Зависимость эффективности усвоения знаний в учении от уровня их обобщенности, систематичности, логической строгости.
Усвоение есть результат учения учебной деятельности. По отношению к учебной деятельности усвоение выступает в качестве ее содержания, центральной части процесса обучения (С. Л. Рубинштейн). Усвоение научных знаний и соответствующих им умений выступает как основная цель и главный результат деятельности (В. В. Давыдов).
Структурная организация.
Структурность, компонентность усвоения отмечается всеми исследователями этого процесса, хотя сами выделяемые компоненты различными авторами называются по-разному.
С. Л. Рубинштейн, Н. Д. Левитов выделяют четыре психологических компонента усвоения:
1. Положительное отношение учащихся.
2. Процесс непосредственного чувственного ознакомления с материалом.
3. Мышление как процесс активной переработки полученного материала.
4. Процесс запоминания и сохранения полученного и обработанного материала.
Этапы усвоения.
С. Л. Рубинштейн выделяет четыре основных этапа (стадии) усвоения, которые характеризуются взаимообусловленностью, и каждый из них определяет конечный результат усвоения.
Первый (начальный) этап — ознакомление предполагает включение активного сознательного отношения личности к воспринимаемому материалу. Весь процесс восприятия опосредован мыслительной деятельностью. Второй этап — осмысление. Входя в первый, второй этап является основой третьего.
Третий этап — запоминание учебного материала. По мнению С. Л. Рубинштейна, запоминание есть не только постоянное осмысление, включение в новые смысловые связи, но и переосмысление этого материала. Следовательно, при организации процесса усвоения должно быть обязательно предусмотрено собственное изложение, свободное воспроизведение учебного материала обучающимися. Четвертый этап — применение на практике — является не только результатом учения, но и способом овладения знаниями, их закрепления, формирования прочных навыков.
В рамках теории поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина) также рассматриваются основные этапы усвоения, каждый из которых имеет свои качественные отличительные характеристики. Мотивационный этап. Познавательная мотивация — это эффективный путь побудить человека к учению.
Этап составления схемы ориентировочной основы действия (ООД). Учащиеся знакомятся с новой деятельностью и входящими в нее знаниями. Здесь важно не только рассказать ученикам, как надо решать соответствующие задачи, а показать сам процесс решения. Следующий важный момент этого этапа — фиксация выделенного содержания деятельности. Ученики должны не .только понять содержание вводимой деятельности, но и научиться ее правильно выполнять.
Этап выполнения формируемой деятельности учащимися. Процесс активного выполнения новых действий, в свою очередь, включает четыре этапа:
• этап выполнения действия в материализованной (материальной) форме;
• этап внешнеречевых действий;
• этап выполнения действия во внешней речи про себя;
• этап умственных действий.
Главная закономерность процесса усвоения состоит в том, что познавательная деятельность и введенные в нее знания приобретают умственную форму, становятся обобщенными не сразу, а поочередно, проходя через ряд указанных этапов.
Литература:
1) Нестерова О.В. Педагогическая психология в схемах, таблицах и опорных конспектах. М.: Айрис-пресс, 2006. - 112 с.
2) Зимняя И.А. Педагогическая психология
Содержание знаний и действий при информационном и проблемном методах обучения.
Обучение в наиболее употребительном смысле этого терминаозначает целенаправленную, последовательную передачу (трансляцию) общественно-исторического, социокультурного опыта другому человеку (людям) в специально организованных условиях семьи, школы, вуза, сообщества. Отметим, что с позиции обучающегося часто фиксируется его способность к присвоению этого опыта в термине «обучаемость» и результат этого процесса в термине «обученность». Человек, занимающий позицию обучающего,— педагог. Деятельность обучения — это деятельность преподавателя, деятельность преподавания — педагогическая. При рассмотрении этой деятельности возникает целый ряд психологических вопросов: что является содержанием обучения, как соотносятся программа обучения, его содержание и методы; как в обучении реализуется его основная цель — развитие личности обучающегося, как объединяются развитие, обучение, воспитание. Согласно Л.С. Выготскому, психологическая проблема состоит в установлении внутренней структуры учебных предметов с точки зрения развития ребенка и изменения этой структуры вместе с методами школьного обучения.
Обучение есть целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов
Существенные признаки процесса обучения (С. II.Баранов)
-Обучение — это специально организованная познавательная деятельность (в отличие от научения).
- Обучение — ускорение познания в индивидуальном развитии.
- Обучение — это усвоение закономерностей, зафиксированных в опыте человечества.
Проблемное обучение — способ организации деятельности учащихся, основанный на получении новых знаний посредством решения теоретических и практических проблем, проблемных задач в создающихся в силу этого проблемных ситуациях (В. Оконь, М. М. Махмутов, А. М. Матюш-кин, Т. В. Кудрявцев, И. Я. Лернер и др.).
Этапы проблемного обучения * Осознание проблемной ситуации. * Формулировка проблемы на основе анализа ситуаций. * Решение проблемы, включающее выдвижение, смену и проверку гипотез. * Проверка решения. Уровни трудности-Проблемное обучение может быть разного уровня трудности для обучающихся в зависимости от того, какие и сколько действий по решению проблемы он осуществляет. |
Проблемное обучение может быть разного уровня трудности для обучающихся в зависимости от того, какие и сколько действий по решению проблемы он осуществляет
Проблемное обучение основывается на аналитико-синтетической деятельности обучающихся, реализуемой в рассуждении, размышлении. Это исследовательский тип обучения.
К информационно-развивающим относятся методы, с помощью которых получают учебную информацию в готовом виде - в изложении преподавателя (лекция, рассказ, объяснение, беседа), или диктора (учебный кинофильм), или путем самостоятельного чтения учебника, учебного пособия, обучающей программы (программированное обучение).
Литература:
1) Нестерова О.В. Педагогическая психология в схемах, таблицах и опорных конспектах. М.: Айрис-пресс, 2006. - 112 с.
2) Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник М.: Логос, 1999.
3) Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология: схемы и тесты. М.: Вла-дос, 2002.