Личностная система ценностных ориентации педагога
Профессионально-педагогическая культура как системное образование представляет собой единство педагогических ценностей, технологий, сущностных сил личности, направленных на творческую реализацию в разнообразных видах педагогической деятельности.
Методология системного анализа дает возможность рассмотреть феномен педагогической культуры не только со стороны ее структурных компонентов, но и со стороны функциональных связей и отношений.
При системном анализе человеческой деятельности особое внимание уделяется динамической характеристике системы, которая проявляется в двух формах: во-первых, в ее движении как функционировании, деятельности; во-вторых, в ее возникновении, становлении, эволюционировании, преобразовании, разрушении. Движение системы происходит в трех плоскостях: предметной, функциональной, исторической. С этой точки зрения возможно рассматривать в этих же плоскостях и объекты.
Предметная плоскость дает представление о состоянии компонентов и характере связей между ними; функциональная раскрывает систему и ее компоненты в отношении функционального содержания и выделяет автономные подсистемы в структуре более общих систем; историческая обеспечивает единство логического и исторического, феноменологического и генетического подходов в раскрытии этапов прошлого, настоящего и будущего. Систему профессионально-педагогической культуры следует рассматривать в единстве взаимодействующих структурных и функциональных компонентов.
Под функциональными компонентами системы понимаются базовые связи между исходным состоянием структурных элементов и конечным искомым результатом. Многообразие функциональных компонентов педагогической культуры подчеркивает многоаспектность содержания педагогической деятельности и разнообразие форм ее реализации. Следовательно, функции раскрывают процессуальную сторону культуры.
Гносеологическая функция обеспечивает целостность представлений о педагогической деятельности, реальных путях ее познания и освоения. Она направлена не только на познание и анализ педагогических явлений, но и на изучение и осознание преподавателем самого себя, своих индивидуально-психологических особенностей, уровня профессионализма.
Данная функция инициирует развитие таких видов педагогической культуры, как методологическая, исследовательская, интеллектуальная.
Гуманистическая функция педагогической культуры преподавателя вуза раскрывает общечеловеческие ценности, создает условия для развития способностей и дарований человека, служит укреплению сотрудничества, равенства, справедливости, гуманности в совместной деятельности; способствует развитию таких составляющих профессионально-педагогической культуры, как нравственная, гуманитарная, духовная культура личности, а отсюда вытекает готовность человека действовать в соответствии с нравственными ценностями и нормами. В частности, нравственная культура личности преподавателя складывается из культуры нравственных чувств и отношений, нравственного поведения.
Коммуникативная функция занимает особое место в числе других функциональных компонентов педагогической культуры в силу того, что педагогический процесс немыслим вне общения, вне установления многообразных коммуникативных связей между обучающими и обучаемыми. Это реализуется более успешно в том случае, если у субъектов общения совпадают точки зрения при выборе средств и методов общения, есть заинтересованность в собеседнике. Осуществление коммуникативной функции требует перехода от авторитарной позиции преподавателя и субординированной позиции студента к личностному, равноправному сотрудничеству и сотворчеству.
Большое значение для общения имеет речевая культура преподавателя, т.е. знание норм речи, умение правильно использовать языковые формы, что облегчает усвоение передаваемой информации, воспитывает речевую грамотность у будущих специалистов, дисциплинирует их мышление. Таким образом, коммуникативная функция обусловливает необходимость развития таких составляющих, как речевая культура, культура общения, культура межнационального общения.
Обучающая функция направлена на овладение будущим специалистом определенной системой знаний, умений, навыков, социальным опытом, на развитие его интеллекта и способностей. В интересах обучающегося преподаватель создает условия для его личностно-профессионального развития, а в интересах общества и государства занимается подготовкой специалиста-профессионала соответствующего образовательного уровня.
Успешная реализация обучающей функции обусловлена рядом факторов: уровнем профессиональной подготовки преподавателя — специальной, дидактической, технологической и методической; уровнем готовности обучающихся к овладению профессией; наличием соответствующей материально-технической базы обучения; наличием необходимого и достаточного времени (сроками обучения); индивидуально-психологическими особенностями обучающих и обучающихся.
Обучающая функция осуществляется в таких видах педагогической культуры, как дидактическая, технологическая, методическая.
Воспитывающая функция отражает область воспитательной деятельности преподавателя вуза и зависит от общей цели формирования личности. По мере развития общества концепция воспитания претерпевает существенные изменения.
Нормативная функция поддерживает равновесие в системе деятельности преподавателя, уменьшает влияние дестабилизирующих факторов в педагогической среде. Нормативная функция культуры динамична, имеет отношение ко всем видам педагогической культуры, но наиболее полно проявляется в правовой и управленческой культуре, культуре организации педагогического труда, культуре поведения.
Информационная функция самым тесным образом связана со всеми функциональными компонентами педагогической культуры — гносеологическим, гуманистическим, коммуникативным, обучающим, воспитывающим и правовым. Она выступает в качестве основы педагогической преемственности разных эпох и поколений в связи с тем, что характер педагогической деятельности постепенно усложнялся от передачи простейших практических умений и навыков до трансляции систематизированной, абстрактной информации, запечатленной в виде знаний, теорий, принципов поведения и деятельности. Овладение систематизированной информацией и ее передача становились интеллектуальной собственностью определенной группы людей — ученых-педагогов.
Ценности педагогической культуры хранятся и накапливаются в виде рукописей, книг, технических приспособлений, норм народной педагогики и др. Увеличение информационного потока, дифференциация и интеграция научного знания потребовали от педагогов специального умения обращаться с информацией, т.е. определенной информационной культуры. Абстрактно-обобщенный способ передачи информации предполагает не простое воспроизведение, а индивидуально-творческое использование системы знаний. Следует признать, что эффективность влияния педагога, его педагогическая культура будет тем выше, чем больше накопленный им объем информации и чем оперативнее он пользуется ею. Ограничение информации в научной и педагогической деятельности сдерживает развитие научных знаний и практического опыта. Информационная функция составляет, таким образом, основу мониторинговой, инновационной, диагностической и компьютерной культуры. Наличие педагогических эталонов, норм, правил, которым должна удовлетворять культура преподавателя высшей школы, делает возможным измерение качества деятельности с помощью экспертных оценок, тестирования, анкетирования, интерпретации результатов педагогических исследований и т.п. Проблема измерения профессионально-педагогической культуры связана с проблемой критериев и уровней ее сформированности. Критерий — признак, на основании которого проводятся оценка, суждение. Критерии профессионально-педагогической культуры исходят из системного ее понимания, выделения ее структурных и функциональных компонентов, толкования культуры как процесса и результата творческого освоения и создания педагогических ценностей, технологий при профессионально-творческой самореализации личности преподавателя.
По мнению Н.Б. Крыловой, общим показателем развитости культуры личности является мера разносторонней творческой активности.
Приняв указанные требования за основу, мы можем дополнить их требованиями, отражающими специфику профессионально-педагогической культуры: критерии должны быть раскрыты через ряд качественных признаков (показателей), по мере проявления которых можно судить о большей или меньшей степени выраженности данного критерия; они должны отражать динамику измеряемого качества во времени и культурно-педагогическом пространстве; должны охватывать основные виды педагогической деятельности.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Перечислите принципы ориентации современной педагогики.
2. Каковы причины неудовлетворенности педагогической практикой?
3. Назовите актуальные проблемы, связанные с педагогической культурой.
4. В чем состоит основа преуспевания педагогических технологий и всей педагогической науки?
5. Охарактеризуйте условия, обязательные для позитивной оценки профессионализма.