Личностная система ценностных ориентации педагога

Профессионально-педагогическая культура как системное образование представляет собой единство педагогических ценностей, технологий, сущностных сил личности, направ­ленных на творческую реализацию в разнообразных видах педагогической деятельности.

Методология системного анализа дает возможность рас­смотреть феномен педагогической культуры не только со стороны ее структурных компонентов, но и со стороны фун­кциональных связей и отношений.

При системном анализе человеческой деятельности осо­бое внимание уделяется динамической характеристике си­стемы, которая проявляется в двух формах: во-первых, в ее движении как функционировании, деятельности; во-вто­рых, в ее возникновении, становлении, эволюционирова­нии, преобразовании, разрушении. Движение системы про­исходит в трех плоскостях: предметной, функциональной, исторической. С этой точки зрения возможно рассматри­вать в этих же плоскостях и объекты.

Предметная плоскость дает представление о состоянии компонентов и характере связей между ними; функцио­нальная раскрывает систему и ее компоненты в отноше­нии функционального содержания и выделяет автоном­ные подсистемы в структуре более общих систем; истори­ческая обеспечивает единство логического и исторического, феноменологического и генетического подходов в раскры­тии этапов прошлого, настоящего и будущего. Систему про­фессионально-педагогической культуры следует рассмат­ривать в единстве взаимодействующих структурных и фун­кциональных компонентов.

Под функциональными компонентами системы пони­маются базовые связи между исходным состоянием струк­турных элементов и конечным искомым результатом. Мно­гообразие функциональных компонентов педагогической культуры подчеркивает многоаспектность содержания пе­дагогической деятельности и разнообразие форм ее реа­лизации. Следовательно, функции раскрывают процессу­альную сторону культуры.

Гносеологическая функция обеспечивает целостность представлений о педагогической деятельности, реальных путях ее познания и освоения. Она направлена не только на познание и анализ педагогических явлений, но и на изучение и осознание преподавателем самого себя, своих индивидуально-психологических особенностей, уровня про­фессионализма.

Данная функция инициирует развитие таких видов пе­дагогической культуры, как методологическая, исследова­тельская, интеллектуальная.

Гуманистическая функция педагогической культуры пре­подавателя вуза раскрывает общечеловеческие ценности, создает условия для развития способностей и дарований человека, служит укреплению сотрудничества, равенства, справедливости, гуманности в совместной деятельности; способствует развитию таких составляющих профессио­нально-педагогической культуры, как нравственная, гума­нитарная, духовная культура личности, а отсюда вытекает готовность человека действовать в соответствии с нрав­ственными ценностями и нормами. В частности, нравствен­ная культура личности преподавателя складывается из куль­туры нравственных чувств и отношений, нравственного по­ведения.

Коммуникативная функция занимает особое место в чис­ле других функциональных компонентов педагогической культуры в силу того, что педагогический процесс немыс­лим вне общения, вне установления многообразных ком­муникативных связей между обучающими и обучаемыми. Это реализуется более успешно в том случае, если у субъек­тов общения совпадают точки зрения при выборе средств и методов общения, есть заинтересованность в собеседни­ке. Осуществление коммуникативной функции требует перехода от авторитарной позиции преподавателя и су­бординированной позиции студента к личностному, рав­ноправному сотрудничеству и сотворчеству.

Большое значение для общения имеет речевая культу­ра преподавателя, т.е. знание норм речи, умение правильно использовать языковые формы, что облегчает усвоение пе­редаваемой информации, воспитывает речевую грамотность у будущих специалистов, дисциплинирует их мышление. Таким образом, коммуникативная функция обусловливает необходимость развития таких составляющих, как речевая культура, культура общения, культура межнационального общения.

Обучающая функция направлена на овладение будущим специалистом определенной системой знаний, умений, на­выков, социальным опытом, на развитие его интеллекта и способностей. В интересах обучающегося преподаватель со­здает условия для его личностно-профессионального развития, а в интересах общества и государства занимается подготовкой специалиста-профессионала соответствующе­го образовательного уровня.

