Социальная характеристика моего района
пример реальной учебной проблемы на материале регионального направления
Постановка проблемы. Длительное время обучение географии было в основном сосредоточено на описании и объяснении природных особенностей отдельных районов мира и их различий — раздел географии, обычно называемый региональной географией, или страноведением.
Обычно в региональных исследованиях в центре внимания находятся природные условия того или иного района, степень его экономического развития, форма использования земли и т.п. Что же касается социальных аспектов жизни общества, то они часто полностью игнорируются или упоминаются лишь вскользь, несмотря на то, что благосостояние общества — дело первостепенной важности. Чтобы избежать подобного пробела, учебную проблему можно сформулировать следующим образом: «Что я могу сделать для улучшения социальных условий своей (или любой другой) страны?»
Социальное благосостояние общества в любом районе обычно определяется на основании ряда отобранных социальных показателей. Таковы экономическое благосостояние (жизненный уровень, доход на душу населения и занятость); состояние здоровья (физическое и психическое); возлюжности получения образования; жизненная среда (жилищные условия, загрязненность воздуха и воды, способ времяпрепровождения); степень общественного порядка; социальная активность (или пассивность) отдельных лиц и групп лиц; количество и качество учреждений сферы отдыха(схема 1.1). Вопрос можно было бы задать так: «Какие социальные показатели лежат в основе ваших представлений о родном крае (стране, другом районе планеты)?»
Рекомендуемые виды учебной деятельности. Постановку этой проблемы можно начать с предложения учащимся обсудить, какого рода социальную среду они считают наилучшей с точки зрения условий жизни. Обсуждение можно провести в форме «лавинного опроса», когда Учащиеся приводят первые приходящие в голову признаки, не останавливаясь на них подробно. После того, как основные характеристики перечислены, их можно записать на доске или на большом листе бумаги. Затем ученикам предлагается систематизировать эти характеристики, соотнося их с приведенными выше семью показателями.
Далее целесообразно создать комиссии для изучения каждого показателя применительно к выбранному месту или району. Если выбран район, в котором живут учащиеся, то данные о нем можно собрать методом полевых исследований, начав с указания на плане местоположения школ и домов, где проживают учащиеся этих школ. Б большом городе выборка может быть ограничена небольшой частью его территории.
Комиссия, изучающая вопрос социальной активности и пассивности, может рассмотреть участие населения данного района в выборах. Какой процент граждан, имеющих право голоса, фактически осуществляет свое право ? Какие общественные прослойки жителей этого района или избирательного участка имеют наибольший процент не желающих голосовать? Наименьший? Комиссия может попытаться установить причины такого расхождения.
Предположим, что другая комиссия попытается разобраться в проблеме преступности (форма общественного беспорядка). И здесь лучше всего начать с составления карты с указанием на ней мест, где совершаются различные категории преступлений. Это позволит высказать предположения относительно причин данной картины распределения категорий преступлений.
Еще одна комиссия займется изучением возможностей данного района (штата, страны или другой части мира) для отдыха или досуга. И ей придется нанести зоны отдыха и соответствующие учреждения на карту, чтобы убедиться, насколько они доступны всем членам общества. Затем молено изучить наличные формы отдыха, соотнеся их с разными возрастными группами населения - людьми пожилого и зрелого возраста, подростками и малышами.
Входе изучения семи показателей социального состояния избранного района класс может выявить проблемы, требующие решения. Так, в некоторых частях района может не оказаться оздоровительных зон для маленьких детей. Как их создать? В какой-то части района обнаружится высокий процент краж. Как их предотвратить? Кое-где выявятся недостатки в медицинском обслуживании: нехватка врачей, медицинских сестер или лечебных учреждений. Что можно сделать для улучшения положения?
Внедрение решения в практику. После того, как комиссии представят классу результаты своих исследований, учащиеся смогут совместно обсудить их и предложить решения. Следует также выработать дальнейшую программу действий. Например, класс может составить план мероприятий для улучшения зоны отдыха и предложить его местным властям. Исследование проблемы преступности в районе -воровства, квартирных краж: и др. - может положить начало общественной кампании за снижение уровня преступности с позиций разработанной учениками системы мер.
