Философские основания педагогики
В педагогике есть только одно, методологически основополагающее понятие — категория «воспитание». Так же как в и философии, всеобщей, всеопределяющей и всеподчиняющей, всеохватывающей, связующей, смыслообразующей категорией является истина воспитания.
В настоящее время сосуществуют различные философские учения (направления), выступающие в качестве методологии различных человековедческих наук, в том числе и педагогики: экзистенциализм, неотомизм, позитивизм, неопозитивизм, прагматизм, диалектический материализм и др.
Экзистенциализм (от лат. existentia — существование) — философия существования личности, подчеркивающая ее независимость и отрицающая любые умственные построения относительно цели и смысла жизни. Эта философия сосредоточена на уникальном пути, с помощью которого человек находит себя в этом мире, подчеркивает важность переживаний каждой личности, возлагая на нее полную ответственность за собственную судьбу.
Экзистенциализм с особенным пристрастием рассматривает так называемые пограничные или предельные ситуации, в которые попадает человек, ищущий свою дорогу в этом абсурдном мире. Перед лицом вероятной или наверняка близкой смерти рушатся любые рациональные построения относительно смысла всей жизни вообще или, скажем, пользы образования.
К представителям этой философии относятся НА. Бердяев, Л.И. Шестов (Россия), М. Хайдеггер, К. Ясперс (Германия), Ж. Сартр, А. Камю (Франция), Э. Брейзах, П. Тиллих (США) и др. Для экзистенциалистов объективный мир существует лишь благодаря бытию субъекта. Они отрицают существование объективного знания и объективных истин. Внешний мир таков, каким его воспринимает внутреннее «Я» каждого. Экзистенциалисты отмечают деформации личности в современном мире, ее отчуждение, утерю своеобразия и считают, что индивид должен творить себя сам, утверждая, что цель школы — научить человека «творить себя как личность, учить так, чтобы он создавал себя».
Экзистенциализм выступает в качестве философского основания индивидуализации обучения, отрицая объективные знания, программы и учебники в школах. Поскольку ценность знаний определяется тем, насколько они важны для конкретной личности, учитель должен предоставить ученику полную свободу в их усвоении. Ученик сам определяет смысл вещей и явлений. При этом ведущую роль играют не разум, а чувства, мечта, вера.
Неотомизм — учение, идущее от средневекового религиозного философа Фомы Аквинского, который в целях усиления влияния церкви на людей признавал разум как средство, необходимое для доказательства религиозных догм. Неотомисты, развивая идеи средневекового философа в современных условиях, учитывают тот факт, что научные знания прочно вошли в жизнь людей. Но мир для них раздвоен на материальный и духовный. Материальный — мир «низшего ранга», «он мертв», «не имеет цели и сущности», его изучением занимается наука. Собирая эмпирические данные, наука в то же время оказывается не способной раскрыть сущность мира, поскольку она определена Богом. Поэтому, утверждают неотомисты, высшая истина постигается только «сверхразумом», посредством приближения к Богу и постижения данного им откровения.
Неотомисты доказывают ведущую роль религии в воспитании подрастающих поколений. В их работах (Ж. Маритен, У. Канингхэм, М. Адлер, М. Казотти и др.) содержится резкая критика падения нравственных устоев в современном мире. Они указывают на рост преступности, жестокости, наркомании, которые ведут к деструкции общества. Человек, утверждает Ж. Маритен, двойствен, в нем встречаются два мира — физический и духовный. Последний более богатый, более благородный и имеет более высокую ценность. Это мир Бога, сотворенный для вечной жизни.
Неотомисты обвиняют школу в излишней рациональности и забвении «досознательного», в котором якобы находятся источники любви, счастья, свободы и смысла жизни. Поэтому вся система обучения и воспитания, по их мнению, должна быть направлена на развитие «досознательного» стремления приблизиться к Богу.
Огромные открытия, сделанные в области химии, биологии на стыке XIX—XX вв., обусловили появление в философии нового направления — позитивизма. Для его представителей, зачастую крупных ученых-естественников, пытавшихся философски осмыслить научные достижения, характерна абсолютизация естественных наук и методов, применяемых ими. Для позитивистов верным и испытанным является только то, что получено с помощью количественных методов. Они объявляют псевдонаучными проблемы, связанные с классовой борьбой, развитием общества, социальными противоречиями. Позитивисты признают наукой лишь математику и естествознание, а общество-знание относят к области мифологии.
Неопозитивизм, оставаясь в своей сути позитивизмом, вобрал в себя некоторые современные понятия и термины и занял видное место в современной философии. Слабость педагогики неопозитивисты усматривают в том, что в ней Доминируют бесполезные идеи и абстракции, а не реальные факты. Яркий представитель неопозитивизма — Дж. Конант, крупный ученый-атомщик и политический деятель США. Его книги «Американская средняя школа сегодня», «Подготовка американских учителей» и др. оказали большое влияние на педагогическую мысль США.
Крупные ученые — физики, химики, математики, разделяющие позиции неопозитивизма, оказали большое влияние на перестройку содержания естественно-математического образования в 60—70-е гг. XX столетия. Они отдают приоритет методам познания, а не его содержанию: главное «не знания, а методы их приобретения».
