Воображение – как сложная мозговая активность
Воображение – психический процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность и создание на этой основе новых представлений. Воображение позволяет создавать представление о таких предметах и явлениях, которые никогда ранее не воспринимались человеком. Воображение присуще только человеку и является необходимым условием его деятельности. Деятельность животных даже самая искусная и сложная имеет четкое отличие, так как ей никогда не предшествует моделирование предполагаемого результата. Дж. П. Гилфорд использовал вместо термина «воображение» - «дивергентное мышление», понимая данный процесс (воображение) как характеристику мышления, не выделяя воображение как отдельный психический процесс. В российской психологической традиции принято различать эти процессы.
Воображение тесно связано с мышлением и памятью. Воображение это всегда отход от действительности, но источником для него является объективная реальность. Ведущим механизмом воображения является перенос какого-либо свойства с одного предмета на другой. Как частные случаи можно выделить:
Ø агглютинацию — создание нового образа из частей других образов, например избушка на курьих ножках.
Ø гиперболизация — увеличение или уменьшение объекта и его частей, например мальчик с пальчик или чудо-юдо рыба кит, проглотившая деревню.
Ø схематизация — сглаживание различий между объектами и выявление их сходств, например, двое из ларца одинаковы с лица, три головы у змея Горыныча – выполнение одинаковых функций нивелирует качества личности.
Ø акцентирование — подчеркивание особенностей объектов, например, русские красавицы с глазами-омутами, статные и трудолюбивые, или «купола в России кроют золотом, чтобы чаще Господь замечал», представляя золото как меру заметности.
Ø типизация — выделение повторяющегося и существенного в однородных явлениях, например, образ Ивана-дурака, кочующий из сказки в сказку и всегда оказывающийся удачнее и сообразительнее «умных». Эта особенность позволяет использовать понятия «русский» и «дурак» как почти не обидные типичные особенности, подразумевая, что свое он возьмет чем-то еще. Типичная особенность русского народа – своеобразный комплекс Емели – желание сидеть на печи и терпеливо ждать чуда.
Для оценки воображения принято применять такие критерии как степень волевых усилий и степень активности. По вовлечению волевой саморегуляции в процесс воображения можно выделить преднамеренное и непреднамеренное воображение. Преднамеренным активным воображением является мечта – это творческое, воссоздающее воображение. Непреднамеренным пассивным являются возникающие в дремотном состоянии видения, например, рисунки рождающиеся из геометрических узоров на обоях. Преднамеренным пассивным являются грезы, хотя это воссоздающая форма, она не имеет акцента программирования действий, в отличии от мечты. Воображение тесно связано с эмоциональными состояниями человека. Пассивное воображение (фантазирование) часто ставит целью вытеснение негативных эмоциональных состояний или поддержание положительных эмоций. Благодаря воображению человеку свойственна способность к эмпатии – пониманию и сопереживанию.
Мышлениеи интеллект
Мышление или познание имеет много форм: грезы, разрешение проблем и поиск причин. Мышление – процесс психической обработки информации. В сущности мышление – это внутренне представление (психическое выражение, моделирование) проблемы или ситуации. Для этого используются основные составляющее мышления: образы, понятия, язык и символы. Образ – психическое представление, заключенное в картину; Понятия – генерализованная идея, представляющая класс связанных объектов или событий, объединенных словом; Язык – слова или символы и правила их комбинирования, которые используются для мышления и коммуникации.
Комплексное мышление включает все три составляющие, но оно также включает и многие другие составляющие: внимание, узнавание, память, принятие решений, интуицию, знания, воображение, волю и т.д.
Мышление - высший психический процесс отражения в сознании общих свойств предметов и явлений, способствующий порождению нового знания на основе субъективного отражения и делающий возможным преобразование человеком действительности.