Не обязательно, конечно, работать над всеми семью аспектами социальных условий района, достаточно выбрать какой-нибудь один из них и приложить коллективные усилия для разработки программы улучшения данной стороны общественной жизни.
Если для исследования была выбрана более обширная область ~ штат, своя или зарубежная страна — то сначала необходимо определить ключевую географическую единицу измерения. Для штата достаточно данных, собранных в одном графстве, для страны нужны данные по штату или по провинции. Избранный географический масштаб играет важную роль в определении характера собираемых данных, способов их систематизации и в формулировании выводов.
Следует учитывать, что, чем меньше географический масштаб (т.е. чем больше единица площади), тем меньше возможностей для осуществления практических программ действия на основе принятых решений. Шансов «улучшить» социальные условия в масштабе всей нации гораздо меньше по сравнению с каким-либо аспектом жизни данного района или социальной прослойки. С другой стороны, общенациональные достижения всегда зарождаются именно на местном уровне!
Схема 1.1.
Создание социальной характеристики (района, в котором я живу, страны, любой другой части земного шара).
ЭТАП 1 Обсуждение в классе. В каком месте Земли (районе, области, стране) вы предпочли бы жить? Почему? Создать обстановку обсуждения, в ходе которого учащиеся назвали бы наиболее существенные, с их точки зрения, характеристики. Провести их упорядочение, исходя из семи обычных показателей общественных условий: экономическое благополучие, здоровье населения, общеобразовательный уровень, внешние условия жизни, элементы социальной организации, наличие или отсутствие равноправия, возможности отдыха. Организовать семь комиссий для изучения этих совокупных показателей: | |||||
1.Экономическое благополучие: 1)Материальное благосостояние 2)Возможности трудоустройства 3)Заработки | 2.Здоровье населения: 1)Умственное 2)Физическое | 3.Образование 1)Наличный уровень 2)Грамотность 3)Трудности получения | 4.Внешние условия жизни: 1)арактер жилья 2)Загрязненность окружающей среды 3)Способ время- провождения | ||
5.Социальная среда: 1)Отношения в семье 2)Общественное окружение 3)Преступность | 6.Равноправие 1) Положение меньшинств 2)Общественные предрассудки 3)Право голоса | 7.Отдых 1)Возможности 2)Доступность 3)Удовлетворение нужд различных групп населения в зависимости от пола, возраста… | |||
ЭТАП 2 Обсуждение в классе. Учащиеся класса заслушивают доклады всех комиссий. Данные представляются в виде карт, схем, графиков. Используются фотоматериалы. Обсуждаются проблемы, выявившиеся в ходе исследований. Учащиеся решают, работать ли далее над одной, несколькими или всеми проблемами сразу. | |||||
Пример проблемы для исследования: состояние преступности в пределах района, области, страны | Пример проблемы для исследования: состояние здоровья населения в пределах района, области, страны | ||||
ЭТАП 3 Обсуждение в классе и вынесение согласованного решения. Рассматриваются результаты изучения поставленных проблем. Например, необходимость благоустройства детских площадок в вашем микрорайоне или создания новых парков и дополнительных спортплощадок в районе. Учащиеся разрабатывают планы решения этих проблем, пересылают свои предложения соответствующим представителям власти или, если это возможно, сами исправляют положение вещей. | |||||
Как проехать
пример реальной учебной проблемы на материале территориально-структурного направления
Постановка проблемы. Старые и молодые в равной мере постоянно сталкиваются с необходимостью проехать из одного места в другое. Поэтому учащиеся всех возрастов с энтузиазмом откликнутся на призыв обсудить транспортную проблему в своем районе. Изучая эту проблему, школьники познакомятся с такими понятиями, как узел, транспортная сеть, транспортный поток, общественный и частный транспорт для перевозки товаров и пассажиров, и с массой других важных понятий, связанных с изучением географии.