Успешная реализация обучающей функции обусловле­на рядом факторов: уровнем профессиональной подготовки преподавателя — специальной, дидактической, технологи­ческой и методической; уровнем готовности обучающих­ся к овладению профессией; наличием соответствующей материально-технической базы обучения; наличием необ­ходимого и достаточного времени (сроками обучения); ин­дивидуально-психологическими особенностями обучаю­щих и обучающихся.

Обучающая функция осуществляется в таких видах пе­дагогической культуры, как дидактическая, технологичес­кая, методическая.

Воспитывающая функция отражает область воспитатель­ной деятельности преподавателя вуза и зависит от общей цели формирования личности. По мере развития общества концепция воспитания претерпевает существенные изме­нения.

Нормативная функция поддерживает равновесие в сис­теме деятельности преподавателя, уменьшает влияние дес­табилизирующих факторов в педагогической среде. Нор­мативная функция культуры динамична, имеет отношение ко всем видам педагогической культуры, но наиболее пол­но проявляется в правовой и управленческой культуре, культуре организации педагогического труда, культуре по­ведения.

Информационная функция самым тесным образом свя­зана со всеми функциональными компонентами педаго­гической культуры — гносеологическим, гуманистическим, коммуникативным, обучающим, воспитывающим и право­вым. Она выступает в качестве основы педагогической пре­емственности разных эпох и поколений в связи с тем, что характер педагогической деятельности постепенно услож­нялся от передачи простейших практических умений и на­выков до трансляции систематизированной, абстрактной информации, запечатленной в виде знаний, теорий, прин­ципов поведения и деятельности. Овладение систематизи­рованной информацией и ее передача становились интел­лектуальной собственностью определенной группы лю­дей — ученых-педагогов.

Ценности педагогической культуры хранятся и накап­ливаются в виде рукописей, книг, технических приспо­соблений, норм народной педагогики и др. Увеличение информационного потока, дифференциация и интеграция научного знания потребовали от педагогов специального умения обращаться с информацией, т.е. определенной ин­формационной культуры. Абстрактно-обобщенный спо­соб передачи информации предполагает не простое вос­произведение, а индивидуально-творческое использова­ние системы знаний. Следует признать, что эффективность влияния педагога, его педагогическая культура будет тем выше, чем больше накопленный им объем информации и чем оперативнее он пользуется ею. Ограничение инфор­мации в научной и педагогической деятельности сдер­живает развитие научных знаний и практического опыта. Информационная функция составляет, таким образом, основу мониторинговой, инновационной, диагностичес­кой и компьютерной культуры. Наличие педагогических эталонов, норм, правил, которым должна удовлетворять культура преподавателя высшей школы, делает возмож­ным измерение качества деятельности с помощью экс­пертных оценок, тестирования, анкетирования, интерпре­тации результатов педагогических исследований и т.п. Проблема измерения профессионально-педагогической культуры связана с проблемой критериев и уровней ее сформированности. Критерий — признак, на основании которого проводятся оценка, суждение. Критерии профес­сионально-педагогической культуры исходят из систем­ного ее понимания, выделения ее структурных и функци­ональных компонентов, толкования культуры как процесса и результата творческого освоения и создания педагоги­ческих ценностей, технологий при профессионально-твор­ческой самореализации личности преподавателя.

По мнению Н.Б. Крыловой, общим показателем разви­тости культуры личности является мера разносторонней творческой активности.

Приняв указанные требования за основу, мы можем до­полнить их требованиями, отражающими специфику про­фессионально-педагогической культуры: критерии долж­ны быть раскрыты через ряд качественных признаков (по­казателей), по мере проявления которых можно судить о большей или меньшей степени выраженности данного критерия; они должны отражать динамику измеряемого качества во времени и культурно-педагогическом простран­стве; должны охватывать основные виды педагогической деятельности.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Перечислите принципы ориентации современной педаго­гики.

2. Каковы причины неудовлетворенности педагогической практикой?

3. Назовите актуальные проблемы, связанные с педагогичес­кой культурой.

4. В чем состоит основа преуспевания педагогических техно­логий и всей педагогической науки?

5. Охарактеризуйте условия, обязательные для позитивной оценки профессионализма.


Наши рекомендации