Эмоциональная гибкость учителя как интегрирующая характеристика педагогической деятельности.
Эмоциональная гибкость - это интегральная характеристика личности учителя, способствующая оптимизации педагогической
деятельности, общения, психического состояния учителя и учащихся.
Основные факторы развития эмоциональной гибкости учителя
представляют собой сочетание личностных качеств, объединенных в
блоки:
эмоциональная устойчивость: удовлетворенность жизнью, склонность к переживанию страха, склонность к переживанию гнева, эмоциональную устойчивость |
позитивная эмоциональная экспрессивность: склонность к переживанию радости, сензитивность к себе, спонтанность проявления своих состояний |
учителя является повышение уровня самоотношения.
Структура педагогической гибкости включает три вида:
интеллектуальную |
эмоциональную |
поведенческую |
Эмоциональная гибкость — это способность учителя правильно понимать, искренне принимать переживания учащихся, проявлять к ним теплоту и участие, то есть эмпатию. Эмпатия — образование системное, которое включает в себя отражение и понимание эмоционального состояния другого человека, сопереживание или сочувствие другому и активное помогающее поведение.
Основу эмпатии составляют:
-эмоциональная отзывчивость,
-разум
-рациональное восприятие окружающего
Литература:
1) Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М., 1996.www.diplomnic.ru/rabota/14560.html
2) Митина Л. М., Асмаковец Е. С. Эмоциональная гибкость учителя. М., 2001 г.
40. Педагогическая компетентность (психологическое содержание, условия и динамика развития).
Термин “профессиональная компетентность” начал активно употребляться в 90-е годы прошлого века, а само понятие становится предметом специального, всестороннего изучения многих исследователей, занимающихся проблемами педагогической деятельности (Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Т. И. Руднева, Г. Н. Стайнов и др.).
Под профессиональной компетентностью учителя понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.
Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.
Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессинального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества.
Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:
1. Работа в методических объединениях, творческих группах;
2. Исследовательская , экспериментальная деятельность;
3. Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
4. Различные формы педагогической поддержки;
5. Активное участие в педагогических конкурсах, мастер-классах, форумах и фестивалях;
6. Обобщение собственного педагогического опыта;
7. Использование ИКТ.
Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование.
Можно выделить этапы формирования профессиональной компетентности:
- самоанализ и осознание необходимости;
- планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);
- самопроявление, анализ, самокорректировка.
Формирование профессиональной компетентности – процесс цикличный.Говоря о профессиональной компетентности учителя нельзя не сказать о создании портфолио учителя. Портфолио есть отражение профессиональной деятельности, в процессе формирования которого происходит самооценивание и осознается необходимость саморазвития. С помощью портфолио решается проблема аттестации педагога, т.к. здесь собираются и обобщаются результаты профессиональной деятельности. Создание портфолио – хорошая мотивационная основа деятельности педагога и развития его профессиональной компетентности.
В педагогической литературе часто используются и уже “устоялись” термины компетенция, компетентность.
Изучением профессиональной компетентности занимались многие исследователи: Ю.К. Бабанский, Б.Г. Ананьев, Т.И. Шамова и другие. В работах этих исследователей раскрыты такие аспекты педагогической компетентности:
- управленческий аспект : как учитель анализирует, планирует, организует ,контролирует, регулирует учебный процесс взаимоотношения с учащимися;
- психологический аспект: как влияет личность учителя на учащихся, как педагог учитывает индивидуальные способности учащихся;
- педагогический аспект: с помощью каких форм и методов учитель ведет обучение школьников.
Профессиональная компетентность учителя – это совокупность умений структурировать научные и практические знания для лучшего решения педагогических и воспитательных задач.
Литература:
1) Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учебное пособие. М.: ИЦ «Академия», 1998.