II. Дискуссионное обсуждение вопросов.
1. «Способность к самообразованию и саморазвитию – это фундаментальная способность человека становиться и быть подлинным субъектом собственной жизни», - считает В.И. Слободчиков.
Разделяете ли вы это утверждение? Ответ аргументируйте.
2. В программном документе «Образование для ХХ века» определены основные роли человека ХХ века. Назовите и проранжируйте в порядке значимости их для себя.
3. «Самообразование как вид свободной духовной деятельности считают самым свободным путем направленного, разумного формирования человеком разных сторон своего духовного «Я» (А.С. Роботова).
- Почему самообразование относят к «духовной деятельности личности»?
- Почему самообразование считают свободной деятельностью?
4. Назовите основные источники профессионального и личностного самообразования. Проранжируйте их в порядке значимости для себя.
5. Культура самообразования и ее проявления. Какие из ее показателей вы оцениваете у себя самым высоким, а какие – самым низким баллом?
6. Самовоспитание профессионально значимых качеств. Охарактеризуйте эти качества. Какое из них у Вас развито в наибольшей мере? Что в себе будете воспитывать в первую очередь?
7. Структура самовоспитания и его характеристика. Дайте развернутый ответ на этот вопрос.
8. Педагогическая позиция личности по отношению к самой себе. В чем ее сущность?
III. Творческое моделирование своего личностного и профессионального роста.
Проранжируйте в порядке личностной значимости функции самообразования (по М. Князевой).
Определите, с чего вы начнете создание своего имиджа, какие функции самообразования будете актуализировать в первую очередь?
Литература
10.Березовин, К А. Основы психологии и педагогики: учеб. пособие / Н. А. Бе-резовин, В. Т. Чепиков, М. И. Чеховских. - Минск, 2004.
11.Бороздина, Г. В. Основы психологии и педагогики: учеб. пособие для студентов непед. специальностей учреждений, обеспечивающих получение высш. образования / Г. В. Бороздина. - Минск, 2004.
12.Вайнцвайг Поль. Десять заповедей творческой личности: Пер. с англ./Вайнцвайг Поль - М.: Прогресс, 1990, стр. 16-42, 134-181.
13.Вульфов, Б. 3. Основы педагогики: учеб. пособие / Б. 3. Вульфов, В. Д. Иванов.-М., 2000.
14.Караковский В.А. Новикова Л.И., Селиванова Н.А. Воспитание? Воспитание... Воспитание! - М., 1996
15.Крысъко, В. Г. Психология и педагогика: курс лекций / В. Г. Крысько. -3-е изд. -М., 2005.
16.Максимова, В.И. Педагогическая антропология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведен. - М.: Издат. центр "Акаденим", 2001, стр. 63-71.
17.Жук А. И, Основы педагогики: учеб. пособие / А. И. Жук [и др.]; под общ. ред. А. И. Жука. -Минск, 2003.
18.Островский, Э. В. Психология и педагогика: учеб. пособие / Э. В. Островский, Л. И. Чернышев; под ред. Э. В. Островского. - М., 2007.
12.Столяренко, А. М. Психология и педагогика: учеб. пособие для студентов вузов / А. М. Столяренко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2006.
13.Харламов, И. Ф. Педагогика: крат, курс: учеб. пособие / И. Ф. Харламов. -3-е изд. -Минск, 2005.
14.Жук, А.И. Основы педагогики: Учеб. пособие / А.И.Жук, И.И. Казимирская, О.Л.Жук, Е.А.Коновальчик; Под общ. ред. А.И. Жука. – Минск: Аверсэв, 2003. – С. 226-251.
Тема 7. Личность и творчество
Задачи:
- формирование ценностного отношения к творчеству как механизму целостной самореализации личности во времени и пространстве ее жизнедеятельности.
Ход занятия
I. Дискуссионное обсуждение
1. Объясните сокурсникам, как вы понимаете сущность творческого потенциала личности и обоснуйте правомерность своей позиции.
2. Е.Л. Яковлева рассматривает творчество как реализацию личностью своей неповторимости и уникальности. Разделяете ли вы ее точку зрения? Обоснуйте свою позицию.
