Воспитание учащихся в коллективе, семье и социуме
Коллектив–это гр. людей, кот. характеризуется следующими признаками: объединение свободных и равноправных людей; отсутствие непримеримых противоречий; наличие общественно-значимых целей и организация совместной деятельности; наличие сложной психолог. Стр-ры; сочетание личных, групповых и общественных интересов; воспитательное влияние коллектива на личность; и т.д
Роль коллектива: 1) социальный аспект; 2) Нравственный аспект; 3) Культурно-эстетический; 4) Психологический аспект; 5) Организационный аспект.
Структура коллектива:Общешкольный (первичный): 1) Организованные на основе совместной деят-ти; 2) Организованные на основе интересов по видам деят-ти.
Стадии развития детского коллектива
Сплочение | Период адаптации межличностн отношения неустойчивы, эмоциональное напряжение | Организовать специальные мероприятия по сплочению коллектива, выбор актива |
Переходная | Межличностные отношения устойчивые, структура стабилизир., проводником требований к личности является актив | При помощи актива организовывать воспитательные функции |
Собственно коллектив | Высокий уровень соц-психологич зрелости, сложнейшая система самоуправления, коллективная направленность | Корректирует деятельность и отношения в коллективе, создаёт благоприятные условия для развития каждой личности |
Семья – социальная группа, где люди разных поколений связаны кровными и родственными отношениями, позволяющими оптимально удовлетворять потребности в самосохранении и самоутверждении каждого его члена.
Основн. ф-циямипо отнош. к обществу явл.: 1-репродуктивная; 2-воспитательная – передача молодому поколению соц. ЗУН, нравственных норм, ценностей; 3-производственно-хозяйственная – участие семьи в решении -ных и хоз-ных проблем на частном ур-не и на ур-не гос стр-р.
Ф-циисемьи по отношению к личности (члену): 1-супружеская (совместноерешение семейных проблем); 2-родительская (предоставление необходимых условий для развития ребенка); 3-организация быта (создание необходимых условий для жизни); 4-организация досуга – использование свободного времени для общения.
Принципы семейного воспитания:гуманность; вовлечение детей в жизнедеят-ть семьи как равноправных участников; открытость и доверительность отношений в семье; реальность требований, предъявляемых к ребенку; оказание ребенку посильной помощи и поддержки. Основу содержания семейного воспитания составляет развивающая деят-ть, осуществляемая по след. направлениям: оздоровительная деят-ть; охранно-защитная; бытовая и трудовая; культурно-просветительная; досуго-творческая; познавательно-образовательная.
Стили воспитания в семье: 1) Гиперопека. Ребенок воспитывается по типу «кумира», в результате вырастает эгоист, или воспитывается под чрезмерным контролем – в результате становится нерешительным и неуверенным.
2) Гипопротекция. Ребенок воспитывается либо по типу «золушки» в обстановке безразличия и холодности, чувствует, что родители его не любят, в результате у него могут возникать неврозы, озлобленность, агрессивность, либо воспитывается по типу «беспризорника», в итоге такие дети попадают в асоц. компании, могут быть робкими, агрессивными.
3) Жесткое воспитание. Приказы родителей полностью ограничивают самостоятельность ребенка, за малейшую провинность он получает суровое наказание. Либо родители осуществляют воспитание в условиях повышенной моральной ответственности, на ребенка возлагаются непосильные заботы.
4) Сотрудничество. Родители проявл. внимание к ребенку, заботу, любовь, помогают разрешить проблемы, поощряют самостоятельность. Явл. конструктивным стилем.
Причины неконструктивного родительского воздействия: -негативные обстоятельства в жизни семьи; -низкая пед и социальная культура родителей; -личностные нарушения в характере родителей (эгоизм, неустойчивость психики); -игнорирование тенденции к взрослению; -фобия утраты ребенка (преувеличенное представление о его болезненности, слабости и т.д.).
Показатели родительского поведения(используются для определения стиля семейного воспитания): 1-кол-во вр., уделяемое родителями воспитанию ребенка; 2-степень удовлетворения потребностей ребенка – материально-бытовые, духовные; 3-ко-во предъявляемых требований к ребенку; 4-санкции, примен. к ребенку;
Условия успешного воспитания:1-удовлетворение базисных потребностей; 2-помощь ребенку в сохранении душевного равновесия, оберегание от стрессов; 3-внимательное отношение к проблемам ребенка; 4-проявление уважения к ребенку, опора на положительное в ребенке. 5-признание права ребенка на самостоятельное жизненное решение.