Образы связаны с мышлением посредством воображения – психического процесса создания новых образов на основе ранее воспринятых. 97% людей продуцируют в своем сознании визуальные образы и 92% - слуховые образы. Свыше 50% могут вообразить движение, прикосновение, запах, боль. Когда мы говорим об образах, то обычно представляем себе психические «картины», но образы могут включать и другие чувства. Некоторые люди обладают редкой формой воображения – синестезией – для них образы переходят грань нормальных сенсорных барьеров (ощущать вспышки, слушая музыку.) Большинство людей применяют образы, когда думают, вспоминают решают проблемы. Кроме воссоздания в сознании человека происходит и непосредственное создание образов. Люди с хорошим воображениемпоказывают как правило высокие креативные способности. В каком-то смысле мы думаем не только головой, а всем телом. Кинестетические представления – возникают на основе вспоминаемых или воображаемых мышечных ощущений, такие образы помогают нам обдумать наши действия (в какую сторону открывается кран.) Кинестетические образы особенно важны в музыке спорте, боевых искусствах. Если вы захотите продемонстрировать связь между мышлением и мышечной активностью попросите друга рассказать о спортивном соревновании.
Мощным инструментом мышления являются понятия – они позволяют нам думать абстрактно и не обращать внимание на отвлекающие детали. Формирование понятий - это процесс классификации информации и преобразования ее в категории. В основном формирование понятий базируется на столкновении с позитивными и негативными примерами. Становясь взрослыми люди часто усваивают понятия благодаря концептуальным правилам – принципам, позволяющим определить, принадлежат ли предметы и события к данному классу понятий. Однако примеры не теряют своей актуальности.
Чаще всего мышление происходит при помощи языка, потому что он позволяет кодировать (переводить) явления в символы, с которыми уже легче манипулировать.
Можно сказать, что мышление – это психологическое представление и манипулирование информацией с целью решения различных задач. Выделяют несколько способов разрешения задач: механические решения и интуитивные решения.
Механические решения – можно получить методом проб и ошибок при помощи механического запоминания (комбинация цифр в замке). К ним также относятся решения при помощи понимания – более глубокое осознание проблемы (понять головоломку) и эвристика – метод случайного поиска, который может быть полезен, если количество альтернатив невелико.
Интуитивные решения или инсайт – он обычно основывается на перестановке отдельных составляющих задачи. Когда мы видим проблему в новом свете, то решение кажется очевидным. Интересно, что интуитивное решение приходит или быстро или вы скорее всего допустите ошибку.
Один из самых важный барьеров для разрешения проблем – это фиксация, тенденция цепляться за неверные решения или быть слепым к альтернативе. Обычно это происходит когда мы накладываем на наше мышление ненужные ограничения. Проиллюстрируем задачей: Как посадить четыре маленьких дерева, так, чтобы каждое из них находилось на одинаковом расстоянии друг от друга.Несмотря на то, что решение этой задачи мы с вами видим каждый день, входя в институт – это тетраэдр, происходит вынужденная фиксация решений в плоскости, где верное решение найти невозможно.
Одной из характеристик мышления можно считать интеллект – общая способность мыслить рационально, действовать целенаправленно и эффективно справляться с окружающей средой. Как многие другие важные понятия психологии интеллект нельзя наблюдать непосредственно, те не менее мы наверняка знаем, что он существует. Под интеллектом понимают познавательные возможности человека, они позволяют комплексно оценить память, запас знаний (эрудицию), лексику, способность манипулировать знаниями для решения практических задач и способность к дальнейшему обогащению запаса знаний. Интеллект – это собирательная функция, подразумевающая запас знаний в смежных областях, умение предвидеть последствия своих поступков и перестраиваться в процессе меняющейся ситуации. Интеллект оценивается с учетом воспитания, образования и жизненного опыта, он может быть средним, ниже среднего (когда неудачи субъекта легко предсказуемы) и выше среднего, обнаруживается у примерно 3% населения (что не дает возможности уверенно предсказать удачи жизненного пути, т.к. это лишь потенциальная возможность успешности, которой субъект может и не воспользоваться).То, что вы делаете гораздо важнее того, что вы могли бы сделать. Разумеется, не все богато одаренные интеллектом люди вносят вклад в науку, искусствоили социальную практику (ведь этот потенциал мог достаться банальному лентяю), но, как правило, люди с интеллектом выше среднего более настойчивы и обладают сильной мотивацией к познанию и преобразованию мира.