3. Охарактеризуйте личностные качества творческого человека; приведите примеры известных творцов; покажите, какие из их характеристик считаете наиболее значимыми.
4. Творческая направленность личности: в чем ее сущность? Какие из ее характеристик вы высоко (низко) оцениваете у себя?
5. Процессуальные характеристики творческого акта. Охарактеризуйте их. Какие из них вы переживали наиболее четко? Когда это было?
6.Подготовьте эссе на тему «Жизнь – это творчество».
II. Контрольная работа
2. Вставьте пропущенные словосочетания:
а) Творчество - это творение, создание чего-то ... ... ...
б) Творчество - это функция ... ... ... живой и неживой природы, порождающей ... ... ... формы и ... ... ... .
3. Завершите предложения:
а) Творчество как педагогическое явление - это гуманитарный феномен, возникающий там и тогда, где ... ... ...
б) Педагогической явление включает в себя такие элементы, как учащийся (студент), ... ... ...(... ... ...), средство (обучения, воспитания), ... ... ... .
3. Выберите правильный ответ:
- К творческой деятельности относят:
а) создание произведений искусств;
б) деятельность научной и художественной элиты;
г) любую деятельность, продукт которой полезен для общества;
д) лишь ту деятельность, продуктом которой является нечто новое, оригинальное, ранее не бывшее;
е) правильных ответов нет.
- Творческий потенциал личности - это:
а) проявление ее врожденных качеств;
б) приобретенный в течение жизни стиль деятельности;
в) свойственное от рождения проявление уникальности и неповторимости;
г) все предыдущие ответы правильны.
4. Вычеркните несвойственное и добавьте необходимое в определении:
- Субъективное творчество в учебной деятельности учащихся проявляется в становлении таких новообразований, как:
1) способность открытия нового знания;
2) порождение нового смысла или цели деятельности;
3) появление новых мотивов;
4) импровизация;
5) неуверенность в себе;
6) завышенная самооценка;
7) заниженная самооценка;
8) рефлексивность;
9) ... ... ...
- В жизнедеятельности личности творчество выполняет следующие функции:
1) является формой и способом реализации свободы человека;
2) объективирует собственную индивидуальность для других;
3) интегрирует личность в значимые для нее сферы деятельности;
4) является прибежищем в периоды жизненных невзгод, потрясений;
5) обеспечивает материальное благополучие;
6) гармонизирует отношения с миром, с собой;
7) выступает механизмом решения жизненно важных задач, алгоритм решения которых неизвестен личности или не существует вообще;
8) ... ... ... .
- Творческая направленность личности в любой сфере деятельности проявляется:
1) в совокупности представлений человека о себе как созидателе собственной судьбы;
2) в знании сильных и слабых сторон своей личности;
3) в чувствительности к проблеме;
4) в чувстве новизны;
5) ... ... ...
6) ... ... ...
7) ... ... ...
- К факторам, тормозящим развитие творческого потенциала личности, относят:
1) механизацию труда, которая требует от работника повторения однотипных действий;
2) стандарты, бюрократические штампы, запрещающие выходы за пределы нормы;
3) перегрузку людей;
4) информационный стресс, блокирующий оперативное принятие ответственных решений;
5) позицию маститых представителей научной или художественной элиты, которые сопротивляются идеям молодых;
6) соперничающие школы (направления), отрицающие достоинства у своих противников;
7) ограниченность материальных средств;
8) гиперопеку близких людей;
9) материальное благополучие, комфорт.
- Творческая личность - это личность, которой свойственны:
1) активно-преобразовательное отношение к миру;
2) чувствительность к проблеме;
3) потребность в новизне;
4) устремленность в будущее;
5) способность к длительному интеллектуальному и физическому напряжению;
6) интеллектуальная активность;
7) эмоциональная выразительность;
8) потребность в личностном профессиональном самосовершенствовании;
9) стремление к успеху;
10) самостоятельность мышления, независимость от оценок окружающих;
11) пренебрежение к материальному достатку;
12) … … …
- Учебно-творческой деятельностью учащихся (студентов) является та, в которой они:
1) самостоятельно осуществляют ближний и дальний перенос знаний в новую ситуацию;
2) обнаруживают новые проблемы в стандартной ситуации;
3) упражняются в установлении целостной структуры объекта на основании его частей;
4) выявляют новые функции объекта;
5) разрабатывают альтернативные пути решения проблем;
6) прибегают к комбинированию, преобразованию ранее известных способов деятельности при решении новых проблем;
7) прочно усваивают базовые знания;
8) включаются в свободный обмен мнениями по дискуссионным проблемам;
9) подвергаются строгому контролю на предмет глубины и системности усвоения знаний;
10) имеют полную свободу в выборе способов решения задач и выполнения заданий;
11) могут предлагать любые решения проблем;
12) демонстрируют оригинальность и самостоятельность решения;
13) обнаруживают знание нормы, стандарта, позволяющих искать пути выхода за их пределы.
