приемах. В отличие от формальной логики — метода получения знаний, эвристические методы предназначены для получения знаний, когда решение проблемы, достижение цели логическим путем невозможно.
Педагогические методы, предназначенные для организации эвристических способов решения проблемных задач, нацелены на обучение обобщенным способам решения интеллектуальных задач и развитие продуктивного мышления. Основная цель заключается в том, чтобы научить учащихся творчески мыслить, перестраивать известную им информацию, достраивать задачу, развивать интуицию. Использование эвристических методов познания при решении учебной задачи позволяет быстро и успешно достигать цели без последовательного перебора информации. Развитие интеллектуального опыта педагога с помощью решения оригинальных профессиональных задач — непременное условие творческой организации учебного процесса.
Эвристические методы познавательной деятельности должны присутствовать в учебном процессе наряду с логическими способами познания, необходимыми для развития продуктивного мышления учащихся. Педагогическое управление этой деятельностью направлено на:
— активизацию учебного познания;
— ориентацию на формирование мотива учения и личностного смысла;
— реализацию общей стратегии обучения;
— согласование логических и эвристических способов познавательной деятельности;
— проектирование учебных задач и регуляцию действий учеников;
— построение логической структуры учебной информации;
— обобщение опыта творческого решения учебных задач;
— составление системы вспомогательных задач, способствующих пониманию проекта решения проблемной задачи;
— организацию обмена информацией. Эвристические способы педагогической деятельности
основаны на выборе и модификации структуры учебной информации и способов постановки учебной проблемы и учебных задач.
Эвристический путь предполагает решение проблемной задачи с неполным объемом информации, задач, требующих восполнения недостающей информации посредством интуиции. Таким путем сокращается область поиска решений в отличие от лабиринтного характера решения, основанного на переборе всевозможных действий.
Предметом педагогической эвристики как науки являются:
— познание закономерностей продуктивных процессов обучения на основе психологических особенностей их протекания;
— выделение и описание реальных педагогических ситуаций, в которых проявляются эвристическая деятельность человека или ее элементы;
— изучение принципов организации педагогических условий (моделей) для эвристической деятельности;
— моделирование педагогических ситуаций, в которых человек осуществляет эвристическую деятельность с целью изучения ее протекания;
— создание целенаправленных педагогических систем (общих и частных) обучения на основе познанных объективных закономерностей эвристической деятельности;
— конструирование технических устройств, реализующих законы эвристической деятельности.
В названных аспектах эвристики следует рассматривать творческую деятельность педагога. Приведенное направление составляет критериальную основу построения системы эвристических задач для обучения педагога. Например, исследование закономерностей продуктивных процессов — широкая сфера научного познания. В пределах педагогической практики следует иметь в виду развитие когнитивных функций, взаимосвязь генетической и средовой детерминации процесса развития психических функций, а также ин-тегративную природу психологических факторов, влияющих на результативность формирования интеллекта учащихся, развитие мотивации учения, интеллектуальных способностей, креативности и т.д. Нельзя забывать и о влиянии обучения на общее развитие и формирование личности.
Эвристическая деятельность как элемент творческого мышления предполагает чувствительность к проблемам, склонность к задачам дивергентного типа, поиск разных подходов к решению задачи, гибкость мышления, генерирование идей, легкость ассоциирования, способность к прогнозированию, логическую память, концентрацию внимания, способность к оценке, самокритичность, стремление к самосовершенствованию.
Эвристическая деятельность педагога связана с решением ситуаций, носящих проблемный характер: теоретических; информационных, связанных с организацией учебной информации; морально-нравственных; контактного плана — благополучных и конфликтных; фронтального и индивидуального обучения, требующих репродуктивного и продуктивного учебного процесса.
Учебная задача имеет форму, структуру и содержание.
Форма задачи отражает внутреннюю организацию и взаимодействие ее элементов как между собой, так и с внешними условиями. Известны задачи на нахождение, доказательства, объяснение и др.
Структура задачи определяет связи между включенными в задачу объектами. Основную структуру составляют связи между элементарными объектами, которые могут усложняться за счет качества связей и сложности самих объектов.
Содержание задачи определяется совокупной характеристикой объектов, связей и структурой элементов, включенных в состав задачи. Обычно учебная задача имеет достаточное количество данных, на основе которых ее можно решить. Учебные задачи могут иметь избыточное количество данных или противоречивые данные, что делает их более сложными.
Известен ряд способов классификации учебных задач (по предмету, объекту изучения). Следовательно, они могут быть систематизированы в соответствии с учебной дисциплиной.
Креативность — творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, способности порождать множество разнообразных оригинальныхидей. В узком значении слова креативность — дивергентное мышление, отличительной особенностью которого является разнонаправленность и вариативность поиска разных, в равной мере правильных решений относительно одной и той же ситуации. В широком смысле слова креативность — творческая интеллектуальная способность, в том числе способность привносить нечто новое в опыт (Ф. Баррои), способность порождать оригинальные идеи в условиях разрешения или постановки новых проблем (М. Уаллах).