Людей с интеллектом ниже среднего называют умственно отсталыми в российской педагогической традиции и детьми с отсроченным успехом в американской.Умственная отсталость – возникает по разным причинам: генетическим, родовые травмы, нарушения обмена веществ, крайняя бедность и в некоторых случаях вообще нельзя найти никакой причины. Важно осознавать, что социальная адаптация в большинстве случаев может помочь сгладить этот разрыв, именно с этим и связан фактор отсроченного, но возможного успеха.
Чтобы отличить более способных людей или способных но ленивых от отстающих в 1904 американские психологи создали тесты, определяющие интеллектуальный уровень. Основная идея тестов на IQ заключается в том, что интеллектуально способный человек не слишком сильно пострадавший от обучения может ответить на определенные вопросы, причем у спектра вопросов есть возрастная привязка. Обобщив опыт социального становления, были выделены блоки вопросов, на которые в состоянии ответить человек со средним интеллектом в определенном возрасте. Таким образом, определяется интеллектуальный возраст – возрастная группа, на вопросы которой респондент уверенно отвечает, если разделить умственный возраст на хронологический и умножить на 100% - получим показатель IQ. Становится ясно, что позиция среднего интеллекта отвечает за соответствие хронологического возраста умственному, высокого интеллекта – говорит о преобладании умственного возраста над хронологическим, низкого – об обратной ситуации.
К вышесказанному можно добавить, что мышление может быть индуктивным (от конкретных фактов к общим признакам), дедуктивным (от общих принципов к конкретным ситуациям), логическим (от данной информации к новым умозаключения на основании очевидных правил) или алогическим (интуитивным или иррациональным), а такжекреативным.Креативное мышление включает различные стили мышления в разных комбинациях добавляя к ним такие особенности как спонтанность, гибкость и оригинальность. О креативном или творческом мышлении можно говорить в том случае если мыслительный процесс приводит к созданию новых идей и неожиданных ответов на поставленные вопросы, которые одновременно являются практичными и разумными.
В поиске новых, оригинальных решений огромное значение имеет постановка задачи. Когда мы подходим к разрешению проблемы только с одной стороны, то есть подразумеваем один правильный ответ – это приводит к конвергентномумышлению. Дивергентноемышление действует наоборот: способствует нахождению множество возможных ответов, вырабатывающихся на основе тех же исходных данных, а затем выбирает наиболее подходящие и практичные.
Формами мышления, своеобразными ступенями получения нового знания являются понятие, суждение и умозаключение. Понятие – это обобщенное представление о группе объектов или явлений. Понятие может быть эмпирическим, теоретическим, конкретным, абстрактным, житейским и т.д. Человек может саамы вырабатывать понятия, а может заимствовать их из социального опыта. Суждение позволяет установить истинную или ложную связь между явлениями. Умозаключение способность на основании нескольких суждений сделать определенные выводы. Становлению законченных мыслительных форм способствуют мыслительные операции: анализ, синтез, абстрагирование, конкретизация, сравнение, обобщение. Мыслительные операции позволяют работать со сложными объектами, часто мыслительные операции представляют в виде неразрывно существующих пар, так например анализ не способен решать задачи без применения синтеза. Анализ позволяет разбить сложный объект на части и рассмотреть отдельно, однако умозаключения будут некорректными, если не вернуть части в единое целое, что обеспечивается при применении синтеза. Абстрагирование позволяет справиться с системой связанных объектов, отвлекаясь от существования связей и рассматривая объект изолированно. Однако только конкретизация способна вернуть объект в систему и обеспечить точность модели. Сравнение ставит целью выявление общих черт и отличий у ряда предметов, а обобщение дает возможность провести классификацию их на основании выделенных черт.