14) … … …
- Творчество как деятельность включает в себя такие компоненты, как:
1) интерес;
2) замысел;
3) подготовку к его реализации;
4) озарение;
5) решение проблемы;
6) проверку эффективности решения;
7) оценку результатов компетентными судьями;
8) ... ... ...
9) ... ... ...
- Педагог как субъект учебно-воспитательного процесса, ориентированного на развитие творческого потенциала своих учащихся (студентов), осознает:
1) ценность творчества для самореализации каждой личности;
2) что обществу более всего нужны творческие исполнители замыслов гениев;
3) что обществу и государству нужны компетентные в своем деле, законопослушные граждане, усвоившие нормы и ценности общества;
4) способность к творчеству - это естественная, природная функция мозга, которая проявляется и реализуется в деятельности человека при любых жизненных обстоятельствах;
5) творческие способности развиваются только в творческой деятельности в специально организованных образовательных учреждениях;
6) развитие творческого потенциала детерминировано социальным окружением, которое может как стимулировать, так и тормозить это развитие.
- Педагог как субъект учебно-воспитательного процесса, ориентированного на развитие творческого потенциала своих воспитанников, владеет средствами, т.е. технологиями и методиками учебно-познавательной деятельности, стимулирующими:
1) импровизационность учащихся;
2) ассоциативность мышления;
3) анаксиоматизацию отдельных признаков исследуемого явления;
4) остранение известного явления;
5) педагогического приятия и поддержки эмоциональных состояний;
6) ... ... ...
7) ... ... ...
8) ... ... ...
9) ... ... ...
10) ... ... ...
- Образовательно-воспитательная среда учебного заведения, ориентированная на развитие творческого потенциала каждой личности, создается с опорой на следующие постулаты:
1) адаптивности школы, учитывающей индивидуальные возможности ребенка и гибко реагирующей на запросы общества;
2) принцип развития;
3) принцип психологической комфортности;
4) принцип смыслового отношения к миру;
5) ... ... ...
6) ... ... ...
7) ... ... ...
Литература
1. Березовин, К А. Основы психологии и педагогики: учеб. пособие / Н. А. Бе-резовин, В. Т. Чепиков, М. И. Чеховских. - Минск, 2004.
2.Бороздина, Г. В. Основы психологии и педагогики: учеб. пособие для студентов непед. специальностей учреждений, обеспечивающих получение высш. образования / Г. В. Бороздина. - Минск, 2004.
3.Вайнцвайг Поль. Десять заповедей творческой личности: Пер. с англ./Вайнцвайг Поль - М.: Прогресс, 1990, стр. 16-42, 134-181.
4.Вульфов, Б. 3. Основы педагогики: учеб. пособие / Б. 3. Вульфов, В. Д. Иванов.-М., 2000.
5.Караковский В.А. Новикова Л.И., Селиванова Н.А. Воспитание? Воспитание... Воспитание! - М., 1996
6.Крысъко, В. Г. Психология и педагогика: курс лекций / В. Г. Крысько. -3-е изд. -М., 2005.
7.Максимова, В.И. Педагогическая антропология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведен. - М.: Издат. центр "Акаденим", 2001, стр. 63-71.
8.Жук А. И, Основы педагогики: учеб. пособие / А. И. Жук [и др.]; под общ. ред. А. И. Жука. -Минск, 2003.
9.Островский, Э. В. Психология и педагогика: учеб. пособие / Э. В. Островский, Л. И. Чернышев; под ред. Э. В. Островского. - М., 2007.
Контролируемая самостоятельная работа