В одних классах можно заняться изучением проблемы проезда до школы и обратно, а в других — поездками в места отдыха, а также в учебные и культурные учреждения данного района. Когда учащиеся убедятся, что проблема транспорта действительно важна либо для них самих, либо для других жителей района, им надо предложить создать небольшие группы для изучения различных аспектов этой
проблемы. Реальную учебную проблему можно сформулировать следующим образом: «Как безопаснее (быстрее, дешевле) добраться от_ до _?"
Следует отметить, что старшеклассников вполне можно озадачить проблемой переезда из одного места страны в другое или из сельской местности в город и т.д. (схема 1.2).
Рекомендуемые виды учебной деятельности.На схеме 1.2 приведены некоторые виды работы в классе.
Возможно, что учащиеся захотят узнать мнение своих сверстников об этой проблеме. В этом случае подсчет и систематизация результатов опроса лучше помогут им решить, с каких вопросов начать и какие данные потребуются в дальнейшем.
Несколько 12-летних детей было занято решением проблемы общественного транспорта для загородных прогулок. Они наметили места для возможных выездов, изучили пути сообщения, узнали стоимость проезда и расписание общественного транспорта. Учащиеся нескольких классов этой школы заинтересовались собранными сведениями, и они были включены в брошюру для всеобщего пользования.
В другой школе учащиеся работали над проблемой поиска путей сообщения их района с городом. Среди решений было и создание велосипедной дорожки. Когда о возможных маршрутах и стоимости строительства были собраны исходные данные, школьники позвонили в органы местной власти, чтобы узнать, что делать дальше. Специальный уполномоченный согласился встретиться с детьми и обсудить их предложения. После доклада школьников уполномоченный перечислил шаги, которые необходимо предпринять, если дети серьезно думают о строительстве велосипедной дорожки.
Далее школьники действовали по предложенной ими программе. Они прежде всего представили доклад полному составу комитета уполномоченных, предъявив также ходатайства о строительстве велодорожки и карту предполагаемых для нее маршрутов. Кроме того, они изложили все собранные ими сведения и ответили на вопросы представителей официальных властей. Действия школьников произвели большое впечатление, и местному инженеру было дано задание рассмотреть возможности строительства велодорожки.
Деятельность по сбору данных и их систематизации предоставляет большие возможности для полевых исследований, проведения опросов, составления карт и таблиц, фотосъемки и написания отчетов. Можно предложить следующие вопросы, которые помогут стимулировать поисковую деятельность школьников:
- Испытываете ли вы какие-либо неудобства в поездках в пределах района? Почему?
- Везде ли имеются необходимые дорожные знаки и обозначения?
- Есть ли прямая транспортная связь с важными для вас объектами?
- Каким транспортом вы пользуетесь в пределах района ?
- Что вы чувствуете, если теряете дорогу?
- Испытывают ли транспортные трудности другие жители вашего района?
- Можете ли вы предложить способ облегчить передвижение по вашему району?
- Каким маршрутом вы ездите от__до_?
- Встречаются ли на этом пути какие-либо неудобства?
По мере того, как учащиеся все больше втягиваются в эту проблему, у учителя появляется все больше возможностей проверить их восприятие расстояния и расположения объектов относительно друг друга, помочь выработать более точные пространственные представления о районе. Это один из способов развития в сознании детей мысленных карт знакомых мест и, в конечном счете, усвоения понятий расстояния, направления и относительного расположения объектов; этот способ более эффективен, чем изучение карт незнакомых мест.
Внедрение решения в практику. В зависимости от аспекта проблемы, выбранного для классного исследования, можно предложить несколько путей внедрения результатов работы в практику. Так, в одном классе учащиеся 14-16 лет исследовали проблему поездки на автобусе в школу и из школы. Эта проблема касается многих школьников в больших и средних городах и в сельских местностях, где существуют районные школы. В решениях предлагалось более удобно расположить места сбора детей, отапливать зимой места ожидания автобуса и обеспечить защиту детей от дождя, составить для них. правила пользования автобусами; указывалось на необходимость введения микроавтобусов для сбора детей в дальних рейсах и обычных автобусов для сбора детей, живущих ближе к школе; предлагалось сделать автобусы на дальних рейсах скоростными, чтобы дети затрачивали меньше времени на дорогу.
