Теоретические и методические основы обучения
Дидактика. Задачи дидактики. Основные понятия. Педагогические концепции обучения. Движущие силы учебного процесса. Функции процесса обучения. Составные компоненты процесса обучения. Учебная деятельность. Принципы обучения. Методы и формы обучения. Урок как целостная педагогическая система. Типы уроков.
Процесс обучения определяется как целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого происходит усвоение знаний, умений, навыков, осуществляется воспитание и развитие учащихся. Это определение нельзя считать исчерпывающим, т.к. в нем отсутствует организация и стимулирование познавательной деятельности. Перед педагогикой стоит вопрос, каким должен быть процесс обучения? Как его надо осуществлять и использовать для развития и формирования личности? Теоретическая разработка этих вопросов обусловила возникновение и развитие в педагогике дидактики как особого раздела или особой научной дисциплины.
Предметом дидактики (от греч. - "поучающий", и "изучающий") является процесс преподавания - учения, условия для его протекания (содержание, методы, организация и т.д.) и результат, к которым он приводит, анализ и описание дидактических систем, принятых в той или иной стране. «Великая дидактика» Яна Амоса Коменского положила начало отрасли педагогики, суть которой автор определил как «всеобщее искусство всех учить всему». Сущность процесса обучения обусловлена его предметом, задачами, функциями.
К основным задачамобщей дидактики относятся анализ и описание факторов, влияющих на эффективность обучения, а также выявление закономерностей, характерных для процесса обучения.
Основные понятиядидактики - преподавание, учение, педагогический процесс, метод, прием, которые связаны с другими понятиями - образование, обучение, самообразование, воспитание.
Учение - это процесс приобретения учеником знаний, умений, навыков, на основе которых возникают новые формы поведения и деятельности или изменяются старые. Обучение - это целенаправленный процесс взаимодействия преподавателя и обучаемых, в ходе которого осуществляется образование человека. Умения- это приобретенная готовность к практическим действиям, выполненных на основе усвоенных знаний. Навык – это автоматизированное, безошибочное действие, которое выработано в процессе многократного повторения. Процесс, реализующий цели образования и воспитания в условиях педагогических систем, называются педагогическим процессом.
Методологической основой процесса обучения является гносеология (философия познания), которая рассматривает познание активного отражения объективного мира в сознании человека. Процесс познания - это сложный процесс, сотканный из противоречий. В нем сосуществует логическое рассуждение с интуицией, воображением, чувственно-наглядное - с абстрактным, индукция и дедукция. Большой вклад в разработку дидактики внесли известные педагоги Я.А.Коменский. Песталоцци, К.Д.Ушинский, В.И.Водовозов, П.Ф.Каптерев. Благодаря их усилиям, представление о процессе обучения получило дальнейшее развитие, связанное с изучением интеллектуальных и творческих способностей, формированием мировоззрения, нравственно-эстетических культур.
Существуют различные педагогические концепции обучения:
1. Теория поэтапного формирования умственных действий (разработана А.Н.Леонтьевым, П.Я.Гальпериным. Н.Ф.Талызиной). Эта теория предполагает, что усвоение знаний, умений, навыков происходит качественнее, если организаторы обучения сознательно вычленяют последовательное совершение умственных действий обучаемым в следующие пять этапов, переводя внешнюю (материальную) деятельность с объектами познания во внутреннюю (умственную) деятельность:
а) Предварительное ознакомление с действием, т.е. построение ориентировочной его основы на примере обучающего;
б) Собственное материальное действие обучаемых во внешней развернутой форме (по разделением), исходя из примера;
в) Проговаривание вслух каждой операции действия, которое осваивается, чтобы лучше его осознать;
г) Проговаривание всех этих операций про себя, чтобы лучше их запомнить;
д) Многократное повторение данного действия, чтобы усвоить его до степени автоматизма (перевести во внутренний план).
