Профессионально-педагогической

КУЛЬТУРЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Многообразие видов деятельности преподавателя выс­шей школы стимулирует развитие его индивидуальности. Каждый преподаватель актуализирует лишь ту часть про­фессиональной деятельности и те педагогические ценнос­ти, которые являются для него жизненно и профессионально необходимыми. Индивидуализированный опыт и связан­ные с ним переживания, убеждения, профессиональные свя­зи и отношения составляют его профессиональное «Я».

Профессиональное сознание направлено на анализ раз­ных сторон «Я» личности преподавателя, его профессио­нальной деятельности и призвано определять границы и перспективы личностного смысла, т.е. внутренне мотиви­рованного значения для субъекта того или иного действия, поступка. Представляя собой систему наиболее общих суж­дений, знаний о деятельности, о себе, о других и обществе, педагогическое сознание является в то же время результа­том исключительно индивидуального опыта, особым меха­низмом профессионального становления личности препо­давателя.

Важнейшей предпосылкой творческой деятельности слу­жит способность выделять свое «Я»-профессиональное из окружающей педагогической действительности, противо­поставлять себя как субъекта объектам своего воздействия и рефлексировать по поводу своих действий, слов и мыс­лей. Профессиональное самосознание, с одной стороны, обеспечивает психологический самоконтроль личности, поддерживая таким образом четкость и напряженность ин­теллекта педагога, с другой — способствует социальной де­терминированности творческой педагогической деятель­ности. Во втором случае субъект творчества сопоставляет свои цели, установки, средства с нормами и ценностями своей социальной группы, общества в целом, которые были присвоены им и благодаря которым он стал творческой личностью. Поскольку индивидуальное самосознание пред­полагает саморегуляцию и самоконтроль, оно выступает условием сознательного развития творческих сил и спо­собностей личности. Самосознание преподавателя не только способствует формированию интегративного образа Я-про­фессионального, но и влияет на решение индивидуальных профессиональных проблем, связанных с реализацией его творческих возможностей.

Профессиональный идеал, по мнению Л.И. Божович, выполняет как минимум две функции: во-первых, благо­даря ему выстраивается система профессиональных уст­ремлений, во-вторых, он является критерием профессио­нальных поступков личности и окружающих ее людей. Про­фессиональный идеал побуждает преподавателя к активной самореализации своего профессионального «Я».

Специфика педагогической профессии заключается в том, что нормативные требования к педагогу не выражены столь четко и однотипно, как, например, в системе профессий «че­ловек — техника», «человек — природа» и др. Проблема оценки преподавателем степени своего соответствия профессиональ­ным требованиям связана с наличием системы отношений к себе как к профессионалу («Я»-реальное, «Я»-ретроспективное, «Я»-идеальное, «Я»-рефлексивное). Образ «Я»-профессионального и его динамика стимулируют или тормозят процесс становления профессионально-педагогической куль­туры преподавателя, так как определяют его организацию, контроль, а также оценку активности, направленной на при­своение, воспроизводство и создание педагогических цен­ностей.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ

КАК ОТНОСИТЕЛЬНО УСТОЙЧИВЫЕ

ОРИЕНТИРЫ

Изучение профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы в аксиологическом аспекте раскрывает ее содержание, основу которого составляют пе­дагогические ценности. Они регламентируют профессио­нально-педагогическую деятельность преподавателя, носят целостный характер и выступают как познавательно-действующая система, определяющая отношения между сло­жившимися взглядами на проблемы профессионального образования и профессионально-педагогической деятель­ности.

Педагогические ценности объективны, так как складыва­ются исторически в ходе развития общества, фиксируются в педагогической науке как форме общественного сознания в виде идей, концепций, теорий. Преподаватель в процессе пе­дагогической деятельности овладевает педагогическими цен­ностями, субъективирует их. Уровень субъективации педаго­гических ценностей — это степень реализации идеально-ценностного, трансформации потенциального в актуальное. Это показатель личностно-профессиональной развитости преподавателя, его педагогической культурности.

Педагогические ценности выступают в качестве отно­сительно устойчивых ориентиров, с которыми педагоги со­относят свою жизнь и педагогическую деятельность. Впле­тение общечеловеческих ценностей — добра и красоты, справедливости и долга, равенства и чести — в палитру педагогических ценностей и овладение ими создает ту ос­нову, на которой разрабатывается содержание педагоги­ческого образования.

Наши рекомендации