Креативность учителя характеризует прежде всего потребность в самореализации, т.е. стремление к возможно более полной реализации своих потенций в профессиональной деятельности. Потребность в самореализации характерна для человека с достаточно развитым самосознанием, способного к выбору.
Теоретическое и практическое значение в этой связи приобретает идея единства потенциального и актуального в развитии личности педагога. Согласно этой идее, необходимо учитывать не только уже проявившиеся, существующие, но и потенциальные характеристики личности, те природные особенности, которые еще не проявились. Формой потенциального выступают цели, стремления, идеалы личности, а также объективные перспективы и возможности ее развития.
С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что человека, как личность характеризует не только то, что есть, но и то, чем он хочет стать, к чему он активно стремится, т.е. не только то, что уже сложилось и составляет содержание его внутреннего мира и деятельности, но сфера возможного развития.
Утверждение К.Д. Ушинского о том, что педагог живет до тех пор, пока учится, сегодня приобретает особое значение. Сама жизнь поставила на повестку дня проблему непрерывного педагогического образования.
А. Дистервег писал, имея в виду учителя: «Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием».
Творческая деятельность характеризуется гибкостью мышления, способностью находить связи между объектами, проводить аналогии. Беглость мышления составляет условие научного поиска.
Чтобы развивать интеллект, необходимо осуществлять интенсивную работу с учащимися над решением не только деловых, но и творческих задач. Научить решать задачи может только педагог, владеющий эвристическими и логическими действиями. В качестве основных направлений развивающего процесса выступают:
— умение видеть проблему и выделять в ней как можно большее количество сторон и связей;
— гибкость мышления — умение принять новую точку
зрения;
— оригинальность в. выборе и реализации способа решения задач;
— способность к перегруппировке идей и зависимостей;
— способность к конкретизации и обобщению, синтезу
и интеграции;
— способность к анализу и абстрагированию, умение
теоретически мыслить;
— ощущение стройности организации идей.
Гибкость мышления включает в себя способность личности изменить намеченный путь решения задачи, если он не удовлетворяет тем условиям проблемы, которые возникают в ходе ее решения и которые не удалось учесть с самого начала; обеспечивает достаточно полный учет специфических условий решения именно данной задачи, строгое подчинение логике всех рассуждений по обоснованию и доказательству избранного пути решения. Именно благодаря гибкости мышления человеку удается найти новый подход, новые способы решения, наиболее полно отвечающие требованиям задачи. А аналогии в обучении — педагогический прием, заключающийся в установлении сходства между изучаемыми предметами и явлениями и использующийся в основном при пояснении выведенного экспериментальным путем нового незнакомого учащимся понятия при помощи частично сходных, более знакомых понятий.
Эти и другие понятия помогают более глубоко раскрыть значение творческой деятельности педагога.
Критерии одаренности — характеристики творческой деятельности, продуктивного мышления — могут быть рассмотрены в качестве параметров при описании целей интеллектуального развития учащихся в ходе проблемного обучения. Формирование творческой личности строится на интегральном подходе, в основе которого лежат три фактора: формирование мотивации, развитие интеллектуальных способностей, стимулирование исследовательской творческой активности личности. Все это есть условие формирования продуктивного мышления.
Одаренность — качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающих успешное выполнение деятельности; общие способности или общие моменты способностей, обусловливающие широту возможностей человека, уровень и своеобразие его деятельности; умственный потенциал или интеллект, целостная индивидуальная характеристика познавательных возможностей и способностей к учению.
В зависимости от видов, понятий и факторов, характеризующих одаренность, возникают и развиваются физико-математические, балетные, языковые, художественно-изобразительные и другие классы и школы.
Таким образом, проблема детской одаренности осознается в теории и реализуется на практике одновременно, как необходимость всеобщего развития творческих способностей детей, создания талантливого человеческого общества, обеспечивающего материальное благополучие, богатство и разнообразие общения людей, а также осуществления специфического воспитания и обучения особо одаренных детей в уникальных областях человеческого творчества.
Проблемное обучение (ПО) — активно развивающее обучение, основанное на организации поисковой деятельности обучаемых, выявлении и разрешении ими противоречий, в реальной или учебной ситуации.
Фундаментом ПО являются выдвижение и обоснование проблемы (сложной познавательной задачи, представляющей теоретический и практический интерес). Если проблема заинтересовала обучаемых, то возникает проблемная ситуация. Возможны три уровня проблемности в учебном процессе: проблемное изложение, частично-поисковый и исследовательский уровень. ПО разработано С.Л. Рубинштейном, А.И. Матюшкиным, М.И. Махмутовым, И.Я. Лернером и др.