Прагматизм как философское течение возник на рубеже XIX—XX вв. Быстрые темпы развития науки, техники, промышленности подорвали основы абсолютного идеализма, который уже не мог противостоять материализму. Основатели прагматизма заявили о создании новой философии, стоящей вне идеализма и материализма. Главные понятия в прагматизме — «опыт», «дело» (от греч. «прагма»). Познание действительности они сводят к индивидуальному опыту человека. Для них нет объективного научного знания. Всякое знание, утверждают они, истинно, если оно получено в процессе практической деятельности человека, полезно для него.
Наиболее яркий представитель прагматизма — американский ученый Дж. Дьюи. Он считается основателем прагматической педагогики, которая оказывала и продолжает оказывать сильное влияние на школьное образование многих стран, и в первую очередь США. В своих многочисленных педагогических работах Дьюи, критикуя старую, схоластическую школу, выдвинул ряд важнейших принципов обучения и воспитания: развитие активности детей; возбуждение интереса как мотива учения ребенка и др.
Опираясь на базовое понятие прагматизма — «опыт», Дьюи объявил индивидуальный опыт ребенка основой учебного процесса. Цель образования, по его мнению, сводится к процессу «самовыявления» данных ребенку от рождения инстинктов и склонностей. С позиции индивидуального опыта Дьюи и его последователи (Т. Брамельд, А. Маслоу, Э. Кэлли и др.) рассматривают вопросы нравственного воспитания. Они утверждают, что человек не должен руководствоваться в своем поведении какими-нибудь заранее сформулированными принципами и правилами; он ведет себя так, как диктует ему данная ситуация и; поставленная им цель; нравственно все, что помогает достижению личного успеха.
Диалектический материализм как философское учение о наиболее общих законах движения и развития природы, общества и мышления зародился в 40-е гг. XIX в., широко стал известен в XX в., особенно в странах социализма. Наиболее крупные его представители — К. Маркс и ф. Энгельс распространили материализм на понимание истории общества, обосновали роль общественной практики в познании, органично соединили материализм и диалектику.
Основные положения диалектического материализма сводятся к следующим постулатам: материя первична, а сознание вторично, оно возникает в результате развития материи (мозга человека) и является его продуктом (принцип материалистического монизма); явления объективного мира и сознания причинно обусловлены, поскольку взаимосвязаны и взаимозависимы (принципы детерминизма); все предметы и явления находятся в состоянии движения, развиваются и изменяются (принципы развития).
В философии диалектического материализма важное место занимают законы диалектики: переход количественных изменений в качественные, единство и борьба противоположностей, отрицание отрицания.
Диалектико-материалистическая педагогика исходит из того, что личность есть объект и субъект общественных отношений. Ее развитие детерминировано внешними обстоятельствами и природной организацией человека. Ведущую роль в развитии личности играет воспитание, которое представляет собой сложный социальный процесс, имеющий исторический и классовый характер. Личность и деятельность человека находятся в единстве: личность проявляется и формируется в деятельности.
Философский уровень методологии педагогики сегодня представляет одну из актуальных ее проблем.
Феноменология — учение о пути развития человеческого сознания, понимаемого как саморазвитие духа, оно относится к области сотворения человеческой личности в социуме. Она и сам феномен воспитания даны человечеству изначально и навечно. Переход объективного в субъективное и влияние субъективного на ход объективных процессов в воспитании, развитие в обществе педагогических феноменов нашли отражение в педагогической науке, именно в таких видовых категориях, как педагогическая деятельность, педагогический процесс образование и др.
Следует сказать о нескольких научных и религиозны; концепциях объективного происхождения и назначении феномена воспитания. С точки зрения генетики воспитание — необходимая и обязательная часть той социальной среды, благодаря которой осуществляется выживание рода человеческого, его бессмертие и бесконечность.
С философско-религиозной позиции Бог наделил и одарил людей категорией и конкретным социальным феноменом воспитания как действенным орудием осуществления божественных замыслов на земле. Вера в Бога, хотя и имеет некоторые психофизиологические основания в человеке, но не передается генетически. Воспитание и является тем божественным механизмом, с помощью которого осуществляется передача веры из поколения в поколение и дорастание человека до Бога. Однако люди — не безучастные и бессознательные существа по отношению к воспитанию. Постепенно познавая окружающий мир природы и общества, совершенствуя свой разум, люди стремятся внести свою лепту в объективные процессы, субъективно усовершенствовать их и преобразовывать в своих интересах. Так из родового феномена возникают видовые, субъективные виды воспитания и соответствующие им видовые категории. Чем глубже людьми осознается эта категория и отражаемый его феномен, тем более субъективность, целенаправленность и произвол проникают в этот процесс. Он утрачивает чистую объективность, становится объективно-субъективным, корректируемым субъективными идеями и творческой деятельностью отдельных личностей, групп и организаций. Это естественное и необходимое явление взаимодействия в воспитании объективного и субъективного факторов как раз и порождает определенное множество корректировок объективного воспитательного процесса, а также отражающих их видовых, субъективированных специфических особенных и единичных категорий, соподчиненных феномену воспитания.
Герменевтика — теория и искусство истолкования текстов (рукописей, книг, памятников). Воспитание как объективное конкретно-историческое явление — это прежде все го эмпирический опыт познания мира человечеством, по степенно осмысливаемый и теоретически обобщаемый. Он передается детям особенно в таких видах деятельности, как производительный труд, жизнеобеспечение и культура. Но одновременно содержанием воспитания является и опыт мировой общественной воспитательной практики, который обеспечивает возможность трансляции подрастающим поколением культуры общества во всех отраслях общественной жизни и сознания.