2. Ассоциативно-рефлекторная теория обучения (разработана на основе работ И.М.Сеченова и И.П.Павлова, С.Л.Рубинштейна, А.А.Смирнова. Н. А. Менчинской, В.А.Крутецкого и др.). Основные положения данной теории:
а) Усвоение знаний, умений, навыков, формирование качеств личности есть образование в сознании различных систем ассоциаций из образов и понятий, начиная с простейших их взаимосвязей.
б) Начало ассоциаций создает процесс чувственного восприятия предметов и явлений, их осмысление (понимание внутренних связей между ними) и запоминание.
в) Осмысление, как центральное звено обучения, является активной аналитико-синтезической деятельностью обучаемого, осуществляемой в ходе решения различных задач (теоретических и практических).
г) Решающее условие продуктивного обучения - формирование активного интереса к учебе, подача учебного материала в определенной последовательности и форме, его закрепление путем выполнения упражнений.
д) Обучение направлено на образование богатого ассоциативного фонда посредством непрерывного сопоставления познаваемых явлений с уже имеющейся в памяти системой понятий и на выход за эту систему путем создания нового синтеза с овладением приемами умственной деятельности.
3. Программированное обучение (разработано Б.Ф.Скиннером, Н.Краудером (США), В.П.Беспалько. А. Н. Леонтьевым, П.Я.Гальпериным, Н.Ф.Талызиной).
Программированное обучение предполагает управление процессом обучения посредством дозированной подачи и контроля усвоения (самоконтроля) учебной информации по соответствующей программе.
4. Проблемное обучение (разработано С.Л.Рубинштейном, Н.А.Менчинской, М.Н.Скаткиньм, М.И.Пахмутовым, И.Я.Лернером).
Проблемное обучение основано на организации поисковой деятельности обучаемых, на выявлении и разрешении ими реальных жизненных или учебных противоречий.
Таким образом, как теория обучения и образования дидактика разрабатывает такие проблемы как определение педагогических основ содержания образования, исследование сущности, закономерности и принципов обучения, закономерности учебно-воспитательной деятельности обучающихся, пути ее активизации, и, наконец, она разрабатывает систему методов обучения.
Движущими силами учебного процесса являются противоречия, возникающие между постоянно возрастающими под влиянием социально-экономического развития требованиями общества к процессу и данным состоянием этого процесса, которое нуждается в непрерывном совершенствовании. Анализ этих противоречий позволяет намечать и осуществлять меры, направленные на повышение качества и эффективности учебно-воспитательного процесса.
Центральным противоречием, внутренне присущим учебному процессу, является противоречие между возникающими у обучаемых под влиянием педагога потребностями в усвоении определенных знаний. умений и навыков и реальными возможностями по удовлетворению этих потребностей. На основе разрешения этого противоречия путем умелого подбора методов, форм и средств обучения осуществляется развитие личности обучаемых, их учебных возможностей.
Исходя из общей цели - всестороннее, гармоничное развитие личности - процесс обучения призван осуществлять три функции - образовательную, воспитательную и развивающую.
Образовательная функция обучения предполагает прежде всего усвоение научных знаний, формирование специальных и общеучебных умений, навыков. Научные знания включают в себя понятия, закономерности, законы, теории, обобщенную картину мира.
Специальные умения и навыки включают в себя специфические только для соответствующей учебной дисциплины и отрасли науки практические умения и навыки.
Кроме специальных умений и навыков, в процессе образования обучаемые овладевают общеучебными умениями и навыками, которые имеют отношение ко всем дисциплинам, таких как навыками работы с книгой, справочниками, навыками чтения, письма и другие.
Воспитательная функция обучения вытекает из самого содержания и методов обучения. Она осуществляется посредством специальной организации общения педагога с обучаемыми. В процессе обучения воспитываются определенные взгляды, убеждения, отношения, качества личности. А формирование качеств личности невозможно без усвоения ею нравственных требований, норм.
Развивающая функция обучения заключается в том, что обучение имеет специальную направленность и включает обучаемых в такие виды деятельности, которые способствуютразвитию сенсорного восприятия мир красок, форм, звуков, двигательную, волевую, эмоциональную, мотивационную, интеллектуальную сферы. В процессе обучения развивается речь, мышление, воображение, фантазия.
