Личностно-ориентированное обучение и его воспитательные возможности.
Теория и практика личностно-ориентированной технологии обучения разрабатывалась: А. В. Петровским, В. И. Слободчиковым, Г. А. Цукерман, И. С. Якиманской и другими. При личностно-ориентированном образовании на первый план выходит развитие личности. Осуществление личностно-ориентированного подхода в образовании возможно при соблюдении следующих условий:
- осуществление воспитания саморегулирующего поведения личности;
- формирование и развитие мышления;
- учёт уровня способностей и возможностей каждого ученика в процессе обучения;
- адаптация учебного процесса к особенностям групп учащихся.
Личностно-ориентированное обучение предполагает поэтапный характер процесса обучения: от изучения личности ученика через осознание и коррекцию личности, и основано, в основе своей, на когнитивных аспектах.
Личностно-ориентированное обучение основывается на понятии того, что личность являет собой совокупность всех её психических свойств, которые составляют её индивидуальность. Технология личностно-ориентированного обучения основана на принципе индивидуального подхода, при котором учитываются индивидуальные особенности каждого ученика, что, позволяет содействовать развитию личности ученика
И. С. Якиманская основные требования к дидактическому обеспечению учебного процесса:
1. Учебный материал должен выявлять субъектный опыт учащихся;
2. Изложение знаний должно быть направлено на преобразование опыта субъекта;
3. на уроке необходимо согласование субъективного опыта с научным содержанием учебной программы;
4. необходимо стимулировать ученика к самоценной познавательной деятельности;
5. необходимо обеспечивать контроль и оценку не только результата, но и процесса усвоения.
В системе личностно-ориентированного образовательного процесса меняются функция и организация урока. Он начинает подчиняться главному требованию — развитию мышления.
И. С. Якиманская формулирует основные требования к подобному уроку.
Цель — создание условий для проявления познавательной активности учеников.
Средства достижения этой цели: использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности; создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулирование учащихся к высказываниям; оценка деятельности ученика и по процессу его достижения; поощрение стремления ученика находить свой способ работы; создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.
Это отличает на личностно-ориентированном уроке деятельность учителя. Учитель: использует проблемные творческие задания; применяет задания, предполагающие, что ученики могут выбирать словесную, графическую или условно-символическую форму материала; создает положительные взаимоотношения между учениками; 4 организует учебную деятельность; обсуждает отношение учащихся к изученному материалу; стимулирует учеников к самостоятельному поиску способов выполнения заданий; 4 поощряет рассуждения учащихся;аргументирует выставляемую оценку — за рассуждения, поиск ответов и пр.; разъясняет возможность рациональной организации учебной деятельности.
Литература:
1) Якиманская И. С.
2) Зимняя И.А. Педагогическая психология. М., 2009.
Проверочный тест - Раздел 2. Психология обучения и учебная деятельность.
1. Целенаправленное мотивирование приобретений знаний умений навыков всодружестве под руководством другого человека, представителем старшего поколения, как носителем этого есть…
А) Обучение;
Б) Научение;
В) Учение;
Г) Усвоение.
Ответ: В.
2. Предметом изменения, продуктом учебной деятельности является:
А) Полученные знания;
Б) Сам субъект;
В) Научение;
Г) процесс познания.
Ответ: Б.
3.К способам учебной деятельности не относятся:
А) репродуктивный способ;
Б) проблемно-творческий способ;
В) Познавательно-исследовательский способ;
Г) Учебно-мотивационный способ.
Ответ: Г.
4.Соотнесите следующие понятия мотивов:
1.Внешние мотивы а. наказание и награда, угроза и требование
2.Внутренние мотивы б. интерес к своим знаниям, любознательность
Ответ: 1-а; 2-б.
5. Мышление – это …
А) процесс приобретения знаний, умений и навыков;
Б) активный процесс отражения объективного мира в человеческом мозгу в форме суждений, понятий, умозаключений;
В) это процесс получения человеком нового знания, открытие неизвестного ранее;
Г) механизм формирования индивидуального опыта через приобретение общественно-исторического опыта.
Ответ: Б.
6.Какой принцип оценки не выделяется в психологии:
А) Принцип перспективности;
Б) Гуманистический принцип;
В) Принцип сотрудничества;
Г) Принцип практичности.
Ответ: Г.
7.Распределите в правильном порядке этапы перехода от внешних форм оценивания к самооценке:
А) Привлечение учащихся к самостоятельной оценочной деятельности в условиях их коллективной учебной работы;
Б). Ведущая роль в оценочной деятельности сохраняется за педагогом;
В) Переход к самостоятельной оценке собственной учебной деятельности и поведения. При этом формирование оценки себя осуществляется в двух направлениях, которые соответствуют выделяемым в психологии видам самооценки.
Ответ: Б,А,В.
8.Знание, как результат познание не может быть:
А) Обыденным;
Б) Учебным;
В) художественным;
Г) научным.
Ответ: В.
9.Способ организации деятельности учащихся, основанный на получении новых знаний посредством решения теоретических и практических проблем, проблемных задач в создающихся в силу этого проблемных ситуациях это …
А) Проблемное обучение;
Б) Информационное обучение;
В) Традиционное обучение;
Г) программированное обучение.
Ответ: А.
10.Расположите в правильном порядке этапы проблемного обучения:
А) Решение проблемы, включающее выдвижение, смену и проверку гипотез;
Б) Проверка решения;
В) Осознание проблемной ситуации;
Г) Формулировка проблемы на основе анализа ситуаций.
Ответ: В,Г,А,Б.
11.К методам воспитания не относится:
А) метод убеждения
Б) метод самоорганизации
В) метод оценки/самооценки
Г) Метод упражнений
Ответ: Б
12.Формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности – это …
А) Итериоризация;
Б) Экстериоризация;
В) Проблематизация;
Г) Рефлексия;
Ответ: А.
13.Расположите в правильном порядке этапы учебного познания:
А) запоминание;
Б) включение в структуру прошлого опыта;
В) восприятие;
Г) активное воспроизведение.
Ответ: В, А, Г, Б.
14.Соотнесите стадии формирования мыслительных операций и их составляющие:
1.стихийная а. ученик осуществляет операцию, но не осознает, как он это делает;
2. полустихиная б. ученик сознательно использует правила мыслительной операции и
понимает, что эти правила специально сформулированы
3.сознательная в. ученик, совершая операцию, осознает, как он это делает, но не
существа этой операции
Ответ: 1-а, 2-в, 3-б.
Р |