Конкретно-научный уровень методологии. Совокупность принципов исследования

Системный подход ориентирует на выделение в педа­гогической системе и развивающейся личности прежде всего интегративных инвариантных системообразующих связей и отношений; на изучение и формирование того что в системе устойчивое, а что переменное, что главное,; что второстепенное. Он предполагает выяснение вклад; отдельных компонентов — процессов в развитие личности как системного целого.

Личностный подход ориентирует при конструировании и осуществлении педагогического процесса на личность как на цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности. Он настоятельно требует признания уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение, является опорой в образование на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.

Деятельность — основа, средство и решающее условие развития личности. Она обусловливает необходимость реализации в педагогическом исследовании и практике тесно связанного с личностным деятельностного подхода. Его значение показал в своих работах А.Н. Леонтьев, который писал, что для овладения достижениями человеческой куль туры каждое новое поколение должно осуществить деятельность, аналогичную (хотя и не тождественную) той которая стоит за этими достижениями. Вот почему, чтобы подготовить воспитанников к самостоятельной жизни I разносторонней деятельности, необходимо в меру возможностей вовлечь их в эти виды деятельности, т.е. организовать полноценную в социальном и нравственном отношении жизнедеятельность.

Деятельностный подход требует перевода ребенка в позицию субъекта познания, труда и общения.

Полисубъектный (диалогический) подход вытекает из того, что сущность человека значительно богаче, разностороннее и сложнее, чем его деятельность. Он основан на вере позитивный потенциал человека, его неограниченные творческие возможности постоянного развития и самосовершенствования. Важным при этом является то, что активность личности, ее потребности в самосовершенствовании; рассматриваются неизолированно. Они развиваются толь ко в условиях взаимоотношений с другими людьми, построенных по принципу диалога. Диалогический подход единстве с личностным и деятельностным составляют сущность методологии гуманистической педагогики.

Культурологический подход понимается как специфичес­кий способ человеческой деятельности, которая задает со­циально-гуманистическую программу и предопределяет на­правленность того или иного вида деятельности, ее ценно­стных типологических особенностей и результатов. Таким образом, освоение личностью культуры предполагает ос­воение ею способов творческой деятельности.

Этнопедагогический подход — трансформация культуро­логического подхода, в котором проявляется единство ин­тернационального (общечеловеческого), национального и индивидуального. Человек живет и учится в конкретной со­циокультурной среде, принадлежит к определенному этно­су. В последние годы значение национального элемента в воспитании подрастающего поколения недооценивалось. Более того, прослеживалась тенденция игнорирования бо­гатого наследия национальных культур, в частности народ­ной педагогики. Между тем национальная культура придает специфический колорит среде, в которой функционируют различные образовательные учреждения. В связи с этим за­дача педагогов состоит в том, чтобы, с одной стороны, изу­чать, формировать эту среду, а с другой — максимально ис­пользовать ее воспитательные возможности.

Антропологический подход означает системное исполь­зование данных всех наук о человеке как предмете воспи­тания и их учет при построении и осуществлении педаго­гического процесса. К обширному кругу антропологичес­ких наук К.Д. Ушинский отнес анатомию, физиологию и патологию человека, психологию, логику, философию, географию (изучающую землю как жилище человека, челове­ка как жильца земного шара), статистику, политическую экономию и историю в обширном смысле (историю религии, цивилизации, философских систем, литературы, искусств и воспитания). По его утверждению, во всех этих науках излагаются, сравниваются и группируются факты и те от­ношения, в которых обнаруживаются свойства предмета воспитания, т.е. человека.

Выделенные методологические принципы (подходы) пе­дагогики как отрасли гуманитарного знания позволяют, во-первых, вычленить не мнимые, а действительные ее пробле­мы и тем самым определить стратегию и основные способы Их Разрешения. Во-вторых, это дает возможность целостно и в Диалектическом единстве проанализировать всю совокупность наиболее значимых образовательных проблем и установить их иерархию. И наконец, в-третьих, данные методологические принципы позволяют получить объективные знания и уйти от ранее господствовавших педагогических стереотипов.



Наши рекомендации