Выше уже упоминалось о том, как один из классов обратился к местным властям с просьбой рассмотреть предложение о строительстве специальной дорожки, чтобы дети могли безопасно ездить в школу на велосипедах. В другом классе пришли к выводу, что транспортные потоки следует изменить, введя вблизи школы улицы с односторонним движением и обеспечив тем самым большую безопасность детей. Еще один класс предложил изменить маршруты и расписание некоторых автобусов для улучшения обслуживания пассажиров данного района.
Проводя такие исследования, учащиеся лучше усваивают понятия доступности различных мест и препятствий, мешающих нормальным поездкам. Они начинают осознавать, почему людям приходится переезжать с одного места на другое. Им становится понятно, что их потребности могут быть удовлетворены, если устранить обнаруженные препятствия или изменить маршруты и расписание общественного транспорта.
В наши дни нехватки и высоких цен на бензин важно, чтобы школьники, их родители и сограждане искали новые решения проблем, связанных с поездками на транспорте внутри данного района и за его пределы.
Схема 1.2. Примерные виды деятельности при решении проблемы: "Как проще, быстрее и дешевле было бы добраться из одного места в другое в вашем районе? "
ШАГ 1 Обсуждение в классе. Есть ли в вашем районе такие места, до которых трудно добраться? Четка ли система обозначений различных объектов в районе? Имеются ли указатели? Бывали ли вы сами в названных местах? Имеются ли жители, которым трудно добираться до ряда мест? | |||||
ШАГ 2 Сбор данных. Спланируйте и проведите обследование с целью определения труднодоступных точек района и степени сложности сообщения с ними. Например, путем опроса учащихся своего и других классов можно выяснить, знают ли они, где расположены музеи, театры, учебные заведения, стадионы и т.п. в их районе; какова система транспортного сообщения и т.д. | ШАГ 2 Сбор данных. Хронометраж - определение времени, которое нужно затратить, чтобы добраться из одного определенного места района в другое на разных видах транспорта и по разным маршрутам. Отметить встречающиеся препятствия. | ||||
ШАГ 3 Представление и анализ данных. Подготовка карт, столбиковых диаграмм или гистограмм (результаты обследования в виде числа учащихся, затративших то или иное время, чтобы добраться из одного места в другое по разным маршрутам и на разных видах транспорта). Подсчет средних затрат времени. Подготовка карт маршрутов, связывающих пункты, которые названы учащимися. Составление карт, показывающих местоположение определенных объектов. | |||||
ШАГ 4 Обсуждение в классе. Выводы, которые можно получить на основе собранных данных; перечисление способов, позволяющих упростить перемещение из одного места в другое; создание групп учащихся, разрабатывающих эти способы, например, путем составления карты, осуществления цветовой разметки зданий, размещения знаков-указателей, информации о работе общественного транспорта, о маршрутах, которыми можно добраться до интересующего места, о препятствиях на пути и т.д. | |||||
Определение протяженности различных маршрутов с учетом масштаба карты | Определение местоположения существующих или планируемых велосипедных трасс | ШАГ 5 Сбор информации о часто посещаемых местах в вашем районе | Составление графиков работы общественного транспорта на действующих маршрутах | Подготовка петиций и сбор подписей в поддержку предлагаемых изменений в работе транспорта | |
ШАГ 6 Вычерчивание планов, карт | |||||
ШАГ 7 Обсуждение в классе. Доклады групп, планирование практических мер или передача планов властям района | |||||
ШАГ 8 Обсуждение практических мероприятий по улучшению транспортного сообщения: развешивание карт, расписаний, указателей маршрутов; цветовая разметка зданий; сопровождение экскурсий; подготовка брошюр с описанием работы транспорта, карт новых маршрутов; устранение препятствий. | |||||
ШАГ 9 Сбор данных. Планирование и проведение обследования по определению результативности осуществленных мероприятий. | Сбор данных. Хронометраж (повторное определение времени, необходимого для того, чтобы добраться из одного места в другое) | ||||
ШАГ 10 Обсуждение в классе. Сообщения, подготовленные группами учащихся. Планирование практических мер или передача планов властям района. | |||||