Проблема — субъективная форма выражения необходимости развития научного познания. Она отражает проблемную ситуацию, т.е. объективно возникающего в процессе развития общества противоречия между знанием и незнанием, и предполагает организацию самостоятельной учебной работы учащихся, учебно-познавательной деятельности, направленной на решение эвристических заданий и задач.
Обучение, построенное на основе заданного подхода, стимулирует, как правило, учебно-исследовательскую деятельность при самостоятельном решении эвристических заданий.
К особенностям исследовательского характера учебно-познавательной деятельности можно отнести:
— самостоятельность при анализе условий задачи и нахождении способов решения, привлечение знаний из разных разделов учебной программы;
— поисковые действия, постановку целей, разработку рабочей программы действий, контроль, обусловленные логикой исследования;
— использование общенаучных и методов исследования конкретной науки;
— формирование у учащихся исследовательских умений, аналитических и эвристических способов познания, свойственных психологии творчества, изобретательства, оригинальности способов решения задачи, самостоятельного видения проблемы.
ПО характеризуется заданным управлением учебной деятельностью, в состав которой входят как логические и эвристические способы, так и репродуктивные и творческие методы познания. Многофакторность условий, от которых зависит успешность обучения, обусловливает необходимость прибегать к новым его средствам, конструированию адекватных методов. Механизм ПО связан с эвристическими методами учебной и педагогической деятельности.
Поскольку в процессе обучения учебная и педагогическая деятельности выступают в единстве, то управление эвристическими приемами решения задач учащихся сопряжено с эвристическим поиском логики педагогической информации, служащей средством регуляции учебного процесса. Приобщение педагога к эвристическим методам деятельности — одна из основных сторон профессиональной подготовки учителя. Но было бы преувеличением сказать, что каждый учитель, неизбежно встречающийся в практике с изменчивостью условий преподавания, изобретает совершенно неизвестные до сих пор методические приемы. Скорее, речь идет об адекватности используемых приемов и их сочетаний. Вместе с тем, нельзя не учитывать и то обстоятельство, что многие ситуации не поддаются типизации в силу индивидуальности педагога и его учащихся. Кроме того, далеко не всегда педагог программирует творческую деятельность, особенно если он не умеет осуществлять правильное руководство решением учебных задач. Причиной может служить объективная сложность творческой деятельности и ее организации.
Технология составления учебных задач и включение их в учебный процесс рассматриваются в аспекте проблемного обучения, в школьной практике чаще применяются стандартные задачи. Но даже если они носят эвристический характер, решение их не всегда подвергается глубокой педагогической интерпретации, т.е. не осуществляется анализ задачи по принципу приближения, не изучаются приемы аналогии, не рассматриваются способы поиска существенных связей и отношений для решения задачи, иными словами, не препарируется структура задачи таким образом, чтобы действия стали предметом внимания и изучения.
Организация учебного процесса предполагает решение профессиональных задач в аспекте его регуляции. Управление учебной деятельностью основано на моделировании информационных структур в виде познавательных задач. Задачи могут быть представлены в разной знаковой системе — невербальной и вербальной. При моделировании проблемных (эвристических) задач внимание обращается на выявление учащимися скрытых сторон объекта и отношений. Информация, содержащаяся в задаче, позволяет выдвинуть гипотезу ее решения, вскрыть имеющиеся связи, определить соотношение требования задачи и ее условий.
Моделирование профессиональных педагогических задач предусматривает аналитическую и конструктивную деятельность учащихся. Возможны применение обратных задач, построение структуры учебной задачи (по схеме ее решения) от конечных действий к начальным.
Дидактическим правилом построения проблемных учебных задач, в том числе задач с профессиональной направленностью, являются структурные модификации учебной информации, наличие скрытых связей между целью и условиями задачи или недостаточность информации.
Учебные задачи, даже если они предполагают эвристические приемы решения, должны решаться. Выбор способа решения всегда связан с заранее определенным критерием оценивания результатов. В ином случае оценка не может быть проведена, так как отсутствуют исходные параметры.
Обучение построению проблемных задач, созданию проблемных ситуаций следует начинать с освоения способов формирования проблемы и выделения ее в содержании учебного материала.
Работа над логической структурой информации — центральная задача педагога, стремящегося создать условия для стимулирования познавательной активности учащихся.
Получение логической схемы учебной информации придает стройность ее изучению, организует процесс анализа проблемы. Очевидно, что логическая последовательность в рассмотрении проблемы может быть различной. Чтобы определить структуру, которая наиболее эффективна для достижения поставленных целей, потребуются творческие усилия педагога.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Раскройте характер творческой деятельности.
2. Каковы признаки, которые характеризуют творческую деятельность?
3. Перечислите ведущие формы творческой деятельности.
4. Охарактеризуйте влияние творческой деятельности на личность педагога.
Глава 7
ПОЗИЦИЯ ПЕДАГОГА
В ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ
ИННОВАЦИИ КАК РЕЗУЛЬТАТ