Таким образом, все три функции обучения взаимосвязаны: одна предшествует другой, является ее причиной, другая ее следствием, но и одновременно условием активизации первопричины. Здесь проявляется диалектический характер их единства.
Основные функции обучения реализуются на практике, во-первых, комплексом задач конкретного занятия, включающих в себя образование, воспитание и развитие обучаемых; во-вторых, таким содержанием деятельности педагога и обучаемых, которое бы обеспечило реализацию всех трех видов задач; в-третьих, единство этих функций осуществляется сочетанием разнообразных методов, форм и средств обучения; в-четвертых, в процессе контроля за ходом обучения и при анализе его результатов одновременно оценивается ход осуществления всех трех функций, а не одной из них.
Обучение- это разновидность человеческой деятельности, которая носит двусторонний характер, что предполагает взаимодействия преподавателя и обучаемых, протекающих в определенных условиях.
Составные компоненты процесса обучения можно представить в следующей схеме:
Схема 7. Компоненты процесса обучения
| |||
| |||
Все компоненты процесса обучения рассматриваются во взаимосвязи. Исходя из специфики задач обучения, возможностей обучаемых, уровня их отношения к учению, те или иные компоненты процесса могут отсутствовать или применяться в большей или меньшей степени. Следовательно, необходим творческий подход к проектированию и осуществлению процесса обучения в зависимости от ситуации.
Процесс обучения на уроках проходит на первый взгляд как передача знаний учителя детям, выработку умений, навыков. Учитель и ученики включены в совместную деятельность на том или ином уроке. Учитель показывает упражнение, ученики выполняют. Все просто чисто внешне и вместе с тем очень сложно.
Обратимся к примеру и рассмотрим урок, где происходит обучение технике броска в кольцо одной рукой от плеча с места и после ведения мяча.
Учитель, скомандовав построение, проводит комплексную разминку с включением в нее упражнений на быстроту, силу, прыгучесть, ловкость и координацию движений. Ученики выполняют организованно, четко. Учитель внимательно следит за правильностью выполнения его заданий. Переходя к основной части урока, он делит класс на подгруппы. Бросает реплику "Кто замешкался? Игорь?" Ученик подтянулся. Теперь при полном внимании учитель дает задание каждой подгруппе и после 5 минутной работы меняет местами и заданиями. Ученики, направленные учителем, выполняют задание под бдительным вниманием со стороны учителя. При этом голосом (повышением тона) указывает на неточности или же выражает одобрение ученику.
В этом примере видны все существенные признаки процесса обучения: во-первых, - ученики усваивают новый материал под руководством учителя;
во-вторых, - учитель развивает двигательные навыки учащихся, их познавательные силы (память, внимание и др.);
в-третьих, - учитель учит учащихся самостоятельности, прививает им определенную культуру труда.
В процессе обучения существуют две стороны - преподавание и учение.
Преподавание - деятельность учителя, заключающая в организации процесса выработки умений, навыков, осмысления полученных знаний, в учете усвоения учащимися знаний, умений.
Учение - сознательная деятельность учащихся, руководимых учителем, заключающаяся в восприятии ими знаний, слушании объяснений, осмыслении изучаемых фактов, явлений, их обобщение, закрепление и применение на практике.
Схема 8. Процесс обучения
Процесс обучения
преподавание учение
- изложение материала - руководство работой - контроль, оценка, анализ |
- восприятие - осмысление - обобщение - закрепление - применение на практике |
На первый взгляд успех обучения всецело зависит от желания учеников учиться, их мотивации. Однако анализ процесса обучения показывает, что мотивация учения учащихся, их работа в классе, их умения зависят от того, как организовано их учение. Преподавание и учение взаимосвязаны. Ведущая же роль в обучении принадлежит преподавателю. Поэтому важно знать, как происходит усвоение знаний, умений, как создается интерес к занятиям, что влияет на процесс обучения.
В чем проявляется руководящая роль учителя? В педагогической деятельности учитель
- устанавливает правильные отношения с учащимися с самого начала занятий:
- организует учащихся как классный коллектив, т. к. носит работа активный характер;
- вызывает желание учиться, возбуждает интерес;
- предвидит ход учения, направляет учащихся, помогает преодолеть трудности.