11 Содержание образования как ср-во формирования базовой культуры личности
Область педагогики, кот. исследует закономерности процесса образования и обучения, называется дидактикой. Термин «дидактика» происходит от греческих слов didaktikos – поучающий и didasko – изучающий. Впервые в педагогику этот термин ввел немецкий педагог Ратке, под кот. он понимал «искусство учить». Научную разработку дидактики впервые осуществил Я.А. Каменский в своей книге «Великая дидактика». «Великая дидактика» Каменского – это универсальное искусство всех учить всему.
Значительный вклад в развитие мировой дидактики внесли И. Гебарт, И.Г. Песталацци, А. Дистервег, К.Д. Ушинский и др.
В конце 19, в 20 в. на развитие дидактики большое влияние оказали труд П.Ф. Данилова М.Н. Скаткина, И.Я Лернера, М.И. Махмутова и др.
Предмет дидактики – закономерности принципы обучения, а т.ж. система отношений : учитель-ученик, ученик - учебный материал, ученик –др. ученики.
Основные категории дидактики: Обучение – целенаправленный педаг-кий процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности уч-ся по усвоению ЗУН, развитию творческих качеств, мировоззрения, нравственных убеждений. Образование – целенаправл процесс и результат обучения, воспитания и развития. Самообразование – самостоятельная работа личности над собой с целью овладения системой научных знаний. Просвещение – распространение знаний среди населения. Преподавание – деятельность учителя. Учение – деятельность учащихся. Методы обучения – способы обучения. Принципы обучения – правила обучения, исходные положения. Формы обучения – внешняя сторона организации учебного процесса, связанная с кол-вом уч-ся, временем, местом обучения (урок, факультатив и др.) Научение – результат обучения. Умения – это действия, кот. основываются на применении каких-то правил, знаний. Навык – это автоматизир действие, закрепляемое в результ многократного повторения.
Проблемы, исследуемые дидактикой. - исследование сущ-ти, закономерностей и принципов обучения; - определ содержания образования; - разработка методов обуч и условий их эф-го применения; - разработка организацион форм учебной деят-ти.
Содержание образования – это система научных знаний, практических умений и навыков, мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, кот.и необходимо овладеть учащимся в процессе обучения.
Следовательно, под содержанием образования необходимо понимать: ситему научных знаний, практических умений и навыков, мировоззренческих, нравственно – эстетических идей, которыми необходимо владеть учащимся в процессе обучения.
Принципы, определ содерж образования: 1. должно быть направлено на формиров всесторонне и гармонично развитой личности. 2. должно строиться на строго научной основе. 3. должно способствовать формиров жизненной позиции уч-ся. 4. должно характеризоваться четкостью выводов по вопросам развития природы и общества, объяснять сущность обществ жизни. 5. по каждому предмету должно соответствовать логике той или иной науки. 6. должно строиться на основе взаимосвязи м/у отдельными уч предметами. 7. должна находить отражение вязь теории с практикой, соединение обучения с производственным трудом. 8. должно соответствовать возрастным возможн уч-ся. 9. Должно способствовать проф ориентации уч-ся.
Основн документы, определяющие содерж образования: 1. Стандарт образования – содерж базовый компонент (обязательный минимум содерж образов) и требования к ур-ню знаний и умений уч-ся. 2. Учебный план– утвержденный мин-вом образов документ, кот. определ состав учебных предметов, изучаемых в учебн заведении, кол-во часов. 3. Учебная программа – утвержденный мин-вом образования документ, в кот. раскрывается содерж образования по каждому предмету в каждом классе и определ система ЗУН, кот.и должны овладеть учащиеся при учении данной учебной дисциплины. 4. Учебники, учебные пособия – содержат указания по организации учебной работы учащихся. Учебный материал изложен в соответствии с темой.
Пути совершенствования содержания образования: 1. Интеграция учебных предметов. 2. Первостепенное внимание глубоким и прочных знаниями основ наук. 3. Усиление политехнической и трудовой направленности обучения, профессиональной ориентации. 4. Внимание развитию творчества, практической деятельности, индивидуальных способностей каждого учащегося. 5. Организ дифференцированного обучения. 6. Укрепление материальной базы учебных заведений. 7. Система образования должна строиться на культурно-национальной основе.