Волевая регуляция человека
Психические познавательные процессы были бы невозможны или как минимум непродуктивны без применения волевых усилий. Воля, в основном, прижизненное образование человека позволяющая осмыслить цель будущей деятельности сопоставить мотивы с системой ценностей и совершить действие.
Воля – психический процесс, обеспечивающий сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности. Волевые процессы связаны с преодолением внешних и внутренних препятствий, проявляются в саморегуляции поведения и психических явлений. Волевые акты возможны благодаря воздействию на процессы возбуждения и торможения нервной системы. Основные функции воли – активизирующая – заставляющая действовать и тормозящая – позволяющая воздержаться от действия. Развитие волевой сферы личности тесно связано с формированием мировоззрения и нравственной позиции личности. Духовное богатство личности способствует изменению мотивационной сферы личности в сторону ее усложнения: не от мотива к поступку, а от мотива к поступку через своеобразный нравственный фильтр, действия становятся не импульсивными, а подконтрольными сознательной сфере. Ярким примером волевой саморегуляции является сверхнормативное, просоциальное поведение, т.е. такое поведение, которое характерно помощью людям, подчас, даже в ущерб себе.
Основные признаки волевого акта это приложение продуманных усилий, наличие цели и плана по ее достижению, отсутствие непосредственного удовольствия от поступка, стремление к преодолению обстоятельств или особенностей личности. Волевая регуляция личности состоит в оптимальной концентрации активности для достижения осмысленной и значимой цели.
Невозможно переоценить значение волевой саморегуляции и в блокировке ненужных действий, не только в смысле социальнонеодобряемых, но действий не приводящих к нужному результату или приводящих, но слишком «дорогой» ценой. В целом можно сказать, что волевая регуляции не позволяет настойчивости перейти в тупые стереотипные усилия, когда сама цель подменяется необходимостью ее достижения.
Базовые волевые личностные качества – это сила воли, настойчивость, выдержка и энергичность. На базе этих качеств развиваются вторичные: решительность, смелость, самообладание и уверенность в себе. И третьим этапом становления волевой сферы личности становится формирование таких качеств как ответственность, дисциплинированность, принципиальность, обязательность.
Волевые характеристики личности позволяют говорить о том, на сколько она самостоятельна с суждениях, способна к принятию решений к контролю эмоциональных состояний. Волевые реакции имеют как врожденную составляющую, основанную на темпераменте, норме и скорости реакции на входящие раздражители, так и приобретенную сформированную прижизненно составляющую, позволяющую овладеть собой и своими эмоциями, даже имея достаточно низкий природный потенциал к этому. Тренировка воли и формирование волевых качеств личности проводит связь не только между психическими процессами и психическими состояниями, но и связывает их с физиологическими процессами. В основе психологической устойчивости лежит физическая выносливость. Недаром на протяжении многих веков физическое воспитание расценивалось как способность получить запас сил и энергии для того, чтобы переживать все, в том числе и психологические напасти не опуская головы. Однако нельзя отрицать и тот факт, что при определенных обстоятельствах люди, не обладающие выдающимися физическими силами и здоровьем, проявляют сильные волевые качества, как бы компенсируя недостаточность физической сферы.
Воображение позволяет нам в значительной степени предвидеть последствия своих действий, а волевая саморегуляция позволяет не совершать таких действий, о которых в последствии, пришлось бы пожалеть, таким образом, иллюстрируется связь психических процессов. Кроме того, волевая сфера человека при достаточном уровне развития позволяет выйти на уровень автономной регуляции поведения, являющийся воспитательным идеалом - состояние, когда человек делает то, что должен, потому что ему этого хочется, проводя тесную связь между психическими и педагогическими процессами.
Лекция 7. Личность как субъект образования
Приобщение человека к нормам и ценностям общества. Развитие и формирование человека от индивида к личности и индивидуальности. Движущие силы и факторы становленияличности. Педагогическая программа развития личности