Таким образом, все компоненты процесса обучения должны рассматриваться во взаимосвязи. Исходя из специфики задач обучения, возможностей обучаемых, уровня их отношения к учению те или иные компоненты процесса могут отсутствовать или применяться в большей или меньшей степени. Следовательно, необходим творческий подход к проектированию и осуществлению процесса обучения в зависимости от ситуации.
Две взаимосвязанные и взаимообусловленные стороны обучения: преподавание (деятельность педагога) и учение (деятельность обучаемых) называютсяучебной деятельностью.Учебная деятельностьвключает в себя:
· овладение системами знаний и оперирование ими;
· овладение системами обобщенных и более частных действий, приемов (способов) учебной работы, путями их переноса и нахождения — умениями и навыками;
· развитие мотивов учения, становление мотивации и смысла последнего;
· овладение способами управления своей учебной деятельностью и своими психическими процессами (волей, эмоциями и пр.).
Эффективность обучения определяется внутренними и внешними критериями. В качестве внутренних критериев используют успешность обучения и академическую успеваемость, а также качество знаний и степень наработанностиумений и навыков, уровень развития обучающегося, уровень обученности и обучаемости.
Академическая успеваемость обучающегося определяется как степень совпадения реальных и запланированных результатов учебной деятельности. Академическая успеваемость находит отражение в балльной оценке. Успешность обучения это также эффективность руководства учебным процессом, обеспечивающего высокие результаты при минимальных затратах.
Обучаемость— это приобретенная учащимся (под влиянием обучения и воспитания) внутренняя готовность к различным психологическим перестройкам и преобразованиям в соответствии с новыми программами и целями дальнейшего обучения. То есть общая способность к усвоению знаний. Важнейшим показателем обучаемости является то количество дозированной помощи, которая необходима учащемуся для достижения заданного результата. Обученность — это тезаурус, или запас усвоенных понятий и способов деятельности. То есть система знаний, умений и навыков, соответствующая норме (заданному в образовательном стандарте ожидаемому результату).
Процесс усвоения знаний осуществляется поэтапно в соответствии со следующими уровнями:
· различения или узнавания предмета (явления, события, факта);
· запоминания и воспроизведения предмета, понимания, применения знаний на практике и переноса знаний в новые ситуации.
Качество знаний оценивают по таким показателям, как их полнота, системность, глубина, действенность, прочность.
Одним из основных показателей перспектив развития учащегося является способность ученика к самостоятельному решению учебных задач (близких по принципу решения в сотрудничестве и с помощью учителя).
В качестве внешних критериев эффективности процесса обучения принимают:
· степень адаптации выпускника к социальной жизни и профессиональной деятельности;
· темпы роста процесса самообразования как пролонгированный эффект обучения;
· уровень образованности или профессионального мастерства выпускника;
· готовность в дальнейшем повысить уровень своего образования.
Таким образом, эффективность обучения зависит от определенных и критериев, включающих в себя такие понятия, как успеваемость и обученность (внутренние критерии) и адаптация, уровень образованности (внешние критерии).
На протяжении многовековой истории развития педагогики прогрессивная практика, начиная с Я. А. Коменского, выделяла основные положения, применимые в обучении ко всем предметам и на всех ступенях обучения, в систему дидактических принципов. Принципы обучения определяют общее направление дидактической деятельности педагога в развитии школьников.
Принципы обучения - категории дидактики, характеризующие способы использования законов обучения в соответствии с целями воспитания и образования.
Данилов М. А.
Дидактические принципы определяют содержание, организационные формы обучения, методы учебного процесса в соответствии с общими целями, задачами обучения. Современные принципы дидактики обусловливают требования ко всем элементам учебного процесса: логике, целям, задачам, формированию содержания учебного материала, выбору методов. Принципы дидактики реализуются в деятельности педагога через правила обучения, которые предписывают ему выполнять определенные действия в конкретной ситуации.
