Развитие и формирование человека от индивида к личности и индивидуальности
Человек –живое существо представитель биологического вида (homosapiens), представляющее собой единство физического и духовного, биологического и социального, наследственного и приобретенного, обладающее задатками для развития речи, прямохождения, мышления, изготовления и использования орудий труда.
Индивид– предполагает принадлежность к человеческому роду и неповторимость характеристик каждого представителя вида, но не включает конкретных социальных или психологических характеристик. Это понятие позволяет представить, что каждая особь имеет неповторимый набор известных, повторяемых характеристик, например, темные глаза, светлые волосы, высокий рост и т.д.
Личность понимается как относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека. Личность есть «частно выраженное всеобщее», - т.е. индивидуально переработанные, освоенные и частично присвоенные общественные ценности. Личность не возможна вне общества и его ценностей, однако поверхностно считать, что личность – это некий навязанный нам обществом образ мыслей и действий. Каждый из нас взаимодействуя с другими, создает собственную систему ценностей, и ориентиров, но если она не отражает общечеловеческую иерархию ценностей взаимодействие с другими затруднено или невозможно. Личность делает нас и необычными, интересными, непохожими и, в тоже время, способствует тому, что наше поведение вписывается в контекст общественных ожиданий, находя общие аспекты и делая совместное существование проще и приятнее. Так общечеловеческое понятие прекрасного находит свое отражение в индивидуальных вкусовых предпочтениях. Становится понятно, что личность необходима для обеспечения взаимодействия, но, что главное, для раскрытия потенциала возможностей каждого человека. К сожалению, это никогда не происходит автоматически – сами хорошо растут только сорняки, в нашем случае социально неодобряемые черты характера.
Часто говорят: «индивидом - рождаются, личностью - становятся, а индивидуальность - отстаивают». Можно предположить, что индивидуальность, это черты непохожести, выделяемые и закрепленные на всех этапах становления личности – совокупность унаследованных и выработанных в процессе онтогенеза физиологических и психологических особенностей, отличающих данного человека от других. Индивидуальность может проявляться в физиологических особенностях, но основное в ней - это различия в чертах характера, эмоциональной, интеллектуальной, волевой сферах, в интересах, потребностях и способностях человека.
Сложное соотношение этих понятий мы можем представить ступенчатой схемой. На первой ступени выделяется человек как представитель биологического вида, на второй ступени выделяются его индивидуальные отличия, на третьей ступени он становится личностью, и всю конструкцию пронизывают черты непохожести, выделяющие индивидуальность.
Однако эта схема была бы неточной, если не посмотреть на то, как происходит восхождение на эти ступени. Для этого нам нужно обозначить понятия воспитание, социализация, индивидуализация. Под социализацией понимают комплекс воздействий окружающей среды на человека, способствующий избирательному усвоению индивидом норм и ценностей определенных социальных групп и общества в целом. Иногда понятие социализация заменяют на социальную адаптацию, подчеркивая таким образом, что это процесс приспособления человека к социальному образу жизни. Понимание социализации как комплекса воздействий приводит нас к представлению о ней как о сложной структуре, имеющей как целенаправленный вектор, так и случайный. Целенаправленный вектор принято считать воспитанием, так как он отражает стремление к общественному идеалу, характерному для данной исторической эпохи и культуры. Стихийное, случайное, воздействие общества на человека приводит к пониманию относительности идеала в контексте обстоятельств и обеспечивает адаптивность человека в социальной среде. Таким образом, воспитание – это целенаправленный, специально организованный процесс формирования типологических качеств личности в соответствии с социально-педагогическим идеалом. Процесс индивидуализации, напротив, является личностной инициативой, определенной тенденцией противодействия среде и приводит к культивированию отличительных черт.Ребенок является не объектом, а субъектом воспитания, и именно это приводит к тому, что независимо от желания воспитателей он по собственному усмотрению сохраняет и культивирует те черты, которые кажутся ему нужными и интересными, таким образом корректируя процесс общественного воспитания, создавая вектор индивидуального. Естественно, что в становлении личности задействованы и процесс социализации, включающий воспитание, и процесс индивидуализации, но задействованы они у каждого индивида в различной мере, что и приводит к личному, неповторимому, субъективному отражению черт всеобщего.
Нами были использованы понятия становление, формирование и развитие личности – рассмотрим их более подробно. Становление отражает центральный этап в жизни личности – достижение человеком такого уровня развития, когда он становится способным самостоятельно жить в обществе, выстраивать свое поведение на основе осознания отношений с миром и сравнительно устойчивого ценностного выбора. Этот этап можно описать известной формулой Лютера: «На том стою, и не могу иначе». За становлением следует функционирование личности, а предшествуют ему процессы развития и формирования, но для их обозначения нужно ввести термины «задатки» и «способности».
Под задатками мы будем понимать врожденные анатомо-физиологические и психологические особенности, предрасполагающие индивида к успешности в определенных видах деятельности. Задатки – это подарок природы и наследственности, неосуществленное чудо, их можно или развить, или потерять, не заметить. Это тот самый потенциал человека, который много обещает, но ничего не гарантирует. Использовать задатки можно, если развить их в способности. Работа с задатками, ставящая целью актуализацию этого природного подарка, и есть процесс развития – накопления количественных и качественных изменений в структурах личности человека. Развитие раскрывает задатки, выводя их на уровень способностей. Способности – это реализованная в определенной деятельности успешность индивида. Это уникальные индивидуальные показатели, раскрывающие скорость, гибкость, необычность осуществления деятельности. Однако способности появляются не только вследствие развития, т.е. не только из задатков, они могут быть сформированы по желанию личности или ее воспитателей или потребностей общества, т.е. созданы искусственно. Именно это создание способности из ничего, то есть новообразование, и выделяет процесс формирования. Так, например, мы все имеем задатки прямохождения, и такая возможность развивается под влиянием среды, но природа не дала нам никаких задатков воспитанности, однако мы все в той или иной мере приобретаем и поведенческие способности.
Задатки, как и способности, делят на общие – выделяющие успешность в общих (присущих большинству) видах деятельности, прежде всего в усвоении опыта предыдущих поколений, и специальные – предопределяющие успешность в специфических видах деятельности (музыка, поэзия и т.д.). Однако деление это является достаточно условным, что связано, в первую очередь, с философским характером вопроса о первичности наследственности или среды.