Дидактические принципы неразрывно связаны друг с другом, они обусловливают друг друга.
Число принципов обучения не остается постоянным, замкнутым. В различные эпохи существования школы, исходя из общих целей обучения, актуализировались те или иные вопросы обучения. Так, в период Я.А.Коменского определились принципы дидактики, которые позднее назовут классическими принципами. К ним относят принципы природосообразности, последовательности, систематичности, научности, сознательности, наглядности, прочности, связи теории с практикой. Эти принципы имеют большое значение и в современной дидактике.
Развитие принципов обучения идет одновременно с развитием и изменением всего учебного процесса. Проблема развивающего обучения внесла изменения в сложившуюся систему принципов дидактики, выделив принцип создания оптимальных условий для обучения, принцип сознательного отношения учащихся к процессу обучения, принцип опережающего обучения. Личностно-ориентированный подход к образованию выдвигает принцип гуманного отношения к личности, созданию условий для саморазвития, самоактуализации личности.
Обратимся к рассмотрению системы дидактических принципов, выделенных в качестве основополагающих.
Принцип наглядности.
В "Великой дидактике" в главе о легкости обучения и учения Я.А. Каменский пишет: "А для того, чтобы воспринималось легче, надо, насколько лишь это возможно, привлекать к восприятию внешние чувства... следовало бы начинать обучение не со словесного толкования о вещах, а с реального наблюдения за ними". Коменский указывал на необходимость превращения принципа наглядности в общедидактический: «Чтобы люди приучались черпать свои знания, насколько это возможно, не из книг, а с неба и земли, с дубов и буков». Требования реализации принципа наглядности способствовало отказу от схоластического обучения, которое широко практиковалось в средневековье. Словесное обучение способствовало развитию книжной эрудиции, но тормозило мышление, так как обучаемые в основном заучивали слова, оперировали звуками.
В настоящее время принцип наглядности используется при осуществлении преподносящего и поискового хода обучения. Суть его состоит в том, что педагог создает у обучаемых ясные, конкретные представления об обучаемых предметах, явлениях. Применение наглядности облегчает переход от конкретного к абстрактному. Реализация принципа наглядности зависит от особенностей психофизиологического развития обучаемых, от характера их опыта, от умений наблюдать и фиксировать результаты наблюдений. Для учащихся младшего школьного возраста ( от 7 до11-12 лет) характерно в основном конкретно-образное мышление и здесь трудно переоценить роль наглядности в функции развивающего обучения; здесь идет влияние на развитие сенсорной сферы школьника, развитие воображения, мышления. В современной педагогике выделяют следующие виды наглядности:
· Предметно-образная – натуральные объекты, их заменители (учебные картины, произведения искусства, минералы и т.д.)
· Словесно-образная - живое и образное описание явлений, событий, использование крылатых выражений, эпитетов и т.д.
· Условно-изобразительная – схемы, чертежи, диаграммы, графики, таблицы и т.д.
· Динамическая – показ процесса в движении (кино, телевидение, видеомагнитофон).
В практике работы тренера, учителя физической культуры к наглядным средствам обучения относят подготовительные упражнения, дающие максимально-двигательные ощущения, которые необходимы для создания представлений об осваиваемом движении. Чем моложе возраст, тем важнее использование наглядности. В более старшем возрасте ее роль не утрачивается, но меняются лишь ее виды, пути использования, так как у учащихся старше 11-12 лет идет развитие процессов обобщения и появляются возможности переносить логические операции,связанные с конкретными предметами, в сферу представлений, понятий.
В осуществлении принципа наглядности необходимо выполнение дидактических правил:
· не перегружать учебный процесс наглядностью, т.к. это ведет к снижению самостоятельности в осмыслении учебного предмета;
· наглядность применяется, исходя из цели, задач обучения;
· наглядный объект не должен содержать лишнее, не относящееся к усвоению;
· нельзя использовать наглядность раньше необходимого срока предъявления, так как можно дезорганизовать восприятие обучаемых;
· наглядность должна сочетаться со словом;
· следует учитывать возрастные особенности обучаемых.